Поезд Победы – память на колесах

Поезд стартовал из Москвы 23 октября и объехал за это время множество российских городов – Санкт-Петербург, Мурманск, Курск, Новороссийск, Севастополь и так далее. Делал поезд остановки и в небольших поселках. Посещение экспозиции Поезда Победы было абсолютно бесплатным.

Спустя месяц после того, как поезд выдвинулся из российской столицы, он вернулся обратно и с 23 по 30 ноября посетить мемориальный состав снова могли все желающие. Для того, чтобы попасть на экскурсию, нужно было зарегистрироваться на сайте ПоездПобеды.рф. Необходимость предварительной регистрации и посещение в определенное время обуславливается сразу двумя факторами – во-первых, непростой санитарно-эпидемиологической ситуацией, из-за которой скопления людей запрещены, а во-вторых, структурной особенностью самой экспозиции поезда. Единовременно внутри одного вагона не может находиться больше шести-семи человек. В каждой группе присутствует экскурсовод, который сопровождает посетителей Поезда Победы, так что число участников групп – пять-шесть человек. Зато выходят группы каждые пять минут, и неспешно идут по составу в сопровождении экскурсовода и аудиогида, в качестве которого записан рассказ прошедшей всю войну машинистки Лидии, которая рассказывает о своих воспоминаниях, связанных с тем или иным моментом военной истории. Экспозиция Поезда Победы одновременно не только информационно насыщенная, но и очень сильная в эмоциональном плане, особенно это чувствуется именно во время прослушивания рассказа. В каждом вагоне есть сенсорные экраны, около которых можно задержаться и узнать более подробно о том моменте истории, с которым связан этот вагон, почитать статистические данные или просто короткие рассказы.

Сам поезд состоит из нескольких вагонов, каждый из которых тематически охватывает отдельные моменты и локации времен Второй мировой войны, так или иначе связанные с работой железной дороги в тот период.

Первый вагон – это обзорная информационная часть и возможность познакомиться с самой концепцией поезда и его авторами, второй вагон — пасторальные картинки мирной довоенной жизни накануне 22 июня, в этом вагоне едут радостные и счастливые пассажиры. Следующий вагон – своеобразное «два в одном», переход от вагона с новыми пассажирами – солдатами-призывниками и ополченцами, которые едут на фронт защищать Москву и другие города, а вторая часть вагона – очень реалистично оформленный фрагмент подмосковного леса, где шли бои.

Следующий за ним вагон — пожалуй, самая тяжелая часть экспозиции. Этот вагон посвящен положению советских военнопленных в германском плену и изображает вагон специального поезда, в котором их перевозили в концентрационные лагеря. Сам вагон – товарный, холодный и не отапливаемый (исторически было так, сейчас, конечно, посетителей поезда-музея не заставляют в самом деле мерзнуть), внутри наспех сколоченные трехъярусные нары, на которых едут изможденные заключенные. В начале вагона показаны два нацистских офицера, которые ведут допрос пленного.

Вход в этот вагон ограничен пометкой 12+, а на входе содержится предупреждение о том, что внутри вагона можно увидеть шокирующие картины. И все же, несмотря на то, что картина эта, реалистично воплощенная в музейном поезде, тяжела для восприятия и сильно бьет по эмоциям, видеть это стоит.

Следующий вагон показывает, как был устроен санитарный поезд во время войны, здесь можно увидеть и простое оснащение тогдашних медиков, и то, как ехали в таких поездах с передовой в госпитали раненые бойцы.

Экспозиция следующего вагона посвящена пленению и перевозке немецкого фельдмаршала Фридриха Паулюса. Сопровождающий это рассказ поясняет о том, что бывший немецкий офицер во время перевозки проявлял тот еще характер – требовал туалетное мыло, отказываясь от хозяйственного, мылся только в душе, избегая бани, и в целом держался очень своеобразно. Этакие штрихи к портрету исторической личности, показательные и интересные. Там же можно увидеть и обстановку мобильной бани – такие во время войны подгонялись к местам дислоцирования войск, чтобы обеспечить санитарные условия для бойцов.

В следующем вагоне представлено уже советское командование — маршал Константин Константинович Рокоссовский, который как раз на поезде, из специально оборудованного личного вагона, руководил многими операциями на фронте. В экспозиции изображен момент, когда маршал обсуждает со своим помощником применение мокроступов – народного средства, которое помогло перейти в наступление советским войскам. Плетеные из ивы своеобразные «лыжи» — простенькое народное изобретение — помогло решить задачу по организации прорыва и наступления в болотистых местностях, а сам Константин Рокоссовский после этого получил звание маршала.

В еще одном вагоне можно увидеть, как выглядели изнутри такие специфичные дорожные составы, как бронепоезда. Изнутри обитый толстым металлом, он совсем не похож на то, что привычно нам представлять в качестве железнодорожного транспорта. Одной из очень сильных частей экспозиции в этом вагоне является своеобразный «провал в небо» — будто бы пробитая и вывороченная крыша поезда, и в этом проеме над головой носятся немецкие и советские самолеты, сошедшиеся в воздушном бою.

Последние вагон необычной экспозиции на колесах показывает поезда на пути домой после победы. Тут снова радостные, улыбающиеся лица, фотограф, который снимают фронтовых товарищей на память… и тут же — горечь о тех, кто уже не вернется. Черно-белая фотокарточка возле стакана, накрытого черным хлебом, и лежащие рядом погоны – простая «инсталляция», знакомая каждой семье в послевоенные годы.

Пронзительно и остро заканчивается экспозиция музейного поезда – в последнем «окне» стоящие там солдаты и офицеры словно растворяются в воздухе, когда поезд «проходит мимо». Они — образы тех, кто не сумел дожить до победы, кто не вернулся домой, не попал в этот радостный «вагон Победы».

Сегодня был последний день, когда можно было посетить Поезд Победы в этом году, сейчас состав отправляется на техническое обслуживание, но оргкомитет поезда уже сообщил о том, что в следующем году этот уникальный состав-музей снова вернется, и появится опять ив Москве, и во многих других городах. Пока не известно точно, куда именно он поедет и в какие даты, но то, что это будет новый маршрут, и увидеть этот поезд теперь смогут те, кто живет и в других городах, не попавших в первый маршрутный лист.

Фото автора