"Есть люди, желающие дать хоть 100 рублей": гендиректор благотворительного фонда — о восстановлении памятников

Собрать деньги на восстановление культурных объектов Калининградской области вполне реально. Об этом заявил гендиректор благотворительного фонда "Благоустройство и взаимопомощь" Андрей Буштаков. В интервью "Королевским воротам" (16+) он объяснил, почему это выгодно всем жителям региона.

"Есть люди, желающие дать хоть 100 рублей": гендиректор благотворительного фонда — о восстановлении памятников
© Клопс.Ru

— В Калининградской области стартовал благотворительный проект по сбору денег на восстановление исторических памятников. Ремонтировать или, в крайнем случае, консервировать кирхи и замки планируется за счёт частных пожертвований. Почему ваш фонд решил участвовать в проекте?

— Мы неоднократно выступали оператором в проектах с частными пожертвованиями. Это строительство пяти спортивных площадок на деньги Россельхозбанка, светомузыкального фонтана в Биржевом сквере за счёт Сбербанка. Мы были оператором реконструкции улицы Баранова в Калининграде, деньги на этот проект выделил банк ДОМ.РФ. Реализовали масштабный проект "Целый мир помнит их в лицо" в Багратионовске, Мамоново, Гвардейске — там на стенах домов появились портреты героев войны.

— То есть были заказчиком строительства?

— Да. У дарителей, например, банка, нет ни людей, ни компетенций для таких проектов. Банк — это деньги, менеджеры, кассиры, офисы, а условный фонтан — это проектирование, согласование, оценка и выбор подрядчиков, контроль строительных работ, ввод в эксплуатацию. Поэтому финансовые институты говорят: вот вам деньги, дальше вы всё делаете сами. Наш фонд как раз и занимался реализацией проектов от начала до конца. После ввода в эксплуатацию мы передали фонтан и улицу Баранова Калининграду. По Баранова, кстати, возникали мелкие недочёты, мы приглашали подрядчика, чтобы он устранял проблемы за свой счёт.

Привлекать благотворительный фонд к реализации таких проектов — это ещё и большая экономия времени. Все процедуры мы можем проводить внутри себя — проектирование, выбор подрядчиков и прочее. К тому же у нас есть опыт взаимодействия с контролирующими структурами. Ведь мы несём большую ответственность за качество выполненных работ, если плохо спроектируем, сделаем плохо, в следующий раз нас не пригласят.

— Как вы выбираете подрядчиков?

— Сначала формируем техническое задание проекта с учётом пожеланий дарителей средств и под контролем уполномоченных органов: службы заказчика, управления капитального строительства. Когда проект пройдёт госэкспертизу, отправляем информацию потенциальным подрядчикам и получаем от них коммерческие предложения. Параллельно составляем резюме предприятий, изучаем их бэкграунд, смотрим, нет ли у них невыполненных текущих обязательств и судебных разбирательств. Всё это делается для того, чтобы выбрать хорошего подрядчика, выполняющего работу качественно и в срок. Выбранный подрядчик, помимо контроля госорганов, находится под независимым техническим контролем, бухгалтерскую отчётность по проекту также проверяют независимые аудиторы.

— Какие органы контролируют непосредственно работу благотворительного фонда?

— ФНС контролирует сдачу налоговой отчётности, министерство юстиции — правомерность расходования поступивших средств, это положение федерального закона о НКО. Есть и общая отчётность, как у любого коммерческого предприятия, у нас в этом плане нет никаких льгот и поблажек.

— И теперь вы решили заняться восстановлением памятников?

— Здесь мы выступаем неким консолидирующим центром. В Калининградской области 1 800 объектов культурного наследия, на все бюджетных денег не хватит. С другой стороны, есть люди, в том числе туристы, открывшие для себя регион и желающие в той или иной мере поучаствовать в восстановлении кирхи, дать хоть 100, хоть 500, хоть 1 000 рублей. Знаю истории, когда иностранные туристы доставали деньги, но не знали, кому их подарить: не было инструмента по сбору пожертвований.

Те же туристы говорят, что Балтийское море холодное и посмотреть нечего. Да, есть интересные места в Калининграде: остров Канта, башня Врангеля, Музей янтаря, Музей Мирового океана. Но они читали и про сердце Восточной Пруссии, и про старинные замки, кирхи, их тоже хочется посмотреть. После изучения и анализа информации, в том числе подобных отзывов, выявлены семь объектов, которые можно попытаться восстановить за счёт пожертвований. Это кирха и замок в посёлке Железнодорожном, кирха в посёлке Домново, комплекс зданий психиатрической больницы Алленберга и водонапорная башня в Знаменске, имение Парненен в посёлке Красный Яр и башня Бисмарка в Черняховском районе. Если посмотреть на карту, получается своего рода новое туристическое кольцо с большим потенциалом.

В несколько другом формате — по системе краудфандинга — реализуется программа сбора средств по восстановлению старинного маяка в посёлке Заливино на берегу Куршского залива совместно с Музеем Мирового океана. Физические лица в качестве благодарности за пожертвование смогут получить, например, сертификат на бесплатный вход в музей. Подробная информация о программе будет опубликована на сайте Музея Мирового океана.

— Как будете собирать деньги на ремонт?

— На этих объектах мы установим информационные щиты о программе с QR-кодами. Это мировая практика. QR-код покажет расчётный счёт, на него можно перевести деньги через мобильное приложение банка. Пожертвование могут сделать физические и юридические лица. Также мы покажем, как будет выглядеть памятник после восстановления. Подобные щиты мы хотим установить на центральных улицах Калининграда, возле Музея Мирового океана, на той же улице Баранова. Сейчас как раз занимаемся согласованием с городскими властями.

— Вот соберёте вы деньги, дальше какой механизм их использования?

— Решение о том, какой памятник ремонтировать, будет принимать Наблюдательный совет, это основное условие нашего участия в проекте. Чтобы не было разговоров, что фонд собирает и тратит деньги непонятно на что. В совет вошли представители правительства Калининградской области, духовенство, культурологи, историки, всего семь человек. Вся информация будет в открытом доступе: сколько собрали, почему выбрали этот памятник, на что конкретно потратили. Также совет будет обсуждать функциональное назначение памятника после ремонта, чтобы не получилось нелепых ситуаций вроде платного входа в замок, восстановленный всем миром.

— Туристы, да и местные жители, скорее всего, захотят пожертвовать деньги на реконструкцию. Но вы ожидаете, что и бизнес не останется в стороне. Почему?

— Никто не может заставить бизнес пожертвовать деньги на восстановление памятников, это всё добровольные решения. Мы не предлагаем вложиться в то, чего нет, мы хотим сделать объекты интересными как для местных жителей, так и для гостей, предпочитающих не только пляжный отдых. Восстановленные замки, кирхи привлекут туристов, чтобы они не курсировали только вокруг острова Канта в Калининграде, а поехали дальше. И тот же посёлок Железнодорожный уже вполне может стать центром развития туризма Калининградской области.

Бизнес тоже заинтересован в действующих, а не руинированных памятниках, ему будет выгодно работать там, куда пойдёт туристический поток. Да, турист едет за впечатлениями, но ещё ему нужно поесть, отдохнуть, купить сувениры, иногда переночевать. Это возможности для открытия кафе, фотозон, сувенирных магазинов, гостиниц, арт-пространств, ремесленных мастерских. Это новые рабочие места, которые так нужны на востоке. Поэтому неспроста восстанавливают кирху в Славске и делают благоустройство в Черняховске: каждый город старается стать интересным.

— Опять же, чтобы открыть кафе или гостиницу, нужны оборотные средства, и немалые. А бизнес старается быть ближе к Калининграду, где крутятся основные деньги. Какие-то "плюшки" предусмотрены?

— Насколько я знаю, есть программы по поддержке, льготные кредиты, например. Есть и рабочие инструменты. Мне кажется, бизнесу, который согласится помогать восстанавливать объекты культурного наследия, будет интересно развиваться на этих площадках. Возьмём тот же Железнодорожный. Готовится общая программа развития посёлка, восстановления инфраструктуры, создания площадок для бизнеса, для его задумок, идей. Проходят консультации с туроператорами, вплоть до того, как, под каким углом размещать парковки для туристических автобусов, сколько нужно туалетов. Власти готовы отдать всю эту деятельность бизнесу.