«Никакого реального плана развития Владивостока в сторону Русского быть не может»

Давайте сперва предметно и честно ответим себе на вопрос: что нужно для развития Владивостока? Что нужно местному бизнесу, чтобы он рос и процветала экономика юга Приморья, в том числе экономика предприятий Владивостока? Уверяю вас, список будет не длинный.

«Никакого реального плана развития Владивостока в сторону Русского быть не может»
© Konkurent.ru

Во-первых, нужен доступный капитал, дешевые кредитные ресурсы на оборотные средства. «Дешевые» — в смысле дешевле, чем в соседнем Китае, где бизнес кредитуется под 2,5% годовых, а не под наши 25%.

Во-вторых, нужно доступное и дешевое энергоснабжение, чтобы бизнес на подключение к энергетической «розетке» тратил никак не больше, чем на все остальное свое капстроительство, а подключившись — оплачивал энерготариф опять же дешевле, чем платят его конкуренты в соседнем Китае. И я имею в виду не те «красивые» оптовые цены, которым хвастает «РусГидро», а цены, по которым рассчитывается конечный потребитель. Они пока в два, а то и в три раза выше китайских.

В-третьих, нам, конечно же, необходима надежная транспортная инфраструктура. Это, прежде всего, дешевый тариф доставки грузов в соседние регионы и в европейскую часть России, чтобы мы не жили тут, как на «острове». И, конечно же, инфраструктура «последней мили», где и теряется больше всего времени на простои. Применительно к Владивостоку это развитая внутригородская улично-дорожная сеть, по которой машины, извините за банальность, ездят, а не стоят запаркованные абы где. Нам не ВКАДы нужны, а нормальные парковки, чтобы освободить проезд для машин.

Вместо всего этого нам говорят: «А давайте развивать остров Русский!»

Даже беглого взгляда на карту достаточно, чтобы понять: сама постановка вопроса — «в какую сторону света развивать Владивосток?» — выглядит нелепой. Это все равно что выбирать варианты «как лучше строить мост — вдоль реки или поперек?»

Сто пятьдесят лет город жил и развивался, даже не подозревая, что есть какие-то альтернативы здравому смыслу. Но затейники «строек саммита» взялись доказать, что есть.

И смогли! За бюджетные деньги, правда. Это немаловажная деталь таких «доказательств».

Ведь когда что-то доказывают за бюджетные деньги, то в безусловном выигрыше всегда будет тот вариант, по которому их — этих денег — можно больше потратить. Или, как говорят в народе, «распилить».

Доказательство альтернативы здравому смыслу через «островное развитие», напоминаю, обошлось в 640 млрд тогдашних (докризисных) рублей. Или, чтобы понятней была эта цифра, — 50 годовых бюджетов Владивостока.

Пятьдесят лет город мог бы жить и развиваться за те деньги, что были профуканы за три неполных года! Пятьдесят лет — срок активной части человеческой жизни. В данном случае полмиллиона человеческих жизней были перечеркнуты на потеху кучке придворных клоунов, что протащили президентский указ о «саммите на острове».

И полились потоки вранья: про «инновационное развитие», «особую экономическую зону», «технопарки», «патриотические парки» и прочие зоопарки мартышек, пляшущих на костях.

Наиболее альтернативно продвинутые предложили «закольцевать» через остров дорогу (?!).

Представляете, как бы сейчас «красиво» стоял колом торговый порт, если бы его тягачи вывозили контейнеры по ВКАДу, как обещал Пушкарев? Льдом бы покрылось два моста по пути. И если на один нынешний с горем пополам нашли альпинистов, которые его три недели скоблили от наледи, то где бы их пришлось искать на два?

Прожекты надувались к каждому очередному «экономическому форуму» и лопались буквально от звука калитки, как только форум торжественно закрывался. На деле же не нашлось денег даже на вторую очередь многострадального ДВФУ, которая, если кто уже забыл, по планам должна была быть закончена к 2015 г., но пока хорошо получилось только сломать то, что оставили на материке.

С каждым годом росли ценники у очередных «разработчиков концепций». Каждый очередной наспех сляпанный «институт развития» шуршал миллиардами: буквально готов профинансировать — только скажите что. Каждый очередной губернатор слал в столицу пафосные депеши, что «уже вот-вот, со дня на день…» Но на деле «вот-вот» хорошо выходило только у пресс-службы Минвостокразвития.

Между тем само разнообразие этого нагромождения планов, как и скорость их размножения, к зависти кроликов, красноречиво свидетельствовало лишь об одном: никакого реального плана развития Владивостока «в сторону острова» Русского нет и быть не может. А сама идея закопать триллион бюджетных денег имела одну-единственную цель: скрыть факт хищения, списать потери на «стихию», каприз «дальневосточного климата», «суровость природы» и прочую ерунду, что выдумывают спецы по пиару в пресс-службах. Никаких других целей у «развития острова Русского» попросту нет.

Мы с вами сейчас не то обсуждаем. Ответ на вопрос про вектор развития Владивостока содержится в генеральных планах нашего города, систематически разрабатывавшихся на протяжении ста с лишним лет. И вплоть до последнего, «покусанного бешеным саммитом», ни единого намека про «островной вариант» в этих планах нет.

Остров Русский достался нам от наших прадедов как драгоценная жемчужина, с уникальной и неповторимой природой, замкнутой и сбалансированной экосредой, буквально «в шаговой доступности», что не имеет аналогов не только в регионе, но и во всем мире. Рачительные хозяева должны были бы это наследство беречь как ценность, стоимость которой растет с каждым годом сама по себе. Но мы оказались плохими хозяевами. Мы позволили шайке вельможных вандалов втоптать это наследие в грязь, разрушить его ради сиюминутного, мелочного и трусливого обогащения, под шум гламурной трескотни о каком-то призрачном «опережающем развитии».

Потерянного не вернуть. Поломанного не исправить. Мы должны извлечь урок.

Но дабы впредь подобного не повторилось, одного лишь нашего «урока» недостаточно. Должны быть гласно наказаны все, кто был причастен к разбою.

Масштабы и предмет содеянного не позволяют ограничиваться квалификацией его в рамках «невинной административной шалости», маленького нечаянного воровства. Нет, это не шалость. Было совершено государственное преступление, и, как всякое государственное преступление, срока давности оно не имеет. Пока все виновные не будут названы поименно, все, кто «продвигал», «заносил», «одобрял», «научно обосновывал» и так далее. Пока они не будут найдены, где бы ни прятались, пока каждый не предстанет перед судом и не понесет справедливое наказание по заслугам, до той поры не будет у Владивостока никакого развития вообще, ни в каком направлении, ни в какие времена.