Семья Мордашова может стать 100%-ным владельцем российского TUI

Как сообщил 19 января «Интерфакс», компания «КН-Холдинг», принадлежащая сыновьям предпринимателя Алексея Мордашова Кириллу и Никите, может выкупить 10% долю, оставшуюся у TUI в совместном предприятии, работающем на территории России и стран СНГ.

Семья Мордашова может стать 100%-ным владельцем российского TUI
© TourDom

СП создали еще в 2008 году: 51% принадлежало структуре Мордашова, 49% - иностранному туроператору. При этом доля TUI постепенно уменьшилась до 25%, а затем - до 10%. Сначала интересы Мордашова в СП (кипрская Togebi Holdings Limited - ред.) представляла Oscrivia Limited, затем ее заменил “КH-Холдинг”. По данным источника, о подготовке сделки свидетельствовали материалы к собранию акционеров TUI, по состоянию на середину декабря сделки еще не было. Вырученные от продажи 10% доли средства пойдут на погашение части задолженности Togebi перед TUI, сообщает “Интерфакс”.

В офисе российского туроператора TUI Россия эту информацию пока не комментируют. Между тем, для экспертов российского рынка новость о переговорах не стала неожиданностью. Алексей Мордашов активно участвует в делах российского туроператора, как минимум, последние лет шесть. В 2015 году в обмен на наращивание доли он инвестировал в совместную компанию более $22 млн, в то время как TUI вложил лишь три миллиона (годом ранее ее вклад составил $24,5 млн). В 2016 году большую часть снова предоставил российский предприниматель : $4,5 млн против $1,5 млн. В дальнейшем информация об инвестициях в публичном доступе не появлялось, но руководство российского туроператора неоднократно подчеркивало, что деятельность ведется автономно от “большого” TUI. В частности в конце 2019 года об этом в своем интервью говорил гендиректор TUI Россия Тарас Демура. Так что полный выкуп компании выглядит логичным. Особенно с учетом объективных трудностей, с которыми столкнулся в период пандемии европейский TUI: ему сейчас не до перспективных развивающихся рынков, которым еще недавно считался российский.

“Если иностранный акционер не готов инвестировать а им вроде бы незачем, и так проблем полно, то тогда тот, кто вкладывает деньги, хочет оставить себе и всю прибыль, когда он будет владеть большей долей рынка”, - рассуждает владелец одной из туроператорских компаний.

Таким образом для российского TUI подготовку сделки можно считать хорошей новостью - крупнейший акционер снова подтвердил свои стратегические намерения по завоеванию рынка организованного туризма в России.

Один из экспертов считает, что свою роль сыграл патриотический фактор: туризм у нас в стране в последние годы стал трендовой темой, признан значимой отраслью, на ее развитие в рамках нацпроекта планируется выделить огромные деньги (629 миллиардов рублей - ред). “Возможно, собственник счел, что держать в акционерах иностранного миноритария, с которым нужно согласовывать те или иные решения, ему не очень интересно: поэтому и сделал предложение европейскому TUI, от которого там вряд ли откажутся”, - комментирует директор еще одной туроператорской компании.