Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Ближе выпить негде: инфраструктура винного туризма

Похоже, за развитие внутреннего туризма в России взялись всерьез. Пилотная образовательная программа для представителей отрасли, которую запустило совместно со Всемирной туристской организацией, новые брендовые региональные маршруты — в Карелию, Самарскую и Кемеровскую области, всероссийский конкурс детских туристических проектов и конкурс предложений студентов для нового национального проекта «Развивая туризм — развиваем Россию», Mercedes-Benz Travel Guide — путеводитель по неизведанным уголкам страны, разработанный компанией совместно с Ростуризмом, — это далеко не все новинки последних недель. И, наверное, их список вправе открывать электронные российские визы для граждан 52 стран и новая автономная некоммерческая организация «Развитие туризма», которая займется продвижением туристического бренда России.

Ближе выпить негде: инфраструктура винного туризма
Фото: BFM.RUBFM.RU

Видео дня

Рынок недвижимости только «за», поскольку и ему во всем этом буйстве радостных перспектив найдется дело. Развитие туризма, о каком бы его направлении ни шла речь, — это если не в первую, то уж точно не в последнюю очередь создание инфраструктуры: отелей, гостевых домов и прочих объектов размещения, кафе и ресторанов, демонстрационных и конференц-залов, торговых центров различных масштабов и так далее. Один из ярких тому примеров — инфраструктурный акцент проекта «Винный гид России», посвященного российскому виноделию. Этому проекту, который совместно реализуют Роскачество, , и , третий год от роду, и, по оценке руководителя Роскачества , вокруг уже успела сложиться целая экосистема различных подпроектов, направленных на развитие винного рынка страны.

Постепенно набираемся

Недавно было завершено крупнейшее в современной истории России экспертное исследование вина, произведенного из российского винограда, и составлен винный рейтинг, призванный стать своеобразным потребительским навигатором. По словам руководителя экспертной группы, президента Союза сомелье и экспертов России , «винное жюри» посетило в этом году 40 крупнейших виноделен в шести регионах страны. Хозяйства оценивались более чем по 100 параметрам и, как рассказывает Артур Саркисян, по одному — особо.

Артур Саркисян президент Союза сомелье и экспертов России «Одним из направлений аудита в этом году стал винный туризм — серьезная самостоятельная часть отрасли и очень важный инструмент ее развития. Мы видели большой интерес со стороны туристов к отечественному виноделию, рост спроса на дорогие винные туры и эксклюзивные дегустации. Отели при винодельнях уже летом были забронированы до октября. Думаю, к следующему сезону винно-туристическая инфраструктура значительно окрепнет».

Кстати, не только окрепнет, но и станет шире с точки зрения географии. В этот раз, помимо традиционно винных мест вроде Краснодарского края или Крыма, на карте аудита появился новый — нижневолжский, самый северный из всех винодельческих регионов России, потенциал которого эксперты оценивают как очень большой. «Пока там всего около 100 гектаров, но уже работают три винодельни и еще несколько хозяйств готовятся к получению лицензии. Думаю, что в ближайшее время вина из Волгоградской области привлекут внимание как профессионалов, так и любителей, — считает Артур Саркисян. — Хочу отметить, что в следующем году мы планируем расширить географию «Винного гида России», добавив в него еще один новый регион — Ставрополье. Там тоже достаточно много виноградников, и уже появляются винодельни, на которые стоит обратить внимание».

Отрасль действительно находится в стадии активного становления, признают в Россельхозбанке, который в этом году инвестировал более 1,3 трлн рублей в сельское хозяйство, в том числе в поддержку винодельческих предприятий. Советская инфраструктура крупных винных производств модернизируется, в винный сегмент постепенно входят фермерские хозяйства, и, как подчеркивает первый зампредседателя правления Россельхозбанка , наряду с кредитной поддержкой аграриям, особенно сегменту малого бизнеса, нужна помощь в продвижении и расширении каналов сбыта.

Ирина Жачкина первый заместитель председателя правления Россельхозбанка «В этом году Россельхозбанк запустил бесплатный маркетплейс «Свое. Родное». Это цифровая платформа, которая позволяет фермерам, в том числе и винодельческим хозяйствам, представить свою продукцию самой широкой аудитории и дает им возможность развивать свой бизнес за счет новых услуг и направлений. Таким направлением может стать винный туризм».

Безусловно, может. Особенно если единая цифровая платформа свяжет винодельческие хозяйства и организации, предоставляющие услуги проживания и питания. Ведь сами винодельни серьезной туристической инфраструктурой обладают не всегда. Точнее, почти никогда не обладают.

Хорошо, но мало

В качестве примера возьмем Краснодарский край, на территории которого, по данным Роскачества, работает как минимум семь виноделен с серьезным этнотуристическим потенциалом: «Кубань-вино», , «Фанагория», «Мысхако», «Лефкадия», «Шато Пино» и «Поместье Голубицкое». По наблюдениям генерального директора консалтинговой компании MACON , в принципе, портрет центра винного туризма ими уже написан.

Илья Володько генеральный директор консалтинговой компании MACON «Центр винного туризма обычно представляет собой территорию, расположенную рядом с винодельней и включающую ресторан, дегустационный зал, фирменный магазин, места для проведения мероприятий, часто — небольшой отель. Данная инфраструктура формируется собственниками винных хозяйств и, как правило, является достаточной для привлечения и обслуживания туристов. Дело в том, что ключевые винодельческие центры России расположены в популярных курортных районах (Краснодарский край, Крым). Основной поток посетителей — это однодневные туристы, приезжающие в хозяйства на экскурсию. В этой связи такие центры не нуждаются в большом номерном фонде и ограничиваются 5-15 номерами или коттеджами, в которых могут разместиться индивидуальные путешественники или гости мероприятий, например свадеб».

По оценкам Ильи Володько, строительство рядом с производством комплексов винного туризма сначала обеспечивало прямые продажи и продвижение винных брендов, но вскоре такие объекты начали восприниматься как полноценные и самостоятельные бизнесы. Так что сегодня доля туристических услуг в структуре выручки винных хозяйств достигает 15-20% и более.

Немного конкретики, подтверждающей общие выводы эксперта. Например, главным центром винного туризма России является «Абрау-Дюрсо» в 80 километрах от Анапы и в 14 километрах от Новороссийска, на берегу заповедного озера Абрау. Это вообще одна из немногих винодельческих компаний, пытающаяся развивать винный туризм как на собственной территории, предлагая экскурсии на завод, мастер-классы в гастрономической школе, квесты в винных тоннелях, питание и даже спа-услуги, так и по региону: центр туризма «Абрау-Дюрсо» готов по запросу составить индивидуальный маршрут по винодельням Краснодарского края.

Бутылки с игристым вином в хранилище на заводе шампанских вин «Абрау-Дюрсо». Фото: /

«Кубань-вино» на Таманском полуострове — одна из крупнейших виноделен России, которая была создана еще в 1956 году, а в 2003 году вошла в состав винной группы компаний «Ариант». Винодельня расположена в стороне от традиционных мест пляжного отдыха, так что сопутствующая туристическая инфраструктура здесь скромна: как правило, это небольшие гостиницы или гостевые дома поблизости, а отели более высокой категории расположены примерно в часе езды. Зато в списке развлечений кроме традиционных экскурсий и дегустаций есть визит в винное казино, где участникам нужно угадать сорт, категорию, наименование торговой марки или линейки вин из обширного ассортимента винодельни, и посещение собственного гастробара с авторскими блюдами Chateau Tamagne (кстати, продукты — исключительно те, что произведены местными фермерами и рыбными хозяйствами Краснодарского края).

Винодельня «Кубань-вино» в Краснодарском крае. Фото: /ТАСС

«Долина Лефкадия» — винодельческое хозяйство, которое сегодня даже позиционирует себя как туристический комплекс. Здесь тоже есть разнообразные экскурсии и собственный ресторанный кластер, где блюда готовят из продуктов, произведенных даже не просто в Краснодарском крае, а исключительно в этой его части — Крымском районе. А еще есть собственная гостиница на 11 номеров различной ценовой категории.

Туристический комплекс компании «Долина Лефкадия». Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

В 2005 году в Геленджике было основана компания «Шато де Талю», основной вид деятельности которой — выращивание технических сортов винограда. Летом 2019 года винодельня отправила первую партию винограда сортов шардоне и совиньон блан на переработку, а в будущем здесь должен появиться собственный завод по переработке винограда и выпуску вина. Рядом с винодельней планируется открыть ресторанно-дегустационный комплекс с парком: расположение в Геленджикской бухте недалеко от трассы М-4 вполне позволяет «Шато де Талю» стать частью туристических маршрутов Черноморского побережья. К тому же вблизи немало небольших частных гостиниц, да и поездка от винодельни до отелей со звездами, в том числе сетевых, в среднем займет 20 минут.

Безусловно, появление на базе виноделен ресторанов, специализированных гастробаров и даже отельчиков свидетельствует о готовности рассматривать туризм как новое направление развития бизнеса, но можно добиться куда большего, если сделать ставку на модный ныне синергетический эффект. Пока же винодельни со своими экскурсиями, ресторанами и мини-отелями — сами по себе, гостиницы со своими куда более масштабными возможностями размещения туристов — сами по себе, а крупные сетевые отели, предлагающие винные туры, — исключения, работающие с богатыми индивидуалами.

Между тем, по расчетам Россельхозбанка, возможность составить на цифровой платформе комбинированный маршрут с посещением нескольких виноделен и одновременно забронировать проживание позволит увеличить оборот российской туротрасли на 2,7 млрд рублей ежегодно. Есть о чем подумать, особенно, по мнению Ильи Володько, предпринимателям Ставропольского края, Северной Осетии, Дагестана — регионов, где турпоток пока недостаточен для того, чтобы виноделы рискнули в массовом порядке самостоятельно вкладываться в строительство винных центров.