Войти в почту

История легенды Ту-154: аварийная посадка и будни стюардесс

Воздушное судно (бортовой номер RA-85757) совершило трехчасовой перелет из столицы алмазного края, города Мирного, в аэропорт Толмачево, куда доставило 141 пассажира.

История легенды Ту-154: аварийная посадка и будни стюардесс
© VN.ru Все новости Новосибирской области

Инцидент, вошедший в историю авиации

В сентябре 2018 года в Новосибирском аэропорту состоялась торжественная церемония встречи знаменитого самолета Ту-154М «Ижма», который «АЛРОСА» также передала на хранение в Музей истории авиации аэропорта Толмачево. Его аварийная посадка 7 сентября 2010 года вошла в историю авиации. Самолет выполнял пассажирский рейс по маршруту «Полярный (город Удачный в Якутии) — Домодедово». Через три с половиной часа после взлета на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Отключился и электропровод топливных насосов. Это означало одно — до пункта назначения никто не долетит…

Спас ситуацию случай. Давно выведенная из эксплуатации и непригодная для самолетов этого типа взлетно-посадочная полоса, не имевшая светосигнального оборудования и приводных радиостанций, спасла экипаж и пассажиров. Случилось это в Ижме (Республика Коми). Посадка стала возможной только благодаря начальнику вертолетной площадки Сергею Сотникову. По собственной инициативе он 12 лет следил за полосой, освобождая ее от мусора, зарослей кустарников и посторонних объектов.

При аварийной посадке самолет получил повреждения, но все остались живы и невредимы. Экипаж судна был представлен к правительственным наградам. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени наградили и Сергея Сотникова.

Вспоминая славный Ту-154…

Советский трехдвигательный реактивный лайнер с большой теплотой сегодня вспоминает пилот I класса Степан Мазан. Разработан лайнер для перевозки 180 пассажиров. По тем временам это было воздушное судно большой вместительности.

Сложный «строгий» самолет — по оценке профессионалов (пилотов и авиатехников). Новосибирские авиаторы освоили Ту-154 первыми после московских коллег к концу 70-х годов прошлого века. Этот тип самолетов полностью заменил Ту-104. Парк Ту-154 насчитывал в Толмачево более 30 авиалайнеров.

Самолет требует пристального внимания экипажа, так как летит на больших скоростях, скорость захода на посадку близка к посадочной. Расчетную скорость надо выдержать. Многое зависит от слаженной работы экипажа. Но этот самолет всем нравился. Это единственный крупный пассажирский лайнер, который можно было использовать даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Но безусловный его минус — большой объем расходуемого топлива.

Комфортный лайнер

Обчанка Валентина Федосеенкова 24 года проработала бортпроводником: сначала в Толмачевском объединенном авиаотряде, а потом в авиакомпании «Сибирь». Об авиалайнере Ту-154 у нее остались самые добрые воспоминания: «Шикарный самолет: красивый, удобный, уютный. Не было никакой стесненности ни у пассажиров, ни у бортпроводников во время полетов. Над креслами просторные удобные полочки, на которые беспрепятственно вмещались личные вещи пассажиров».

Бортпроводница Валентина Федосеенкова с теплотой вспоминает Ту-154.

В конце 70-х первыми рейсами на этом лайнере были воинские перевозки в Германию, Чехословакию, Монголию… Из Союза увозили новобранцев, возвращали демобилизованных со срочной службы.

Широкие проходы между рядами кресел давали возможность катить тележку, на которой размещалось 40 контейнеров с питанием для пассажиров (по 20 подносов с каждой стороны). Их больше не нужно было разносить на руках. Это было очень удобно. Две стюардессы могли быстро обслужить всех пассажиров. Сервировали контейнеры в бортцехе на земле, а досервировывали бортпроводники самостоятельно в специальном отсеке самолета (на бортовой кухне). Бригада бортпроводников состояла из пяти человек. Иногда с ними летел инструктор.

Немного истории

Ту-154 разработали в конструкторском бюро Туполева в давно ушедшем в историю 1968 году. Эксплуатация началась в феврале 1972 года. Всего построено около 1000 единиц реактивной техники.

Последнее оставшееся в отечественной гражданской авиации воздушное судно данного типа выпущено почти 28 лет назад на заводе «Авиакор» в Самаре. С 2002 года оно эксплуатировалось Мирнинским авиапредприятием, а в 2013 году пополнило авиапарк созданной на его базе авиакомпании «АЛРОСА». За последние 18 лет самолет налетал почти 27,5 тысячи часов, выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез свыше160 тысяч пассажиров, 1 224 тонны груза и 52 тонны почты.

Опубликовано в газете «Аэро-Сити» №45 от 5 ноября 2020 года.