Авиация Соцлагеря. Гражданская авиация в годы изоляции, или как и куда летали жители стран соцлагеря

Говорить о стремительном беге времени – банально. Но оно с собой уносит многие моменты истории и развития как нашей страны, так и всего мира. Для выросшего поколения небольшой экскурс в сравнительно недавно прошедшие года, надеюсь, будет интересен. Потому что не изучив опыт прошлого, нельзя построить путь в будущее. Что такое соцлагерь Это понятие в политическом лексиконе появилась в 40-е годы прошлого столетия, когда после победы над фашистской Германией произошёл раздел сфер влияния стран-победительниц над государствами Европы. В зону интересов Советского союза вошли 8 европейских государств: ГДР, Польша, Албания, СФРЮ (Югославия), Чехословакия, Болгария, Венгрия и Румыния – практически вся Восточная Европа. К ним присоединились Куба, Монголия, Вьетнам, Лаос, КНР и КНДР. Несмотря на наличие политических и идеологических разногласий, правительства этих стран взяли курс на так называемый «социалистический путь развития». Мировое сообщество присвоило им такое название. Железный занавес и СЭВ Ещё один политический термин, появившийся в 1946 году – железный занавес. Его автор никто иной, как У. Черчилль. Именно он констатировал тот факт, что контроль и влияние со стороны СССР над странами Восточной Европы практически становится барьером в плане экономического и политического сотрудничества. Так началась эпоха изоляции, которая поддерживалась с обеих сторон, лишённые возможности интегрироваться в мировой экономический процесс соцстраны создали СЭВ – союз экономической взаимопомощи, просуществовавший с 1946 по 1991 год. Его штаб-квартира располагалась в Москве. Цель - интеграция социалистической экономики, сотрудничество в плане развития прогресса во всех сферах народного хозяйства. Была создана система обмена товарами, опытом, взаимной помощи сырьём, оборудованием и продовольствием. Разработаны общие нормы и стандарты. Гражданская авиация в годы изоляции, или как и куда летали жители стран соцлагеря В послевоенные годы гражданская авиация СССР получила мощный импульс в своём развитии. Появились новые реактивные самолёты, производство которых было налажено не только в Российской Федерации и союзных республиках – Украинской ССР и Узбекской ССР - но и в некоторых странах соцблока, например, в Польше – АН -2 и АН –28. Единственная в то время авиакомпания «Аэрофлот» в 1976 году установила мировой рекорд по числу пассажиров, воспользовавшимися её услугами. Только столичные аэропорты совершали рейсы по двумстам направлениям, связывая столицы государств и республик, крупные города, курорты и областные центры. Осуществлялись и регулярные рейсы за рубеж: США, страны Западной Европы, Азию. Купить билет на внутренние направления можно было, но не всегда легко. И если документ, удостоверяющий личность, нужно было предъявлять только при посадке, то купить билет и попасть на самолёт, совершающий рейс за рубеж, могли только граждане, имеющие визу. К этой когорте относились дипломатические работники, члены туристических групп, спортсмены и артисты. Уровень обслуживания здесь был на порядок выше и соответствовал стандартам западных авиакомпаний. А иногда и превосходил их. Уже в 1990 году был зарегистрирован 140- миллионный пассажир, совершивший полёт в этом году. Анализируя уровень свободы передвижения, легко сделать следующие выводы: Из-за строгого визового режима на посещение стран соцлагеря и остального мирового сообщества необходимости в этих перелетах у граждан СССР не было. Внутренняя логистика авиасообщения была прекрасной. По стране функционировали свыше 1500 аэродромов, из которых ныне осталось меньше трехсот. Приобрести билеты не составляло труда за исключением курортных рейсов в летний период. При покупке пассажир мог воспользоваться льготами: бесплатный перелёт ребёнка, скидки и для студентов и других категорий граждан, покупку билета из резервного фонда при срочной необходимости, подтверждённой документально. Так что вопрос о свободе передвижения в то время не рассматривался.

Авиация Соцлагеря. Гражданская авиация в годы изоляции, или как и куда летали жители стран соцлагеря
© Aeroo.ru