Гостиничный рынок — 2020: изрядно ощипанный, но непобежденный

Если все пойдет по более или менее оптимистичному сценарию, снижения до докризисного уровня доли свободных помещений на основных торговых улицах Москвы можно ожидать не ранее середины, а при пессимистичном варианте — не ранее конца 2021 года, считают аналитики столичного сегмента стрит-ретейла. У их коллег из другого сегмента подобные прогнозы вызывают реакцию в диапазоне от грустной усмешки до истерического хохота: а как вам такое — на полное восстановление рынка потребуется до пяти лет? Именно так гостиничные эксперты оценивают последствия того, что натворил в их палестинах уходящий 2020-й с его карантинами, запретами, ограничениями, сокращениями и всем прочим.

Гостиничный рынок — 2020: изрядно ощипанный, но непобежденный
© BFM.RU

Нет, отельеры пытались сражаться: предлагали гостиницы в качестве средств размещения медиков, разрабатывали программы из серии «Стань туристом в собственном городе», убеждали, что уютная гостиница вполне может стать для многих не менее уютным коворкингом, настойчиво добивались от государства льгот и субсидий. И их вроде бы даже слышали: гостиничный бизнес включили в список наиболее пострадавших отраслей экономики в результате пандемии коронавируса, что, по идее, давало право на отсрочки по арендным платежам, беспроцентные займы, а в Москве даже на госсубсидии (скольким отельерам удалось воспользоваться этими мерами поддержки — разговор особый); правительство продлило программу туристического кешбэка, параллельно смягчив ее условия; в октябре Совет Федерации выступил с инициативой до конца первого квартала 2021 года освободить от уплаты налогов игроков туристического рынка, в число которых Ассоциация туроператоров России попросила включить и гостиницы, а буквально на днях Законодательное собрание Нижегородской области внесло в Госдуму предложение снизить для классифицированных гостиниц ставку НДС с нынешних 20% до 7%.

Авторы инициативы, слова которых приводит «Российская газета», указывают, что в Бельгии для гостиниц действует ставка НДС в 6% при базовой для страны ставке 21%, в Греции — 6,5% (базовая ставка 23%), в Германии — 7% (базовая ставка 19%), во Франции — 10% (базовая ставка 20%), в Венгрии — 18% (базовая ставка 27%). «Пониженная ставка НДС приносит ощутимый экономический эффект указанным странам. В России высокие затраты на налоги и дополнительные платежи заставляют отельеров поднимать стоимость на услуги размещения», — отмечают разработчики документа.

Здорово, конечно, хотя преувеличивать действенность всего этого не стоит: даже сумасшедший всплеск внутреннего туризма, благодаря которому по итогам августа, например, загрузка гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга приблизилась к докризисным показателям, даже сверхудачный высокий сезон, по ходу которого гостиницы Краснодарского края и Крыма с лихвой перекрыли прогнозную заполняемость в 75-80%, не позволят гостиничному сегменту закончить год со щитом. Но все-таки и не на щите, уверена партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова.

— Каким оказался этот год для гостиничного сегмента — чего уж спрашивать. Но если бы вас попросили назвать три ключевых цифры, которые характеризуют положение дел, какие бы это были цифры?

— Первая — антирекорд по загрузке в апреле. За все время наблюдений (то есть с конца 1990-х годов) впервые рынок качественных гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов показал загрузку на уровне 5-10% (снижение до 90% по сравнению с 2019 годом). Вторая: средние цены номеров изменились менее значительно, чем загрузка, — на 20-30%, а люксовые гостиницы даже нарастили цены за счет перераспределения спроса с корпоративного сегмента на индивидуальный. И третья — цифра октября 2020 года: качественные гостиницы Сочи показывают рост доходности на номер на 17%, притом что все направления делового туризма снизили доходность номеров на 30-50%. Пандемия дала толчок развитию внутреннего туризма. Несмотря на остановку деятельности курортов практически до середины июня, высокий туристский сезон прошел по основным направлениям, предлагающим отдых, даже лучше, чем обычно. Рост спроса в третьем квартале 2020 года, по предварительным оценкам, составил до 40% по сравнению с прошлым годом.

— А гостиничным рынкам каких городов было в этом году тяжелее — столичных и вообще крупных, средних, мелких? И почему?

— Конечно, в выигрыше оказались курортные города, пригородные гостиницы, объекты «на природе», поскольку горожане, уставшие от ограничений апреля-мая, поехали отдыхать в июле-августе, как только такая возможность представилась. Многие москвичи и жители других крупных городов отправились в Краснодарский край, как только было объявлено об отпусках в конце апреля. Гостиницы и санатории были закрыты для отдыхающих (с конца апреля до середины июня), но это не остановило желающих провести время самоизоляции с большим комфортом, чем в собственной квартире в городе. Некоторые остались в курортных зонах (Краснодарский и Ставропольский край, Крым — для центральной части России, Сибирь отдыхала на Алтае) работать в удаленном режиме. Соответственно, проживали такие гости как в гостиницах и санаториях (после их открытия), так и в частном секторе (до легального открытия курортов, да и после него тоже). Несмотря на запреты и штрафы, на основных туристических направлениях частный сектор составил мощную конкуренцию гостиницам. Повышенным спросом пользовались коттеджи в аренду — как частные (от Подмосковья и далее), так и в составе загородных гостиниц. Некоторые областные гостиницы были полностью выкуплены организациями под размещение своих сотрудников в период самоизоляции. Городские гостиницы, работающие в основном с деловым спросом, с MICE и командированными, оказались в большей степени под ударом из-за снижения деловой активности и передвижений между регионами. А пакетные продажи были затруднены из-за сложностей с планированием: никто не мог точно сказать, когда начнут летать самолеты и откроются двери отелей. Поэтому в начале лета, да и потом, спрос концентрировался вокруг тех городов и направлений, до которых было комфортно доехать на личном автомобиле. А сегодня городские гостиницы размещают те категории клиентов, которые ранее были для них далеко не главными. В частности, в Москве это сами москвичи — как семьи, так и романтические пары.

— Даже в этом сложном году открывались новые гостиницы. В Москве, например, появился первый в России отель категории «пять звезд» Movenpick на Таганке. Правильно, что открывались? Или просто деваться было некуда, вот и открывались, а по-хорошему делать этого не стоило бы?

— Открытие гостиниц в кризис или сразу после него — это закон инерции. Объект строится не один год, и, когда он готов, нет смысла его держать закрытым. В ходе пандемии было сделано интересное наблюдение: те гостиницы, которые в разгар режима ограничений закрылись, потом сложнее адаптировались к рынку после возобновления деятельности, чем те, которые продолжали работать. Это в том числе было связано с проблемой персонала: в разгар локдауна многие гостиницы сокращали штат, а те, что полностью закрывались, могли потерять наиболее квалифицированных специалистов.

— Когда пандемия утихнет, какие ее последствия отельный сегмент сможет преодолеть быстро, а на борьбу с какими уйдут годы?

— Гостиницы, особенно в городах, смогут восстановить спрос только после оживления межрегиональных деловых связей, в том числе после открытия MICE и прочих массовых мероприятий: выставочной, концертной, фестивальной и тому подобной деятельности. Мы прогнозировали, что MICE-сегмент восстановится осенью 2020 года, тогда гостиницы в городах могли бы прибавить в загрузке в четвертом квартале 2020 года, а более устойчивый рост ожидался бы в феврале-марте. Сейчас можно все эти прогнозы сдвигать как минимум на два квартала. В любом случае на полное восстановление рынка потребуется до пяти лет. Быстрее восстановятся рынки массового отдыха и основные туристские направления (Байкал, Алтай, Карелия и так далее). Но если эти направления не прибавят в уровне обслуживания, то после возобновления нормального передвижения между странами (а может быть, и раньше) они потеряют наиболее платежеспособных и требовательных к качеству продукта туристов.

Как признают многие игроки отрасли, в самом уязвимом положении оказались малые гостиницы и хостелы. «В этом году в Москве из нескольких тысяч хостелов и малых гостиниц уже закрылось около 800, остальные на грани выживания», — цитирует «Российская газета» председателя Лиги малых отелей и хостелов Ольгу Воинову. Весной отели ушли в минус, к августу спрос восстановился, и все ждали отличных осенних и новогодних показателей, но не случилось — и теперь гостиницы снова работают в лучшем случае в ноль.

Похожая ситуация в Санкт-Петербурге, да и, наверное, во всех крупных городах с серьезным туристическим потенциалом. И что тревожит, самым сложным для индустрии руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова называет грядущий период с ноября по март. «По многим бюджетным платежам сейчас действует отсрочка, по выплате кредитов также предусмотрены каникулы до конца года. Многие платежи придутся уже на начало 2021 года», — поясняет эксперт.

Какие отели и почему оказались наиболее устойчивы к агрессивной внешней среде? Как пандемия изменила портрет постояльца гостиниц и самого гостиничного бизнеса? Об этом Business FM побеседовала с президентом компании Becar Asset Management Александром Шараповым.

— Если говорить про ключевые изменения, которые игроки гостиничного рынка отметили в этом году, то каков топ-3 этих изменений?

— Во-первых, больше всего сократился поток туристов старшей возрастной группы. Раньше жители Западной Европы, выйдя на пенсию, всегда много путешествовали. До появления поколения активно путешествующей молодежи — миллениалов и зумеров — именно пенсионеры были основной группой. Но с началом пандемии эти люди полностью перестали путешествовать. Во-вторых, несмотря на то, что свои путешествия сократили все, молодежь выбирает так называемые зеленые коридоры и старается какими-то окольными путями слетать отдохнуть и получить впечатления. И основная масса молодых путешественников продолжает с нетерпением ждать, когда же откроются границы, формируя мощнейший отложенный спрос. По мере того как будет развиваться вакцинация, молодые креативщики все больше и больше будут возвращаться на рынок путешествий, а их доля на нем превысит 50%. И в-третьих, отели, рассчитанные на среднесрочное и долгосрочное проживание, в первую очередь коливинги, показали свою устойчивость во время эпидемии. Пока в традиционных отелях, которые все еще были открыты, заполняемость была на уровне 5-10%, коливинги были заполнены на 80%. Например, в апарт-отеле Vertical на Московском проспекте заполняемость не опускалась ниже 40%. Надеюсь, конечно, что в ближайшие лет пятьдесят новых пандемий не случится, но в целом сегмент среднесрочного и долгосрочного проживания показывает большую надежность и более стабильную доходность.

— В условиях пандемии отельеры чего только ни придумывали, чтобы спасти отрасль. А оказалось ли достаточно усилий государства — могло ли оно сделать что-то дополнительное?

— Как таковой никакой серьезной поддержки отрасли в России не было. С одной стороны, отелям действительно не пришлось принудительно закрываться. Но в то же время турпотока никакого. Похоже на то, что отрасли просто сказали: «Ребята, мы вас не закрыли, выживайте как можете». Есть во всем этом некое лукавство. Для сравнения, в Европе все отели хоть и закрылись, но власти продолжили выплачивать их сотрудникам, как и всем, по 80% заработной платы. У нас такой поддержки не было, поэтому наша отрасль пострадала намного серьезнее. Даже несмотря на то, что в Сочи и Крыму летом все было прекрасно, все же весной, в локдаун, и сейчас, на фоне второй волны, они чувствуют себя сравнительно хуже.

По мнению эксперта, в обеих российских столицах рынок восстановится достаточно быстро: в Москве — как только вернется деловая активность, в Петербурге — как только откроются границы для иностранных туристов. «В целом же быстрее преодолеют последствия пандемии отели, рассчитанные на молодежную аудиторию. Те же отели, которые были заточены под более возрастных туристов, и восстанавливаться будут намного-намного дольше», — считает Александр Шарапов.