Премьер Ингушетии: пандемия коронавируса помогла "обелить" экономику республики

Ингушетия, как и другие регионы страны, не была готова к пандемии нового коронавируса, которая нанесла удар по экономике и туризму, привела к росту безработицы. Однако предпринятые меры как на местном, так и федеральном уровне, позволили республике не только выдержать этот удар, но и усилить медицину, нарастить производство, в том числе сельхозпродукции, и даже увеличить турпоток. Еще одним позитивным фактором стало "обеление" экономики, поскольку воспользоваться мерами господдержки могли только официально работающие предприятия, выплачивающие "белые" зарплаты. Когда единственный аэропорт региона получит статус международного, что Ингушетия будет поставлять за рубеж и сможет ли горнолыжный курорт "Армхи" конкурировать за туриста с ведущими курортами Северного Кавказа, в интервью ТАСС рассказал председатель правительства республики Владимир Сластенин.

Премьер Ингушетии: пандемия коронавируса помогла "обелить" экономику республики
© ТАСС

— Сегодня Ингушетия, как и вся страна, борется с распространением коронавирусной инфекции. С какими основными проблемами столкнулся регион в период пандемии, какие наиболее острые вопросы в социально-экономической и других сферах высветила эта ситуация? Насколько эффективно получается отвечать на новые вызовы в оперативном режиме и что, на ваш взгляд, требует системных изменений?

— Вызовы и проблемы, с которыми мы столкнулись, общие для всех регионов и нашей страны в целом. Первое - нам нужно было обеспечить готовность системы здравоохранения к оказанию медицинской помощи всем нуждающимся, не допустить дефицита коек и кислорода в больницах, аппаратов искусственной вентиляции легких, лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения мы должны были иметь в регионе всего 253 койки, оборудованные кислородом, на 500 тыс. человек населения.

Весенняя волна была для нас страшной. У нас была всего одна станция, на которой проводились ПЦР-исследования, было только одно инфекционное отделение, поэтому нужно было переоборудовать лечебные учреждения, подвести кислород к койкам. Сегодня благодаря открытию новых лабораторий мы проводим до 1 тыс. исследований в день, а чем больше исследуем, тем больше выявляем. Коечный фонд довели до 1027 мест, при этом хочу отметить, что они пригодились не все. Кислородом оборудованы 900 коек, появились новые аппараты компьютерной томографии с высокой точностью исследования. Мы увеличили парк машин скорой помощи до 111 единиц, региональная администрация также передала 35 служебных автомобиля медикам для обслуживания пациентов на дому. И если в начале весны было 200 выездов в сутки, то сейчас их 500. И самое главное - медики научились бороться с болезнью, в этом немалую роль сыграли врачи из Москвы, которые приезжали сюда делиться опытом.

Второе: очень важно было при введении ограничений соблюдать баланс между мерами по сдерживанию пандемии и поддержанием экономической стабильности. Нельзя было закрыть производства, нельзя было отправить по домам людей, потому что они должны кормить свои семьи. Здесь очень большую роль поддержки сыграли роль дотации, которые выделялись федеральным центром.

Учитывая, что Ингушетия - регион с одним из самых высоких показателей плотности населения (пятое место в РФ, 163 человека на кв. км), мы находились в зоне особого риска. Но, несмотря на то, что в отдельные периоды времени ситуация складывалась непростая, за счет слаженной и скоординированной работы всех ветвей и уровней власти, методологической поддержке и помощи, оказанной из федерального центра, мы смогли сохранить социально-экономическую стабильность.

Важнейшую в роль в этом обеспечили меры социальной поддержки семей с детьми, принятые на федеральном уровне по инициативе руководства страны. Мы, со своей стороны, приняли закон, предусматривающий на полгода с 1 апреля по 30 сентября текущего года, ряд налоговых льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса. Среди них уменьшение ставок по УСН, снижение ставки налога на имущество, освобождение от транспортного налога в отношении транспорта, зарегистрированного до 30 марта текущего года, "каникулы" на полгода для впервые зарегистрированных после 1 января 2020 года предприятий, если они относятся к пострадавшим отраслям, и др.

По окончании пандемии будет проведен детальный анализ по всем отраслям, по итогам которого примем соответствующие решения.

— Как ограничения, введенные из-за пандемии, отразились на ключевых отраслях экономики региона, работе ключевых предприятий? Какие шаги по выводу основных отраслей из кризиса сегодня планирует руководство республики?

— Для нас очень важно было минимизировать экономические последствия вводимых ограничений.

Мы определили на заседании оперштаба 20 основных отраслей, был составлен перечень предприятий, которым мы разрешили работать, но с условием того, что руководители обеспечат безопасность работников.

Меры поддержки, принятые на республиканском и федеральном уровнях, позволили минимизировать негативные последствия для предприятий региона. Так, по последним данным, по индексу промышленного производства у нас идет прирост 4,5 %, по сельскому хозяйству - 0,8%. У сложившейся ввиду эпидемии ситуации есть один плюс – руководители предприятий поняли, что им выгоднее работать "в белую", чтобы получить государственные льготы. Мы провели анализ и поняли, что в этот период у нас возросло число официально работающих жителей.

Двум наиболее пострадавшим от коронавируса системообразующим предприятиям - аэропорту "Магас" и ГУП "Ингушавтотранс" - была оказана финансовая помощь. Их положение после отмены ограничений постепенно стабилизируется.

— Пандемия также нанесла серьезный удар по туристической отрасли. Какая работа проводится по восстановлению этой сферы?

— Да, к сожалению пандемия нанесла значительный урон туристической отрасли. После введенных ограничений нам пришлось закрыть гостиничные и ресторанные комплексы, кафе и другие места отдыха. В гостиницах практически пустовал весь номерной фонд, а это убытки и недополученная выгода. В основном наши туристы – это люди, которые испытывают интерес посетить горы, они сами организовывают экскурсии. Летом в выходные дни, например, Джейрахский район посещают до 6-7 тыс. человек. Нам необходимо найти инвесторов для развития этой отрасли, создания соответствующей туристической инфраструктуры, с которой у нас пока проблемы. Речь идет о создании условий для туриста, формировании пакета услуг, создании сервиса. Важно, что при этом одно рабочее место в турбизнесе подразумевает обеспечение работой семи человек в смежных отраслях.

И все же за год регион посетили 180 тыс. туристов, что больше на 50 тыс. человек, чем в прошлом году. И это несмотря на пандемию.

Правительство республики не осталось в стороне: мы начали адресно помогать субъектам туриндустрии, но именно тем, кому реально нужна была помощь. За счет мер господдержки нам удалось избежать массового увольнения сотрудников. Кроме того, работаем с Федеральным агентством по туризму, от субъектов малого и среднего предпринимательства республики были поданы множество заявок на получение грантовой помощи, часть из них уже прошла первый этап и претендует на получение средств в этом году. Существенная часть выигравших на форуме "Машук" проектов также относится к туризму: благоустройство пикниковых площадок, запуск мобильного приложения, проведение имиджевых, культурных и спортивных мероприятий для привлечения внимания к республике. В следующем году эта комплексная работа будет продолжена.

— В Народное собрание региона внесен проект бюджета на следующий год. Каким сферам в нем отдан приоритет?

— Республиканский бюджет на следующий год тоже сформирован с дефицитом. Основная расходная часть бюджета - социальная: выплата заработной платы учителям, врачам, работникам дошкольных образовательных учреждений, а это порядка 75% расходной части. Это также расходы на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, расходы на выплаты социального характера, меры социальной поддержки, пособия, стипендии, бесплатное горячее питание обучающимся 1-4 классов и т.д.

— Как власти региона намерены сокращать дотационность бюджета республики? Есть ли шанс, что регион будет зарабатывать самостоятельно, и что для этого необходимо сделать?

— Дотационность означает, что регион не получает в полном объеме доходов, которые требуются на покрытие расходов. Эта проблема комплексная и в большей мере является следствием недостаточного уровня развития экономики, в том числе реального сектора.

Есть такой термин "борьба с бедностью", но надо не с бедностью бороться, а зарабатывать деньги. Также и в нашем случае – не с дотационностью надо бороться, а открывать новые предприятия, производства, развивать малый и средний бизнес. Наш регион собирает порядка 10 млрд рублей налогов, из них половина, согласно Бюджетному кодексу, уходит в вышестоящий бюджет, и 4,6 млрд рублей остаются у нас.

По итогам прошлого года общий объем налогов, сборов и страховых взносов в регионе вырос на 22%, в этом году рост доходов консолидированного бюджета составил 17%. Мы ставим задачу по увеличению налоговых сборов и неналоговых поступлений. По неналоговой части – это задача нашего министерства имущественных отношений. Важно собрать арендную плату за землю, помещения, рекламные щиты. В регионе половина жилых помещений и домов не зарегистрирована. В скором времени будут созданы специальные комиссии в районах, которые будут заниматься проверкой регистрации земель, разрешений на строительство, ввода в эксплуатацию помещений, на подключение к газовым сетям.

Когда обновленное Махмудом-Али Калиматовым правительство только приступило к работе, у нас были ужасные цифры: почти 5 млрд рублей кредиторской задолженности, под 4 млрд рублей – меры бюджетного принуждения, около 3 млрд госдолга. Эти долги были накоплены за предыдущий период времени. По запросу руководства республики почти год нас проверяла комиссия из Федерального казначейства, подтвердив кредиторскую задолженность в 2,5 млрд рублей. И сейчас нам уже выделены первые средства по ней - 423 млн на погашение долгов по соцвыплатам, вследствие чего мы смогли уменьшить общую цифру. Также реструктуризирован госдолг до 2029 года, уменьшены меры бюджетного принуждения – сейчас эта цифра составляет 2,3 млрд рублей. Мы за год практически уменьшили долги на порядка 5 млрд рублей.

— А какие инвестпроекты позволят региону добиваться роста собственных доходов?

— У нас шесть инвестиционных проектов, которые планируются к реализации в следующем году, это даст нам и новые рабочие места. Также мы ведем работу по восстановлению простаивающих предприятий – на бывшем заводе по производству электродвигателей малой мощности было открыто производство обуви, чулочно-носочных и картонных изделий. Перезапускается единственная в регионе швейная фабрика. Это все благодаря инвесторам, для которых мы создаем хорошие льготные условия, в частности, при получении статуса инвестора от 5 до 8 лет они могут получить льготу 95% в уплате арендной платы за республиканские землю и имущество, полностью освобождение от уплаты налога на имущество, снижаются ставки налога на прибыль. Мы повышаем инвестиционную привлекательность региона, в этом году в рейтинге мы с 72-го места поднялись на 62-е, а это хороший показатель. Инвесторы начинают вкладывать сюда деньги. Во многом сказывается и стабилизация общественно-политического и социального климата в регионе.

Приоритетными направлениями для региона также являются сельскохозяйственная, в том числе перерабатывающая отрасль и туризм. Эти отрасли должны в перспективе обеспечить рост доходов бюджета и повышение уровня занятости населения. Говорить о конкретных показателях, на которые мы планируем выйти по дотационности, в изменившихся экономических условиях будет не совсем корректно, но хочу отметить, что выход на финансовую самостоятельность, безусловно, является одной из первоочередных и стратегических целей республики.

— На протяжении последних лет в Ингушетии сохраняется самый высокий по стране уровень безработицы. Как вы намерены бороться с этой проблемой?

— В период пандемии люди получили возможность встать на биржу труда без явки, регистрация проходила онлайн, не нужно было дважды в месяц отмечаться, – и тогда резко выросло количество зарегистрированных безработных в регионе. Если до пандемии у нас было зафиксировано 27 тыс. безработных, то к концу лета эта цифра составила около 60 тыс. человек. Это не те, кто был уволен в пандемию, а те, кто решил встать на учет для получения соответствующих выплат. Сейчас мы привели в порядок список, провели проверки, число безработных уменьшилось. Только с конца лета уровень регистрируемой безработицы снизился на 4,5%, количество безработных – на 18%, а напряженность на рынке труда – с 1060 человек до 221 человек на одно вакантное место.

В текущем году в республике реализовывали программу, направленную на снижение напряженности на рынке труда, в рамках которой более 1200 человек из числа безработных получили возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах.

Проблема безработицы, как и в случае с дотационностью, многоаспектная, и решать ее нужно комплексно – создавать новые рабочие места, прежде всего в реальном секторе экономики, переориентировать систему образования на подготовку специалистов по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда Ингушетии, обеспечить эффективное взаимодействие служб занятости с работодателями для организации оперативного переобучения безработных. Важное направление работы – профориентационные мероприятия в общеобразовательных учреждениях, повышение престижа рабочих профессий, проведение конкурсов "Абилимпикс", WorldSkills и подобных им.

Мы эту работу по всем направлениям активно ведем, и до пандемии в республике отслеживалась стабильная динамика снижения уровня безработицы. По нашим прогнозам, в течение шести месяцев ситуация на рынке труда стабилизируется и число безработных начнет сокращаться.

— Как вы оцениваете эффективность реализации национальных проектов в республике? С какими проблемами сталкивается регион при их реализации? Какие наиболее крупные и значимые для Ингушетии объекты появятся в рамках всех нацпроектов, в которых участвует регион?

— Самая большая проблема – на торгах согласно ФЗ №44 побеждает фирма, которая предлагает минимальную стоимость строительства объекта. Потом выясняется, что сумма значительно занижена, победитель за эту цену никогда не сможет построить объект. У нас есть объекты, которые не достроены с 2015 года. Сейчас мы переходим к новой системе: полномочия по распоряжению землей передали правительству региона, – и сразу появился порядок. Также ведется работа по передаче полномочий, касающихся выдачи разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию объектов, с местного на республиканский уровень.

Пандемия в этом году тоже сыграла отрицательную роль: нас около 50% рабочих на стройках – приезжие, а они в период пандемии уехали домой.

Несмотря на осложнения, вызванные эпидемии коронавирусной инфекции, вопросы реализации национальных проектов находились на особом контроле руководства республики, и это позволило нам обеспечить их эффективную реализацию и справиться с вызовами 2020 года. Велось строительство более 80 объектов капитального строительства различной направленности, в том числе 14 детских садов на 3 тыс. мест и шесть объектов общего образования на 4 тыс. мест. У нас завершены три объекта спорта, включая полностью обновленную базу в с.п. Мужичи, и дополнительный корпус для дома ветеранов в с.п. Сурхахи, реконструкция трех домов культуры и до конца года будет завершено строительство еще двух, благоустроены 43 общественные территории в муниципальных образованиях республики, парк в Малгобеке (проект победил в конкурсе благоустройства малых городов), реконструированы два пруда. Досрочно введены в эксплуатацию и приведены в нормативное состояние 10 участков дорог регионального значения, ликвидировано три участка концентрации дорожно-транспортных происшествий. Показатели по итогам года по дорожному строительству достигнуты с перевыполнением до 200%. Также республика перевыполнила показатели по ряду других региональных проектов.

— Сейчас идет корректировка нацпроектов, какие предложения уже внес регион?

— Мы внесли предложения по финансированию мероприятий по созданию комплексов по сортировке и утилизации твердых коммунальных отходов. Для снижения количества территорий несанкционированных свалок на 2021 год планируется начать ликвидацию свалки в Малгобеке с завершением в 2022 году. Кроме того, среди тех мероприятий, что у нас уже запланированные к реализации до 2025 года, это строительство 11 общеобразовательных организаций на 8 тыс. мест и 9 детских садов на 2 тыс. мест, создание более 20 открытых спортивных площадок и 3 физкультурно-оздоровительных комплексов, строительство 3 центров социального обслуживания.

У нас есть задача по переводу школьников региона на односменный режим обучения, а для этого в республике необходимо строительство 30 школ. Мы намерены их возвести в рамках нацпроектов до 2030 года.

— Республика участвует в нацпроекте по экспорту. Какие новые проекты в сфере АПК будут способствовать достижению показателей? В частности, большие надежды были связаны с птицекомплексом по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки "Южный", который начали строить в 2017 году. Когда планируется его открытие и будет ли продукция комплекса поставляться на рынки страны и экспортироваться?

— Плановый показатель, на который планирует выйти республика по экспорту сельскохозяйственной продукции к 2024 году, – $1,8 млн. Так, с 2021 года введенным в текущем году агрокомплексом "Сунжа" запланирован экспорт томатов.

Что касается птицекомплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки, то ввод первой очереди запланирован на первый квартал 2021 года. Это крупный и важный для республики объект, однако пока мы планируем, что его продукция будет поставляться на внутренний рынок.

— Что, кроме сельхозпродукции, планирует экспортировать Ингушетия в рамках нацпроекта? Какие еще предприятия республики сегодня производят продукцию, перспективную, с точки зрения экспорта?

— Проект по созданию лесоперерабатывающего комплекса "Мужичи" находится на стадии реализации. На нем, к слову, появится более 40 рабочих мест. После ввода его в эксплуатацию мы прогнозируем, что часть производимой продукции будет производиться на экспорт – уже есть договоренности с партнерами из Турции, Марокко. На перспективу планируются поставки в Израиль и ряд стран Европы.

В настоящее время продукцию на экспорт производит завод алюминиевых профилей ООО "РИАК". Интерес контрагентов в первую очередь обусловлен ценовой конкурентоспособностью продукции.

— Ведется ли работа по приданию аэропорту "Магас" международного статуса? Какая инфраструктура будет для этого создана? Какие направления станут первыми и почему приоритет будет отдан именно этим странам?

— Решение этой задачи находится на личном контроле Главы Ингушетии. Правительством республики подготовлены и направлены в федеральные органы власти обосновывающие материалы об открытии для выполнения международных полетов воздушных судов аэропорта "Магас", который имеет все технические и статусные возможности. Если у нас появится международный аэропорт, появятся и зарубежные туристы. Почти от всех ведомств мы получили положительные ответы на придание международного статуса аэропорту, осталось одно ведомство, но мы думаем, оно тоже даст добро.

Мы полагаем, что в следующем году, если не подведет эпидситуация, эта работа будет завершена и аэропорт "Магас" станет международным. В будущем возможно создание логистики не только пассажирских рейсов, но и для грузоперевозок, а это уже перевалочные базы грузов для ближнего зарубежья и товаров экспорта, таможенные услуги и большие пошлины. А мы сейчас нацелены на все методы зарабатывания регионом и муниципальными бюджетами собственных средств.

При придании международного статуса будет рассматриваться расширение географии полетов из Ингушетии исходя из наиболее востребованных направлений среди жителей республики: Казахстан, Азербайджан, Объединенные Арабские Эмираты и Турция.

— Курорт "Армхи" пока не очень популярен, и ему сложно конкурировать с известными "Эльбрусом" или "Архызом". Что намерены предпринять власти для развития курорта, запуска второй очереди?

— Курорт "Армхи" создан и начал развиваться всего несколько лет назад, и сравнивать его с туристскими направлениями, известными многие десятилетия, не совсем корректно.

За последние месяцы там проведена большая работа по обновлению материальной базы, в том числе внутреннему переоснащению, ремонт и обновление проводится в номерах. На базе "Армхи" запущена работа многопрофильного медицинского центра – то есть он теперь стал настоящим курортом и рекреативным комплексом в полном смысле. Заметно изменился внешний облик, и теперь курорт себя брендирует в новом виде, расширен перечень предоставляемых услуг.

Скоро "Армхи" готовится к старту зимнего сезона, и он предстанет перед отдыхающими в совершенно новом виде. Сейчас по запросам от туроператоров на зимний и летний отдых на курорте идет хорошая динамика роста. Приглашаю заранее желающих, но обязательно с соблюдением масочного режима.

Также мы работаем совместно с федеральными органами власти по дальнейшему развитию курорта. Региональный комитет по туризму совместно с курортом по запросу Минэкономразвития России направили предложения по строительству объектов второй очереди, – это и подъемники, лыжные трассы и другая инфраструктура. Тут рассчитываем на поддержку федерального центра.

Беседовала Марем Местоева​