Карты в руки: зачем нижегородцы ходят на экскурсии по родному городу

Городские экскурсии – новый формат развлечений, который набирает обороты в Нижнем Новгороде. Жители ездят из района в район, чтобы взглядом туриста увидеть знакомые, казалось бы, места. А экскурсоводы придумывают всё новые программы – от «архитектурных» прогулок и промышленных обзоров до настоящих мистических путешествий. Мы отправились на одну из таких экскурсий, чтобы понять, почему их посещают нижегородцы. Пошли в историю К назначенному времени у остановки в Сормовском районе в частном секторе собирается небольшая группа людей – человек 15. Экскурсовод Татьяна Нечаева пересчитывает присутствующих и озабоченно сверяет количество пришедших со списком. Все, кажется на месте, и она, включив микрофон, обращается к окружившим её плотным кольцом людям. – Первым делом я бы хотела попросить: поднимите руки те, кто сам живёт в Сормовском районе. Осторожно тянут руки почти половина собравшихся слушателей. Остальные приехали сюда из Московского, Автозаводского районов и нагорной части города. – Пожалуй, мы начнём с названия. Знаете ли вы, почему район называется именно так? – поинтересовалась Татьяна. Этого не знали ни коренные сормовичи, ни другие нижегородцы. – Тогда Сормово было набором деревень: Марьино, Дарьино, Починки и прочие, – объясняет Татьяна. – Первыми поселенцами были братья Шуменевы, жившие там, где сейчас расположен завод «Красное Сормово». В лесах они занимались сбором мёда диких пчёл. У одного из них было прозвище Саром – у него есть два значения: по одной из версий, сварливый, по другой – скромный. Без распрей не обошлось: их сосед Копос Хабальщиков заселил крестьянами расчищаемую от леса территорию и даже дал ей название – Починок, Починки (от слова «починать»). Сам Копос жил недалеко – в Лихарево (сейчас это место символично называется Копосово). Но по решению Ивана Грозного Починки остались Шуменевым, и по имени одного из братьев район постепенно начинал называться Саромово. В будущем ему предстояло потерять одну гласную букву, чтобы получилось слово, знакомое всем нижегородцам. Как оказалось, то место, откуда мы начали экскурсию, – улица Большая Починковская с огромным количеством частных домов, старых «деревяшек» и новых, демонстрирующих всё разнообразие профнастила и пластика, когда-то была частью большого торгового пути в Ярославль. По нему после основания города часто ездили владимирские князья. Тогда жить у дороги было выгодно – это парадные фасады, почёт и возможность организовать постоялые дворы для путников. Поэтому и дома ставились соответствующие – с богатой резьбой и лобовыми досками. И хотя сейчас эти здания сложно назвать престижными, некоторые сормовичи даже не стали менять их облик. Экскурсовод поясняет, что в Сормово хорошо сохранившийся дом 1845 года не удивляет, так как чаще всего он передаётся по наследству и отношение к нему у жильцов бережное, как к своему имуществу. В противовес – здания в центре города, например, на улицах Грузинская и Гоголя: превратившись в коммуналки, дома ветшали, так как их обитатели мало заботились о них. Под крышей дома За экскурсоводом мы переходим дорогу на противоположную сторону улицы и напряжённо всматриваемся в один из домов. Татьяна призывает нас увидеть там «хляби небесные» – резные украшения на скатах крыши, которые, по славянской мифологии, обозначали запасы воды, проливающиеся на землю. За окном мелькает силуэт девочки, и она окидывает нас равнодушным взглядом. Дом с табличкой «1849 год» до сих пор жилой, и к туристам у своего крыльца его обитатели, вероятно, уже привыкли. У другого дома, у чердака которого уютно устроились резные львы, припаркованы современные машины, что создаёт ощущение диссонанса. Тем более что буквально по соседству остались деревянные высокие ворота и кольцо для привязи коня. Каждый символ на доме имеет свой мистический смысл – даже те самые «хляби небесные», отсылающие к воде, должны были защитить крышу от протечек. Из резьбы на домах до сих пор часто можно встретить солярные знаки – плодородного Солнца, а также деревья. А те самые львы начали появляться уже после перенимания византийских традиций. Мы подходим к другому дому, и Татьяна меняется в лице. Она разочарованно говорит, что ещё в начале лета здесь были красивейшие наличники, которые жильцы решили убрать в ходе ремонта – дом смотрит на дорогу аккуратным и безликим сайдингом и типовыми пластиковыми окнами. Каждое из зданий, которые мы видели, несмотря на приличный возраст, не является памятником, и проживающие там люди этому, по правде говоря, даже рады – ведь тогда любые ремонтные работы нужно проводить с помощью череды бесконечных согласований. И во время экскурсии можно увидеть самое разное отношение нижегородцев к доставшейся в наследство старине – некоторые меняют окна, но добавляют к пластику прежние, отреставрированные наличники, другие полностью уничтожают любые намёки на прошлый век. – Да, владимирские князья были бы разочарованы, если бы сейчас тут проехали, – замечает один из туристов, глядя на обновившийся коттедж. Дорогой дальнею Ещё в начале экскурсии Татьяна преду­предила собравшихся, что прогулка займет 2-2,5 часа. Слушателей это не испугало – тёплая осень и шуршащие под ногами листья настраивали на задумчивое настроение и долгое разглядывание старых домов. Публика подобралась разношёрстная – здесь были и пожилые слушатели, у которых, казалось, заготовлены вопросы по каждому дому, и молодые пары, и даже мамы с маленькими детьми. Татьяна обещает, что в следующие выходные она может организовать прогулку по другой части района, и к ней уже собираются записаться желающие. – Конечно, во многом поспособствовала погода, – объяснила нам Татьяна причины популярности экскурсий. – Бабье лето позволяет долго наслаждаться пешими прогулками в этом году. Но влияет и то, как поменялся мир: если раньше были важны идеологические герои – вспомните, любая экскурсия была построена вокруг величины номер один: если не Ленин, то Горький, или Короленко, или Минин, – то сейчас людям нужны другие люди. Появилась потребность услышать истории не обязательно мирового масштаба, а что-то своё, очень личное, поэтому и возникают городские экскурсии. Каждые выходные жители и гости города могут отправиться на разные программы: прогуляться мимо домов с резьбой в Сормово, узнать тайны мистической улицы Черниговской, посмотреть на промышленный Автозавод, затеряться в тайнах «Грузинки» и «Ошарки», поискать призраков в особняках на Ильинке и в Почаине. Для самых отчаянных есть и настоящие пешеходные челленджи – например, 12-километровая прогулка до первых мельниц Бугровых на Линде. Экскурсоводы тоже разные, а вот стоимость прогулок примерно одинакова – 300-350 рублей за человека. Летом часто проводились экскурсии в формате free donation, когда каждый нижегородец может заплатить столько, сколько сочтёт нужным. Популярность формата городских экскурсий эксперты объясняют ещё и тем, что с закрытием границ и невозможностью дальних путешествий нижегородцы по-новому взглянули на собственную родину. Это подтверждают и слушатели, которые приехали в Сормово, чтобы посмотреть на него глазами туристов. – Если честно, стало просто стыдно, – поделились молодожёны Денис и Оксана. – Мы столько можем рассказать друзьям о Праге, Барселоне и Бангкоке, а про Нижний знаем только то, что на краеведении один год в школе проходили. – Мы много раз бывали на городских экскурсиях в Санкт-Петербурге и Москве, когда приезжали в гости к родственникам, – рассказала пожилая пара из Советского района. – И всегда местные жители смотрели на нас с недоумением – мол, ну чего там нового-то можно услышать? И мы поняли, что к собственному городу относимся так же. Молодая девушка щебечет в телефонную трубку: – Так, я вот выезжаю из Сормова. Тут так круто, я фоток сделала ну миллион, правда. На завтра я уже нас записала, едем с тобой к метромосту и Ромодановскому вокзалу. Где это? Ну ты даёшь, совсем город не знаешь, – укоряет она собеседника ….Окунувшиеся на пару часов в «деревянную мифологию» Сормова, люди уже почти разошлись, но точно ясно, что эту сказку они перескажут ещё многим.

Карты в руки: зачем нижегородцы ходят на экскурсии по родному городу
© Нижегородская правда