The Guardian (Великобритания): соглашение о прекращении огня с Азербайджаном сопряжено с большими рисками для Армении

Перемирие, заключенное на прошлой неделе между Азербайджаном и Арменией, в значительной степени было использовано в качестве средства, позволяющего положить конец многолетнему территориальному спору. Но, конечно же, на деле все может идти не столь гладко. Кавказ, регион, в геополитическом плане столь же непростой, как Балканы, всегда был «лоскутным одеялом» народов, которое тянули на себя более крупные державы. И эти народы страдали в результате сменявших друг друга волн завоеваний и «этнических чисток».

The Guardian (Великобритания): соглашение о прекращении огня с Азербайджаном сопряжено с большими рисками для Армении
© ИноСМИ

Если присмотреться, сейчас азербайджанцы могут по праву праздновать возвращение в свои дома, из которых их выгнали 30 лет назад, но при этом для армянского народа в целом риск как никогда велик.

Подписав соглашение о прекращении огня, Армения согласилась постепенно возвращать Баку районы вокруг Карабаха, которые она оккупировала — в результате военных действий — с 1990-х годов. Но в отношении культуры все не так просто. Люди, живущие в этих краях (не все, но большей частью и с древних времен), это армяне. И в принципе именно поэтому они боролись за независимость.

Этот анклав они называют Арцах. В его глубоких долинах и на горных хребтах расположено более трех с половиной тысяч монастырей, церквей, характерных армянских хачкаров (каменных стел с резным изображением креста) и надгробий. Помимо этих объектов, являющихся достоянием армянской истории и культуры, здесь находится множество дохристианских памятников и небольшое количество мусульманских памятников, все из которых тщательно охраняются. Сейчас специалисты пытаются составить официальный список того, что именно находится в районах, подлежащих возвращению под контроль Азербайджана.

Дело в том, что в отношении армянского наследия Баку пользуется жестокими методами. В опубликованном в прошлом году докладе политолога Симона Магакяна (Simon Maghakyan) и антрополога Сары Пикман (Sarah Pickman) было очень подробно описано то, что они назвали кампанией широкомасштабной «культурной чистки», которую проводил Азербайджан на протяжении 30 лет в Нахичеванской Автономной Республике, еще одной территории, оспариваемой двумя государствами. Согласно спутниковым снимкам, многочисленным документальным свидетельствам и рассказам очевидцев, в период с 1964 по 1987 годы было разрушено 89 церквей, 5840 хачкаров и 22 тысяч надгробий, включая средневековый некрополь города Джульфа, крупнейшее древнеармянское кладбище в мире.

Реакция Азербайджана неизменно сводится к простому отрицанию того, что армяне вообще когда-либо жили на этих территориях. И именно это теперь произойдет и в Арцахе, чего опасаются наблюдатели. На прошлой неделе президент Ильхам Алиев написал в «Твиттере»: «Карабах наш! Карабах — это Азербайджан!», а его чиновники отрицают историческую армянскую природу самых легендарных сокровищ региона. Когда армяне забирали из монастыря IX века Дадиванк, расположенного в Кельбаджарском районе, колокола, кресты и хачкары, чтобы обеспечить их сохранность, заместитель министра культуры Азербайджана Анар Каримов заявил, что это изъятие незаконно — и что эти артефакты на самом деле албанские.

С 1950-х годов советские азербайджанские ученые, пытаясь установить связь с античностью и еще больше обосновать притязания на исконную самобытность, взяли на вооружение ревизионистскую культурологическую теорию, которая проводила границу между тюркским азербайджанским народом и Кавказской Албанией, древним государством, которое находилось к северу от реки Кура. И об этом говорят стены самого монастыря Дадиванк. По словам археолога и профессора Ереванского государственного университета Гамлета Петросяна, в Арцахе не найдено ни одной кавказско-албанской надписи, зато в одном только этом монастыре сохранилось более 100 надписей на армянском языке.

Бывают случаи албанизации памятников (с удалением надписей на армянском языке), но сделать это в Дадиванке было бы просто невозможно — и в любом случае не было бы гарантией окончательной сохранности памятника. Эксперты указывают на средневековый город Агулис в Нахичеванской АР и его кафедральный собор, которые, начиная с 1997 года, методично разрушали азербайджанские военные. Палудан-Мюллер уверен, что нечто подобное мы еще увидим. «Будет очень трудно избежать разрушений, — говорит он. — И сейчас существует опасность, что Нагорный Карабах лишится своего армянского населения».

Конфликт в этом регионе имеет глубокие корни. Более трети населения Турции происходит от мухаджиров, беженцев-мусульман (в первую очередь из России, с Балкан и Кавказа), которые бежали от преследований после распада Османской империи. Причастие к этому Европы и России (и поддержка ими христианского греческого и армянского населения) является унижением, которое Турция, по словам Палудана-Мюллера, так и не забыла и которое принимают на свой счет и азербайджанцы.

Из-за значительного присутствия армянской диаспоры в США, Франции и других западных странах после геноцида 1915-1922 годов Турция еще более склонна считать, что Запад или христиане пристрастны к армянам, проявляя к ним симпатию. Более того, армянские ученые особо подчеркивают, что азербайджанская идентичность является понятием, сформировавшимся в XX веке, тем самым опровергая тот факт, что азербайджанский язык тоже имеет древние, до-тюркские корни.

В то же время Турция и Азербайджан отрицают геноцид армян, в результате которого в Анатолии погибло до 1,5 миллиона армян. И хотя древние армяне населяли территорию, простиравшуюся от Средиземного до Черного и Каспийского морей, политика Турции вплоть до середины XX века была направлена на уничтожение армянского культурного наследия на всей своей территории. Она всячески старалась стереть со своей карты следы армянского населения.

За несколько десятков лет после начала карабахского освободительного движения в 1988 году и первой армяно-азербайджанской войной в 1992 году благодаря присутствию в Арцахе армян были проведены многочисленные научные исследования. Искусствоведы исследовали богатейшие лицевые рукописи времен средневековых армянских монастырей, характерную для этих мест иконографию на резных хачкарах, необычные церкви с характерным куполом и одним нефом.

Кроме того, в 2005 году Гамлет Петросян обнаружил эллинистический город Тигранакерт, построенный в I веке до нашей эры. Затем последовали другие исключительные находки — изделия из агата, стеклянные кувшинчики в виде маленьких амфор, расписные погребальные амфоры, сасанидские печати IV века, любопытная планировка входа в церковь, которая указывает на его взаимосвязь с Древним Иерусалимом, и пещерные храмы, свидетельствующие о связи города с Древней Грецией. Петросян предупреждает, что во время недавнего конфликта эти объекты культурного наследия подверглись обстрелу.

Заметно, что он опечален и возмущен, но особо не надеется, что ситуация улучшится. Ведь кладбище города Джульфа было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО до того, как его уничтожили. «У нас нет ни военного, ни политического влияния. Нет никакой разницы между тем, что Азербайджан уничтожает — наш народ или нашу культуру. Наша культура — это мы».