«Нужно просто выехать из дома»

Дагестанца Ахмада Амирова знакомые прозвали «чохнутый Ахмад». Во-первых, он родом из горного села Чох. А во-вторых, в свои 53 года он успел полетать на парапланах, аэрошютах, самолетах, а недавно проехал на мотоцикле через всю Россию. Корреспонденту «Это Кавказ» после многочисленных попыток, наконец, удалось застать экстремала дома.

«Нужно просто выехать из дома»
© «Это Кавказ»

«Люди приехали посмотреть, что за чудак»

В прошлом году Ахмад от нечего делать сел на мотоцикл и решил проехаться вокруг дома. В тот день он намотал 400 километров по горам.

— А потом вечером сижу дома, пью кофе и за окном услышал рев моторов: наши ночные байкеры выехали в город — тут сердце екнуло, — улыбается экстремал. — Решил: раз хочу, надо ездить.

Ахмад купил туристический эндуро — и отправился в Азербайджан. Доехал до иранской границы, потом прокатился до Грузии, «поел там хачапури» и отправился в Турцию. Собрался в Европу, но опомнился: нет шенгенской визы. Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург были во втором мотопутешествии, а в третий раз Ахмад замахнулся на кругосветку на полгода.

— Цель — пересечь все меридианы и два раза экватор. Должен был доехать до Португалии, там переправить мотоцикл в Аргентину, оттуда в Северную Америку, на Дальний Восток — и уже с Севера вернуться обратно в Махачкалу. Всю зиму строил планы, в апреле хотел выехать из дома. Но тут эта пандемия, и все планы рухнули, но только не мечты, — смеется байкер.

В марте европейские страны начали закрывать границы из-за распространения коронавирса, ситуация усложнялась и в России. Ахмад успокаивал себя поездками по горам. А как только строгие ограничения сняли — упаковал вещи и рванул на мотоцикле во Владивосток. Оттуда он собирался вернуть обратно, но…

— Во Владивостоке местные байкеры устроили мне встречу. Человек 30 приехали посмотреть, что за чудак добрался до них из Дагестана. А потом предложили: «Давай на Камчатку!» Я сам интересовался, но это слишком длинная история — искать корабль, договариваться о транспортировке мотоцикла, а потом ждать его несколько недель. Но ребята все за меня решили. Пока я пил кофе, они созвонились с каким-то капитаном, он как раз отплывал на следующий день. Мотоцикл погрузили на борт, а на следующий день я уже был в самолете и летел на Камчатку. Кстати, до меня туда не ступало еще ни одно колесо мотоцикла, — смеется путешественник. — Я поднимался на вулканы, с вертолета наблюдал за медведями, ловил рыбу, любовался китами и потрясающей природой. Это просто взрыв эмоций!

В итоге дагестанец проехал больше 24 000 километров — его не было дома 48 дней. Все это время он был на связи с родными и друзьями в Instagram — снимал и выкладывал все самое интересное.

— Подписчики это, как индийский сериал, смотрели и ждали новой серии, — смеется Ахмад. — Даже мои внучки дома кричали: «Мультики не надо, деда покажите».

Полеты в небе и на земле

Ахмад приглашает нас в свой кабинет. Спускаясь по лестнице, встречаем маленькую неприметную дверь. Хозяин таинственно улыбается.

— Это мой гараж. Раньше здесь был один мотоцикл, теперь — три. Началось все с того, поменьше. Хотел мотивировать сына на успехи в спорте. Сказал: «Победишь — куплю настоящий мотоцикл». Победил. А потом понял, что теперь и мне нужен такой же.

Третий байк появился совсем недавно — для супруги: вместительный багажник, два пассажирских кресла с подогревом.

— Садись — и наслаждайся путешествием! Но Эльмира сказала: «Нет! Это не для меня!»

Тем временем перед нами следующая комната — рабочий кабинет, больше похожий на авиасалон. На стенах развешены черно-белые снимки самолетов, с потолка свисает маленький P-51 Mustang, на полках больше десятка авиационных часов, несколько шлемов летчиков и главный экспонат — ручка управления с истребителя земляка Магомеда Толбоева.

— Это не я ее откручивал, — смеется Ахмад. — Подарил один товарищ, которому презентовал эту штуковину сам Магомед.

В детстве суровый дагестанец мечтал стать космонавтом. Сразу после школы поступил в летное училище на Украине. Все шло по плану, пока он не получил повестку в армию.

— Пока шла служба, училище наше расформировали. Вернулся и пошел работать, чтобы купить свой самолет. Как только появилась возможность, взял параплан и начал летать. Тогда мне было уже 42 года.

Ахмад участвовал в соревнованиях, занимал призовые места, а однажды решил проверить себя «на вшивость» и отправился в Гималаи.

— Парапланеристы знают, что это непростое место для полетов. Я тест прошел, сдал нормативы, выиграл соревнования и получил мастера спорта и удостоверение пилота. После купил себе аэрошют. Через три года у меня появился свой одноместный самолет «Авиатика-МАИ-890». А после летал уже в собственном двухместном, собранном у нас в Дагестане. После истории с падением частного самолета наш аэродром в Махачкале закрыли.

Самолет пришлось разобрать — в ожидании лучших времен он лежит в ангаре. Пока его заменил байк.

— На мотоцикле я чувствую себя счастливым и свободным. Больше всего люблю это ощущение неизвестности: где окажусь через сотню километров, кого встречу, что увижу? Я принципиально на своем транспорте не выезжаю в кафе, как это делают каферейсеры. Их прям так и называют. Тех, кто на мотоцикле красиво разъезжает по городу и выезжает в кафе кофе попить. Для меня мотоцикл гораздо больше. Хотя самые необычные ощущения дает все-таки параплан. Взлетел на нем на гору, сел, любуешься красотой, потом поймал поток воздуха и вновь полетел. Но на мотоцикле я тоже летаю, только уже по земле.

Правила мотопутешествия по России

— Я, когда собирался выезжать, много читал тех, кто уже ездил. Хотел понять, с чего начать путешествие, что брать с собой, как себя вести в дороге. Понял одно: чтобы отправиться в путешествие, нужно просто выехать из дома, — смеется Ахмад. — Это для многих самое трудное. А все проблемы надо решать по мере их поступления.

Для себя экстремал вывел несколько правил комфортного мотопутешествия.

1. Ехать только днем

— У многих блогеров я читал, что за день стоит преодолевать не больше 300 км, чтобы не переутомиться. Для себя вывел другую цифру — примерно 600 км. Это расстояние я проезжаю за световой день. Ночью стараюсь не ездить в целях безопасности: плохо видно дорогу. Я всегда выезжаю с рассветом, после утреннего намаза. В это время на дорогах мало дальнобойщиков. Основной маршрут проезжаю до обеда. Потом уже еду, что называется, вразвалочку.

2. Не брать ничего лишнего

— Что я везу с собой? Немного наличных денег, два телефона и две банковские карты на случай, если что-то одно испортится или заблокируется. Дорожную аптечку, набор инструментов, запасную камеру, насос, два комплекта нижнего белья и вещей. Больше не надо: грязное все равно с собой не возишь. Каждый день останавливаешься в гостинице, стираешь, сушишь.

3. Ночевать с комфортом

— Тот, кто хочет сэкономить, берет с собой палатку для ночлега, примус, газовый баллон, консервы. Я всегда останавливаюсь в гостиницах, придорожных мотелях. В среднем цена за ночь — около 4 000 рублей. На Камчатке дороже из-за потока туристов. Я не планирую заранее, в какой гостинице остановлюсь, чтобы не напрягаться, не подгонять себя. Об этом начинаю думать, когда заходит солнце. Сегодня все можно найти в телефоне. На случай, если нет интернета, у меня скачано приложение maps.me. Там можно найти все, в том числе гостиницы и отзывы на них.

4. Питаться не в сухомятку

— Я не вожу с собой консервы, «ролтоны». Только немного сухофруктов, воду и кофе. По моим наблюдениям, очень неплохой кофе на заправках «Лукойл». Стараюсь «заправлять» свой термос именно там. Три порции эспрессо мне хватает, чтобы быть бодрым весь день. Обедать удобно в кафе. Если от Махачкалы до Владивостока можно поесть в пределах 1000 рублей, то на Камчатке чек увеличивается в два-три раза.

5. Держать себя в форме

— Каждые 150 км я останавливаюсь, чтобы размять спину. Очень хорошо в этом помогают деревья — можно использовать в качестве спортивной стенки. Ну и, конечно же, баня. Поэтому стараюсь искать гостиницы, где можно попариться перед сном.

6. Не пренебрегать гигиеной

— Волшебный уксус. Часто советую его байкерам, когда они разуваются (смеется). Уксус убивает все микробы. Несколько капель нужно нанести на носки или на стельки мотоботов, чтобы избежать неприятного запаха, особенно в жаркое время.

7. Правильно стартовать

— Перед дорогой осмотреть мотоцикл, завести его, прогреть, сказать «Бисмиллях» - и отправляться навстречу приключениям!