Ближе выпить негде: инфраструктура винного туризма

Похоже, за развитие внутреннего туризма в России взялись всерьез. Пилотная образовательная программа для представителей отрасли, которую запустило Федеральное агентство по туризму совместно со Всемирной туристской организацией, новые брендовые региональные маршруты — в Карелию, Самарскую и Кемеровскую области, всероссийский конкурс детских туристических проектов и конкурс предложений студентов для нового национального проекта «Развивая туризм — развиваем Россию», Mercedes-Benz Travel Guide — путеводитель по неизведанным уголкам страны, разработанный компанией совместно с Ростуризмом, — это далеко не все новинки последних недель. И, наверное, их список вправе открывать электронные российские визы для граждан 52 стран и новая автономная некоммерческая организация «Развитие туризма», которая займется продвижением туристического бренда России.

Ближе выпить негде: инфраструктура винного туризма
© BFM.RU

Рынок недвижимости только «за», поскольку и ему во всем этом буйстве радостных перспектив найдется дело. Развитие туризма, о каком бы его направлении ни шла речь, — это если не в первую, то уж точно не в последнюю очередь создание инфраструктуры: отелей, гостевых домов и прочих объектов размещения, кафе и ресторанов, демонстрационных и конференц-залов, торговых центров различных масштабов и так далее. Один из ярких тому примеров — инфраструктурный акцент проекта «Винный гид России», посвященного российскому виноделию. Этому проекту, который совместно реализуют Роскачество, Минпромторг, Минсельхоз и Россельхозбанк, третий год от роду, и, по оценке руководителя Роскачества Максима Протасова, вокруг уже успела сложиться целая экосистема различных подпроектов, направленных на развитие винного рынка страны.

Постепенно набираемся

Недавно было завершено крупнейшее в современной истории России экспертное исследование вина, произведенного из российского винограда, и составлен винный рейтинг, призванный стать своеобразным потребительским навигатором. По словам руководителя экспертной группы, президента Союза сомелье и экспертов России Артура Саркисяна, «винное жюри» посетило в этом году 40 крупнейших виноделен в шести регионах страны. Хозяйства оценивались более чем по 100 параметрам и, как рассказывает Артур Саркисян, по одному — особо.

Артур Саркисян президент Союза сомелье и экспертов России «Одним из направлений аудита в этом году стал винный туризм — серьезная самостоятельная часть отрасли и очень важный инструмент ее развития. Мы видели большой интерес со стороны туристов к отечественному виноделию, рост спроса на дорогие винные туры и эксклюзивные дегустации. Отели при винодельнях уже летом были забронированы до октября. Думаю, к следующему сезону винно-туристическая инфраструктура значительно окрепнет».

Кстати, не только окрепнет, но и станет шире с точки зрения географии. В этот раз, помимо традиционно винных мест вроде Краснодарского края или Крыма, на карте аудита появился новый — нижневолжский, самый северный из всех винодельческих регионов России, потенциал которого эксперты оценивают как очень большой. «Пока там всего около 100 гектаров, но уже работают три винодельни и еще несколько хозяйств готовятся к получению лицензии. Думаю, что в ближайшее время вина из Волгоградской области привлекут внимание как профессионалов, так и любителей, — считает Артур Саркисян. — Хочу отметить, что в следующем году мы планируем расширить географию «Винного гида России», добавив в него еще один новый регион — Ставрополье. Там тоже достаточно много виноградников, и уже появляются винодельни, на которые стоит обратить внимание».

Отрасль действительно находится в стадии активного становления, признают в Россельхозбанке, который в этом году инвестировал более 1,3 трлн рублей в сельское хозяйство, в том числе в поддержку винодельческих предприятий. Советская инфраструктура крупных винных производств модернизируется, в винный сегмент постепенно входят фермерские хозяйства, и, как подчеркивает первый зампредседателя правления Россельхозбанка Ирина Жачкина, наряду с кредитной поддержкой аграриям, особенно сегменту малого бизнеса, нужна помощь в продвижении и расширении каналов сбыта.

Ирина Жачкина первый заместитель председателя правления Россельхозбанка «В этом году Россельхозбанк запустил бесплатный маркетплейс «Свое. Родное». Это цифровая платформа, которая позволяет фермерам, в том числе и винодельческим хозяйствам, представить свою продукцию самой широкой аудитории и дает им возможность развивать свой бизнес за счет новых услуг и направлений. Таким направлением может стать винный туризм».

Безусловно, может. Особенно если единая цифровая платформа свяжет винодельческие хозяйства и организации, предоставляющие услуги проживания и питания. Ведь сами винодельни серьезной туристической инфраструктурой обладают не всегда. Точнее, почти никогда не обладают.

Хорошо, но мало

В качестве примера возьмем Краснодарский край, на территории которого, по данным Роскачества, работает как минимум семь виноделен с серьезным этнотуристическим потенциалом: «Кубань-вино», «Абрау-Дюрсо», «Фанагория», «Мысхако», «Лефкадия», «Шато Пино» и «Поместье Голубицкое». По наблюдениям генерального директора консалтинговой компании MACON Ильи Володько, в принципе, портрет центра винного туризма ими уже написан.

Илья Володько генеральный директор консалтинговой компании MACON «Центр винного туризма обычно представляет собой территорию, расположенную рядом с винодельней и включающую ресторан, дегустационный зал, фирменный магазин, места для проведения мероприятий, часто — небольшой отель. Данная инфраструктура формируется собственниками винных хозяйств и, как правило, является достаточной для привлечения и обслуживания туристов. Дело в том, что ключевые винодельческие центры России расположены в популярных курортных районах (Краснодарский край, Крым). Основной поток посетителей — это однодневные туристы, приезжающие в хозяйства на экскурсию. В этой связи такие центры не нуждаются в большом номерном фонде и ограничиваются 5-15 номерами или коттеджами, в которых могут разместиться индивидуальные путешественники или гости мероприятий, например свадеб».

По оценкам Ильи Володько, строительство рядом с производством комплексов винного туризма сначала обеспечивало прямые продажи и продвижение винных брендов, но вскоре такие объекты начали восприниматься как полноценные и самостоятельные бизнесы. Так что сегодня доля туристических услуг в структуре выручки винных хозяйств достигает 15-20% и более.

Немного конкретики, подтверждающей общие выводы эксперта. Например, главным центром винного туризма России является «Абрау-Дюрсо» в 80 километрах от Анапы и в 14 километрах от Новороссийска, на берегу заповедного озера Абрау. Это вообще одна из немногих винодельческих компаний, пытающаяся развивать винный туризм как на собственной территории, предлагая экскурсии на завод, мастер-классы в гастрономической школе, квесты в винных тоннелях, питание и даже спа-услуги, так и по региону: центр туризма «Абрау-Дюрсо» готов по запросу составить индивидуальный маршрут по винодельням Краснодарского края.

Бутылки с игристым вином в хранилище на заводе шампанских вин «Абрау-Дюрсо». Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

«Кубань-вино» на Таманском полуострове — одна из крупнейших виноделен России, которая была создана еще в 1956 году, а в 2003 году вошла в состав винной группы компаний «Ариант». Винодельня расположена в стороне от традиционных мест пляжного отдыха, так что сопутствующая туристическая инфраструктура здесь скромна: как правило, это небольшие гостиницы или гостевые дома поблизости, а отели более высокой категории расположены примерно в часе езды. Зато в списке развлечений кроме традиционных экскурсий и дегустаций есть визит в винное казино, где участникам нужно угадать сорт, категорию, наименование торговой марки или линейки вин из обширного ассортимента винодельни, и посещение собственного гастробара с авторскими блюдами Chateau Tamagne (кстати, продукты — исключительно те, что произведены местными фермерами и рыбными хозяйствами Краснодарского края).

Винодельня «Кубань-вино» в Краснодарском крае. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

«Долина Лефкадия» — винодельческое хозяйство, которое сегодня даже позиционирует себя как туристический комплекс. Здесь тоже есть разнообразные экскурсии и собственный ресторанный кластер, где блюда готовят из продуктов, произведенных даже не просто в Краснодарском крае, а исключительно в этой его части — Крымском районе. А еще есть собственная гостиница на 11 номеров различной ценовой категории.

Туристический комплекс компании «Долина Лефкадия». Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

В 2005 году в Геленджике было основана компания «Шато де Талю», основной вид деятельности которой — выращивание технических сортов винограда. Летом 2019 года винодельня отправила первую партию винограда сортов шардоне и совиньон блан на переработку, а в будущем здесь должен появиться собственный завод по переработке винограда и выпуску вина. Рядом с винодельней планируется открыть ресторанно-дегустационный комплекс с парком: расположение в Геленджикской бухте недалеко от трассы М-4 вполне позволяет «Шато де Талю» стать частью туристических маршрутов Черноморского побережья. К тому же вблизи немало небольших частных гостиниц, да и поездка от винодельни до отелей со звездами, в том числе сетевых, в среднем займет 20 минут.

Безусловно, появление на базе виноделен ресторанов, специализированных гастробаров и даже отельчиков свидетельствует о готовности рассматривать туризм как новое направление развития бизнеса, но можно добиться куда большего, если сделать ставку на модный ныне синергетический эффект. Пока же винодельни со своими экскурсиями, ресторанами и мини-отелями — сами по себе, гостиницы со своими куда более масштабными возможностями размещения туристов — сами по себе, а крупные сетевые отели, предлагающие винные туры, — исключения, работающие с богатыми индивидуалами.

Между тем, по расчетам Россельхозбанка, возможность составить на цифровой платформе комбинированный маршрут с посещением нескольких виноделен и одновременно забронировать проживание позволит увеличить оборот российской туротрасли на 2,7 млрд рублей ежегодно. Есть о чем подумать, особенно, по мнению Ильи Володько, предпринимателям Ставропольского края, Северной Осетии, Дагестана — регионов, где турпоток пока недостаточен для того, чтобы виноделы рискнули в массовом порядке самостоятельно вкладываться в строительство винных центров.