Войти в почту

Глава "Курортов Северного Кавказа": потенциал горнолыжного туризма в России недооценен

АО "Курорты Северного Кавказа" (КСК), которое управляет рядом горнолыжных курортов в Северо-Кавказском федеральном округе, в этом году, несмотря на временный простой горнолыжного кластера из-за пандемии, рассчитывает на рост туристического потока на 20%. Предстоящий зимний сезон ожидается по-настоящему высоким: практически все места в гостиницах курортов на новогодние праздники уже забронированы. Тех туристов, которые предпочтут отдых в горах Северного Кавказа, ожидают новинки: новые зоны катания, канатные дороги и скай-парки на "Архызе".

Глава "Курортов Северного Кавказа": потенциал горнолыжного туризма в России недооценен
© ТАСС

О том, как удается наращивать турпоток на курортах Северного Кавказа в условиях пандемии, почему этой зимой стоит вырваться из города в горы, почему российские курорты уже мало чем уступают знаменитым альпийским, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор КСК Хасан Тимижев.

На Новый год — в горы

— Хасан Хамишевич, вся страна уже готовится к новогодним праздникам, и многие сейчас задаются вопросом — где в условиях пандемии провести Новый год и новогодние каникулы. Что бы вы посоветовали?

— Я рекомендовал бы, конечно, ехать в горы. Свежий воздух, социальная дистанция на природе — туристы могут провести в горах много времени, получить удовольствие, покататься, и это будет безопасно. Это касается не только тех, кто катается на горных лыжах, будет масса других услуг: снегоходы, парапланы, тюбинг, знаменитая кавказская кухня... Даже элементарно пройтись пешком по заснеженным ущельям гор — это заряд позитива как минимум на полгода, а может быть, и больше.

— Зимний сезон на "Эльбрусе" уже стартовал 7 ноября. Когда начнется сезон на другом курорте — "Архызе"?

— Да, действительно, сезон на "Эльбрусе" 7 ноября запустили, это рано. В прошлом году мы только в декабре смогли это сделать. Сегодня туристы с удовольствием приезжают, катаются на горных лыжах, сноуборде. Я сам на днях оттуда вернулся, получил массу впечатлений, поэтому всех приглашаю сейчас на "Эльбрус" полноценно открыть сезон катания. Также 28 ноября планируем запустить сезон на "Архызе". Там часть трасс уже готовы на 70%, работает современная система искусственного оснежения, да и погода помогает — в горах сейчас сильные снегопады.

— Как вы оцениваете спрос на новогодние праздники?

— Мы ожидаем увеличения турпотока и на "Архызе", и на "Эльбрусе" — это оценка по количеству номеров, которые забронированы. На "Архызе" уже практически невозможно найти свободный номер на Новый год. По "Эльбрусу" тоже достаточно тяжело сейчас найти номера. Складывается ощущение, что люди соскучились по зимнему отдыху и активно готовятся к приезду.

В этом году мы впервые в сентябре начали осуществлять предпродажу ски-пассов с 30-процентными скидками. И интерес людей к покупке этих ски-пассов говорит о том, что у нас достаточно много гостей ожидается в зимний период, в том числе и на новогодние выходные.

— Какие новинки будут ждать гостей в предстоящем зимнем сезоне?

— На "Архызе" идет активная фаза завершения строительства двух канатных дорог. Это новые зоны катания, для горнолыжников и сноубордистов появятся новые склоны. Будут у нас и сноу-парки для более продвинутых катальщиков — там будут горки и трамплины, где райдеры смогут и повышать свой профессиональный уровень, и уровень адреналина в крови увеличивать.

Будут дополнительные так называемые зеленые трассы — для начинающих кататься. На "Архызе" каждый год порядка 40–50% всех приезжающих гостей впервые становятся на горные лыжи или сноуборд. Как раз для них мы и расширяем зону катания, где они могут научиться кататься, чтобы дальше переходить на более сложные трассы.

На "Эльбрусе" мы завершили строительство горнолыжной трассы на высоте более 3 тыс. метров. Сейчас проходит сертификация, и я думаю, что в середине декабря мы ее обязательно откроем.

— Как в этом году изменятся тарифы, будут ли новые тарифные программы?

— Мы ввели дополнительные, более разнообразные тарифы. К нам приезжают разные туристы: одни катаются хорошо, другие — похуже, кто-то один, а кто-то — с семьей. И мы вводим отдельные тарифы: например, полудневные — для тех, кто много не может кататься; учебные тарифы — для тех, кто с инструктором катается. Они дешевле. У нас есть и семейный тариф, а также тариф, по которому вы можете взять пять дней из семи и кататься в течение этого периода в любое время.

Тарифы у нас ранжируются в зависимости от сезона. Начнем мы с промотарифа 1,2 тыс. рублей, как только откроется более пяти трасс, до 28 декабря, стоимость дневного ски-пасса будет 1,7 тыс. рублей. В новогодние праздники до 10 января — 2,6 тыс. рублей в день и в высокий сезон до 9 марта — 2,2 тыс. рублей. Далее до закрытия сезона дневной ски-пасс будет стоить, как в декабре, 1,7 тыс. рублей.

Важно, что средняя стоимость тарифа у нас сохранилась на уровне прошлых лет. Мы просто добавили новые возможности и новые варианты, чтобы туристам было комфортнее и удобнее находиться на курорте.

— Насколько активно продаются ски-пассы на "Архызе"?

— Мы уже продали несколько тысяч. И это несмотря на то, что некоторые туристы еще боятся принимать решение: а вдруг курорты закроют из-за пандемии или еще что-то случится. Мы со своей стороны даем гарантии, что если ски-пасс не был активирован, то вся стоимость будет возмещена в случае непредвиденных ситуаций. Хочу заверить, чтобы туристы не переживали: никто ничего не потеряет, все будет до последнего рубля возвращено.

— Планируете ли усилить возможности оказания медицинской помощи на курортах в связи с пандемией? Будете ли тестировать туристов или, может быть, устанавливать требования по наличию тестов у туристов?

— Мы не просим предъявлять результаты тестов. Естественно, на курортах обеспечивается замер температуры у туристов на входе, проверяется наличие масок. Что касается медицинской службы, у нас она круглый год функционирует, зимой, естественно, в сезон она усиливается.

Для защиты от пандемии мы организовали комплекс мероприятий. Каждый вечер на курортах обрабатываются дезинфицирующими средствами все кабины, места массового пребывания. Кроме того, в помещениях и на канатках, в кабинках действует строгий масочный режим.

Как в Альпах и даже лучше

— ​​Каковы итоги летнего сезона, который стартовал с большой отсрочкой и в новых условиях пандемии?

— Четыре месяца наши курорты были закрыты, что наложило определенный отпечаток. Однако большой турпоток был в зимнем сезоне, и остаток летнего сезона очень активно прошел. Только в сентябре рост турпотока на "Архызе" составил порядка 72%, в "Ведучах" — 73%. На "Эльбрусе" чуть ниже — 12%, это связано с тем, что треть туристов, которые приезжали на "Эльбрус", — иностранцы, а сейчас из-за закрытых границ они не могут приехать в Россию.

В целом ожидаем, что по итогам года все-таки будет рост турпотока на наши курорты примерно на 20%. Мы постарались сохранить динамику за счет того, что туристы соскучились по отдыху после того, как насколько месяцев просидели дома.

— А ожидали больший рост турпотока?

— Мы показываем в последние два года хорошую динамику — порядка 30–40% роста. Конечно, мы рассчитывали, что и в этом году сохраним такую динамику. Но считаем, что в нынешней ситуации 20% — это тоже хороший показатель для наших курортов.

— Из-за пандемии не все готовы ехать кататься за рубеж, в том числе самые взыскательные туристы, которые привыкли кататься в Альпах, привыкли к высокому уровню сервиса. Готовы ли курорты Северного Кавказа организовать отдых таких клиентов?

— Я сам много раз бывал в Европе, смотрел на качество курортов, подъемников, горнолыжной инфраструктуры. И скажу, что "Архыз" сегодня не то что не уступает этим курортам, он даже гораздо лучше с точки зрения качества горнолыжной инфраструктуры, подъемников, трасс, потому что у нас все новое. В Европе все создавалось 50–70 лет назад, многие объекты инфраструктуры достаточно устаревшие.

Что касается количества горнолыжных трасс, здесь я лукавить не буду — мы еще на начальной стадии находимся. В сезоне мы предлагаем порядка 27–30 км трасс на "Архызе". Это, конечно, уступает показателям европейских горнолыжных курортов, где протяженность трасс — за 100 км. Но наши трассы лучше с точки зрения качества: все оборудованы системами искусственного снегообразования, каждую ночь современнейшая техника подготавливает эти трассы. Созданы все условия для обеспечения безопасного спуска — это и сеть безопасности, и маты, и качественная служба спасателей.

Отели тоже у нас новые, правда, пока их немного, но мы над этим работаем. С каждым годом поднимается уровень качества оказываемых услуг, уровень профессионализма растет. И я уверен, что большинство туристов, которые бывали в Альпах и приедут к нам, разницы не почувствуют.

— Вы упомянули одно из "узких мест" на курортах Северного Кавказа — количество объектов размещения. Что удалось сделать за последнее время? Как решить эту проблему с размещением туристов?

— Для "Архыза" это действительно "узкое место": сегодня у нас горнолыжная инфраструктура чуть-чуть впереди, чем количество объектов размещения, которые находятся на курорте.

Но мы поменяли приоритеты в части привлечения инвесторов и начали активнее работать с глобальными сетями и туроператорами. Так, недавно мы привлекли компанию "Библио-Глобус", которая в следующем году начнет строительство гостиничного комплекса на 1,4 тыс. мест размещения. Помимо отеля там появится большая пляжная зона с открытым бассейном, парк с активностями, новая сеть общепита. Это масштабные проекты, которых, на наш взгляд, сегодня не хватает.

Параллельно мы еще ведем переговоры с рядом инвесторов. Думаю, что в ближайшие два года история с нехваткой мест размещения на "Архызе" кардинально изменится.

— Как пандемия сказалась на резидентах, которые работают на курортах? Выполняют ли они свои обязательства? Планируют ли новые проекты?

— Резиденты тоже стали заложниками ситуации, в которую мы все попали. Когда курорт был закрыт, для резидентов, которые уже запустили и реализовали свои проекты (отели, рестораны), был сложный период, они понесли определенные убытки. Но вместе с тем они видят и перспективы для дальнейшего развития: они смогут эти убытки покрыть за счет работы в зимнем сезоне и последующем периоде. Поэтому ни один резидент не закрылся, не обанкротился, все работают сейчас полноценно.

Мы видим замедление строительства объектов по проектам резидентов, которые еще находятся на стадии реализации. Это связано и с финансовыми возможностями, да и в период пандемии были сложности с привлечением строителей. Кроме того, строительный сезон в горах короткий. Сейчас в сезон у нас, естественно, стройка запрещена на объектах, но я думаю, что после окончания зимнего сезона все восстановятся и резиденты нагонят упущенное время, проекты будут реализованы в срок.

— То есть отказываться от своих проектов резиденты не намерены?

— Нет. Все резиденты, которые взяли на себя обязательства с точки зрения строительства, осуществляют строительство своих объектов.

— Во время пандемии какая помощь была оказана резидентам?

— Не только резидентам, но и малому бизнесу, который работает на курорте: киоски, магазинчики. Для них мы ввели скидки по арендным платежам, предоставили отсрочку до конца 2022 года.

Не только мы помогали — в целом правительство в лице Минэкономразвития РФ. Мы, естественно, выступили в поддержку этого бизнеса, потому что считаем его не просто арендаторами, с которых мы деньги получаем. Это наши партнеры, создающие сервис.

Потенциал Северного Кавказа

— Мы сегодня очень много говорили о флагманских курортах КСК — "Архызе" в Карачаево-Черкесии, "Эльбрусе" в Кабадино-Балкарии, "Ведучах" в Чечне. А какие планы по развитию курортов "Цори" и "Армхи" в Ингушетии, а также "Мамисона" в Северной Осетии?

— "Армхи" и "Цори"— это достаточно перспективные курорты. Нами вместе с региональными органами власти подготовлены предложения, мастер-планы развития, в частности курорта "Армхи". Эти предложения направлены в правительство РФ, и если план получит одобрение, то мы будем поступательно развивать эти курорты.

По "Мамисону" наши предложения были поддержаны, дополнительное финансирование предусмотрено в проекте бюджета на ближайшую трехлетку. В этом году мы уже активно поработали над проектно-сметной документацией.

"Мамисон", на наш взгляд, является одним из самых перспективных курортов на Северном Кавказе с точки зрения природно-климатических возможностей и высотных характеристик. Там перепад высот составляет порядка 2 тыс. м, а это возможность создания большого количества горнолыжных трасс различной сложности. Еще одно преимущество "Мамисона" — это уникальные минеральные источники в долине Мамисонского ущелья. И если мы создадим симбиоз минерально-санаторного лечения летом и горнолыжного туризма зимой, то я считаю, что это очень популярное и интересное место будет.

Хорошие перспективы и с точки зрения объектов инфраструктуры — электричество и газ туда подведены. В общем, считаем, что "Мамисон" готов к дальнейшему развитию, и мы в следующем году начнем уже активно строить горнолыжную и сопутствующую инфраструктуру.

— Что вы можете сказать скептикам, которые говорят, что для такой маленькой территории, как Северный Кавказ, слишком много горнолыжных курортов?

— Смотрите: европейские Альпы по своей площади, по масштабу гор уступают кавказским. А как вы думаете, сколько там горнолыжных курортов? 1159. И это полноценные горнолыжные комплексы. А у нас пока в СКФО — меньше десяти.

Всегда говорю, что горнолыжный туризм в России очень сильно недооценен. Сегодня количество катающихся на горных лыжах и сноубордах у нас составляет порядка 3%. В Европе это до 30%, в США и Канаде — 10–15%. Поэтому есть к чему стремиться.

И я считаю, что потенциал Кавказских гор очень большой и нам нужно создавать курорты, популяризировать горнолыжные виды спорта. Не будет так, что мы построим горнолыжные курорты, на которые люди не поедут.

Сейчас в России горнолыжный туризм как массовый вид спорта имеет самую высокую динамику в части роста. С каждым годом все больше начинающих.

— А с чем вы это связываете?

— В советское время можно было на пальцах одной руки пересчитать количество горнолыжных комплексов, где можно научиться кататься и дальше заниматься этим видом туризма. Сегодня в России есть порядка 300 маленьких горнолыжных комплексов, где можно впервые встать на лыжи. Этот вид туризма стал более доступным.

И бесспорно, в этом большая заслуга Олимпиады 2014 года, которая существенно повысила интерес к зимним видам спорта и к горному туризму.

— В последние месяцы начался процесс реорганизации управляющих компаний, которые занимаются развитием в том числе горнолыжных курортов на Северном Кавказе. Пару недель назад к КСК присоединили АО "Курорт Эльбрус", которое управляло частью инфраструктуры в Приэльбрусье. Что даст объединение двух этих структур?

— Этот процесс запущен. Думаю, что в ближайшие полгода процесс завершится и будет осуществлена физическая консолидация двух компаний.

Что это даст? Сегодня "Курорты Северного Кавказа" на горе Эльбрус представлены третьей очередью канатных дорог, несколькими трассами, а вся остальная инфраструктура находится в ведении "Курорта Эльбрус". Будучи региональной собственностью, "Курорт Эльбрус" не может позволить себе полноценно реконструировать какие-то трассы, вложиться в дорогостоящее оборудование подъемников, чтобы повысить качество. Я считаю, что в рамках единой обновленной большой корпорации мы в состоянии будем это делать, и это даст дополнительный толчок для развития горнолыжной инфраструктуры горы Эльбрус, для дальнейшего увеличения количества туристов.

— В настоящий момент обновляются не только институты развития курортов, но и законодательная база. Ранее вице-премьер Юрий Трутнев поручил внести в правительство РФ проект акта, предусматривающий устранение имеющихся ограничений развития курорта "Эльбрус", вызванных одновременным действием двух правовых режимов — особой экономической зоны ("Эльбрус") и особо охраняемой природной территории (национальный парк "Приэльбрусье"). Как, на ваш взгляд, устранение одновременного действия двух правовых режимов скажется на развитии курорта и его туристической привлекательности?

— Действительно, сегодня на Эльбрусе функционирует два режима. То есть один закон нам прямо говорит: ничего нельзя строить, все нужно сохранить, а второй — нет, нужно инвестиционную активность увеличивать, строить, развивать. И действительно, это накладывает определенные ограничения и с точки зрения привлечения инвесторов, и в том числе создания объектов инфраструктуры.

Мы по поручению Юрия Петровича Трутнева и Минэкономразвития совместно с Минприроды России готовим предложения. Наша задача — найти компромисс, чтобы объекты создавались с соблюдением всех требований и норм экологического законодательства, но вместе с тем и не ограничивали развитие. По этому принципу работает Европа: европейские курорты развиваются, создают объекты размещения, горнолыжную инфраструктуру, но вместе с тем они пытаются сохранить биобаланс и экологическую обстановку на высшем уровне. Мы тоже собираемся к этому прийти.

— Хасан Хамишевич, вы же лыжник. Какой больше любите курорт?

— Вот это провокационный вопрос вы задали. (Смеется.) Все курорты разные. "Эльбрус" — это мощный, брутальный курорт со своим характером и темпераментом. "Архыз" более мягкий, семейный, более современный с точки зрения инфраструктуры. Поэтому я бы не стал выбирать между ними. Сегодня хорошо на "Эльбрусе", завтра — на "Архызе", послезавтра — на "Ведучах" — попробовать всесезонное покрытие и так далее. А через пару лет обязательно на "Мамисон" поедем.

Беседовали Ксения Орлова, Сергей Леваненков