Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Резидент ОЭЗ "Архыз": на курорте появятся горнолыжный детский сад и спортивная трасса

Многие гости "Архыза" впервые встали на лыжи именно здесь — школа инструкторов, как и профессиональный сервис проката оборудования, открылась практически одновременно с курортом, сейчас в зимний сезон с начинающими горнолыжниками на склонах работают до 60 человек. В последние три года работа у них есть и в летние месяцы, когда туристам становится доступно все больше видов активного досуга, в том числе экстремального. О том, как курорт "взращивает" своих туристов, чему можно научиться на "Архызе" зимой и летом, а также о том, какие новинки ждут гостей в предстоящем горнолыжном сезоне, в интервью ТАСС рассказал учредитель школы горнолыжных инструкторов "Пикэкспириенс" (резидент особой экономической зоны ОЭЗ "Архыз") .

Резидент ОЭЗ "Архыз": на курорте появятся горнолыжный детский сад и спортивная трасса
Фото: ТАССТАСС

Видео дня

— Андрей Александрович, как вы готовитесь к предстоящем сезону в условиях пандемии? Какие нововведения ожидаются в работе школы и сервиса? Может быть, часть занятий будет перенесена в онлайн?

— Мы продолжаем работу. Летом у нас были горные пешие и конные экскурсии, обучение езде на лошадях. Зимой учим кататься на лыжах, сноуборде, предоставляем инвентарь в прокат. Сейчас ведем подготовку к зимнему сезону — подбираем персонал, закупаем дополнительное оборудование.

Больше внимания уделяем интернет-сервисам: планируем запустить онлайн-сервис по бронированию инструкторов и проката, чтобы можно было забронировать и оплатить удаленно, а после прийти и, например, если были выбраны занятия с инструктором, то сразу пойти на гору. По прокату снаряжения прорабатываем вариант, чтобы человек сам мог забрать свой инвентарь в локерной камере хранения. Если клиент берет инвентарь на длительное использование, он сможет хранить и сушить его в этой ячейке. Эту услугу мы планируем ввести уже в грядущем сезоне.

Наша задача — это высокий уровень сервиса, и мы должны организовать его так, чтобы человек получал то, что для него комфортно.

— Сколько человек сегодня работают в инструкторской школе? Есть ли необходимые кадры?

— Летом у нас работает порядка 10–15 человек, а зимой только штат службы проката — около 40 человек: это администраторы-кассиры, операторы проката, бухгалтеры. А еще порядка 60 инструкторов. То есть мы уже перешли этот порог в 40 человек, смогли обучить и привлечь дополнительно профессиональных инструкторов.

Увеличение будет только исходя из потребностей курорта, так как должно быть все взаимосвязано. Можно нанять хоть 200 инструкторов, открыть пять школ, но будет страдать качество предоставления услуг, потому что если будет инструкторов много, то они работать будут меньше, а это влияет на оплату труда. Профессиональный инструктор получает высокую зарплату, если он не сможет зарабатывать — уйдет. Те же 200 инструкторов могут просто не поместиться на склоне. Превышение пропускной способности учебных трасс приводит к травматизму. На существующую потребность количества инструкторов хватает. Чтобы туристы не сталкивались на склоне, чтобы не ждали долго инструктора, чтобы получили инвентарь без очереди — это все просчитывается, прорабатывается между составляющими всего курорта в целом.

— Какие программы обучения вашей школы пользуются успехом?

— Мы ввели и второй год тестируем программу горнолыжного детского сада, где дети могут поиграть, покататься в зависимости от уровня подготовки и отдохнуть. Эта программа пользуется успехом. Еще из новинок — в этом году планируем подготовить спортивную трассу с хронометражем. То есть люди смогут проехать по спортивной горнолыжной трассе на время, как на соревнованиях. Это для тех, кто уже оттачивает свое мастерство, — им будет интересно узнавать свои показатели. Там также будет находиться инструктор, который будет помогать и указывать на ошибки. Эта трасса будет отдельно обустроена, мы как раз сейчас выбираем место и готовим техническое оснащение.

Уровень туристов уже позволяет подготавливать такие трассы. Мы работаем пять лет, гости уже научились не просто красиво спускаться, а готовы идти дальше. И потом уже, может, станут принимать участие в соревнованиях по горнолыжному спорту.

Остальные программы — это индивидуальные тренировки, групповые, "Лыжи мечты" — занятия для детей с повышенными потребностями, а также система подготовки по программе UPS — это новейшая, передовая, авторская методика обучения катанию и совершенствования техники, основанная на использовании горных лыж разной длины — 90 и 125 см.

— Сообщалось, что ваша компания совместно с "Курортами Северного Кавказа" (КСК, управляет курортом "Архыз") планировала обеспечить более чем троекратный рост количества прокатного горнолыжного инвентаря — до 2 тыс. комплектов. Удалось ли достичь этих показателей? Планируется ли закупка нового снаряжения?

— У нас даже больше 2 тыс. комплектов, и мы постоянно обновляемся. Старый инвентарь утилизируем и завозим новый. Сейчас заключен договор на новую поставку, и к сезону порядка 400 новых комплектов будет на курорте.

Помощь в пандемию

— Ранее власти Карачаево-Черкесии отмечали высокий турпоток на курортах республики во время летнего курортного сезона. Какие проекты удалось реализовать в летний период?

— Это был третий летний сезон для нас. Мы построили в прошлом году веревочный парк, есть также специальное оборудование для походов, джиппинг, инструкторы, гиды — это наши собственные возможности. Для удобства посетителей предлагается также услуга единого оператора: у кого-то на курорте есть квадроцикл, у кого-то — рафтинг и так далее, и чтобы клиенту было удобно, оператор берет его пожелания на себя и организовывает все виды развлечений, которые оказывают разные компании.

— Как оцениваете завершающийся летний сезон?

— Безусловно, туристический поток этим летом был значительно выше. Это отмечается не только по республике, но и по всем нашим российским курортам.

— Насколько активнее за последние годы российские туристы стали интересоваться катанием на склонах в "Архызе"? С чем, по вашему мнению, это связано?

— Благодаря тому, что были закрыты границы во время пандемии, у людей появилась возможность узнать о том, что у них есть рядом, узнать про наш курорт. А после его посещения у всех остаются положительные впечатления — люди просто в восторге, и, естественно, они становятся нашими постоянными клиентами.

Но, по сути, у нас в стране горнолыжный горный туризм развит несильно, поэтому "Архыз" — это больше взращивание нового посетителя, нового туриста. То есть речь идет не о переманивании туристов с заграничных курортов, а о том, что к нам начинают ездить люди, потому что видят развитую и комфортную инфраструктуру склонов. "Архыз" в полной мере отвечает всем нормам, требованиям и пожеланиям гостей по катанию. Поэтому основной прирост — это все-таки новые клиенты и посетители, которые только впервые приехали, научились, полюбили и стали горнолыжными туристами.

— Ваша компания является резидентом ОЭЗ "Архыз" с 2015 года. Какую долю расходов вам удается сократить благодаря статусу резидента особой экономической зоны на Северном Кавказе? Какими преференциями пользуется ваша компания?

— Преференции больше распространяются на платежи на собственность, на аренду земли. Мы оказываем услуги, и к нам такого близкого прямого отношения преференции не имеют. Для других направлений они, конечно, значительно облегчают возможность развития с учетом того, что курорт новый, а начинать всегда сложно, когда несформированный поток. Нужно расти вместе, и без преференций тут не обойтись, потому что всегда есть определенные риски для инвесторов.

Все должно развиваться в балансе: инвестор должен видеть, что курорт растет, что все строится и проектируется в верном направлении. Тогда он понимает, что туристический поток нужно вырастить.

— "Курорты Северного Кавказа" вместе с оказывают поддержку инвесторам в реализации проектов, которые находятся под угрозой срыва из-за последствий пандемии. Воспользовалась ли ваша организация такими мерами? В чем выразилась поддержка в вашем случае? Поможет ли это сохранить проекты?

— Были различные виды поддержки, они были остро необходимы, потому как завершили мы горнолыжный сезон на месяц-полтора раньше. Вы понимаете, что такое месяц-полтора для горнолыжного сезона, когда он всего состоит из четырех месяцев? То есть, грубо говоря, 20–25% мы не доработали. Это очень сильно сказалось на всех наших планах, но как раз благодаря отношению КСК к резидентам, предоставлению отсрочки по оплате аренды, мы имеем возможность закупать новый инвентарь, новое оборудование, не стоять на месте, а развиваться.

Новые направления

— "Архыз" планируется сделать одним из центров велосипедного спорта. Как вы оцениваете перспективы развития этого направления? Какие, по вашему мнению, возможности в регионе есть сейчас? Насколько используется имеющийся потенциал? Планируете ли развивать ваш бизнес в этом направлении?

— У нас в штате есть специалисты по маунтинбайку, мы построили одни из лучших трасс в России именно на "Архызе". Это очень интересные трассы с хорошей длиной, интересным рельефом, и, как ранее много говорили, трассы "Архыза" получали высокую оценку от разных именитых гонщиков России и Европы. Поэтому с точки зрения привлекательности трасс и возможности их расширения потенциал "Архыза" огромный.

Это достаточно молодое направление, велосипедный спорт только начинает развиваться, всех райдеров пока можно пересчитать. Но это становится очень популярным видом отдыха, причем у разных возрастных категорий. Это одно из перспективных направлений, пока не переведенных в вид туристической услуги, по привлечению туристов именно в летний сезон. Но уже этим летом отмечался всплеск потребности в этом виде отдыха.

Велотрассы недостаточно просто построить, за ними нужно постоянно следить — чинить, расширять, улучшать. Поэтому рассматриваем варианты, чтобы взять на себя эту ответственность и обязанность — следить и эксплуатировать трассы. И развивать штат инструкторов по горному велосипеду, а также прокат велосипедов именно уровня маунтинбайк.

— Что сегодня необходимо для развития туристско-реакционных особых экономических зон в Северо-Кавказском федеральном округе, в частности для всесезонного курорта "Архыз"? Что, по вашему мнению, поможет привлечь новых инвесторов?

— Сейчас "Архызу" нужно развитие зоны катания. Есть несколько веток канатных дорог — на Север, Юг, канатка "Лунная Поляна". Но это практически разрозненные зоны, где в основном катаешься вверх-вниз по одной канатной дороге, по одной трассе. Есть несколько вариантов переездов, но этого недостаточно. Для соответствия европейскому уровню, чтобы к нам уже поехали люди, которые любят кататься в Европе, где курорты были построены и развивались по 30 или 50 лет, нужно создать единую зону катания. Это когда начинаешь катание с подъема по канатной дороге в одной точке, потом по трассе переезжаешь к другой канатной дороге, и так далее. То есть катание все время происходит по разным трассам. Тогда получается путешествие, рассчитанное на три — пять часов.

И сейчас на Архызе отсутствует такая важная функция, как ski in/ski out — катание на лыжах "от двери и до двери", когда ты можешь выйти из гостиницы, встать на лыжи и сразу поехать, и так же подъехать в отель обратно сразу на лыжах. Нужно интегрировать зоны катания и проживания, строительство отелей нужно проводить с учетом этого принципа.

Беседовала Мадина Эбзеева