Два юриста, три мнения: должны ли турагенты возвращать комиссию туроператорам, если тур не состоялся?

В профессиональной группе «Трэвел Президиум» в Фейсбуке развернулась дискуссия после выхода новости о том, что туроператоры требуют с турагентов вернуть им вознаграждение по несостоявшимся турам. Турагенты не согласны с мнением учредителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, что этот вопрос не регулируется законодательно, а находится в поле договорных, бизнес-этических взаимоотношений между поставщиками туруслуг и их розничными партнерами. Туристическая розница не понимает, почему туроператор не может считать агентскую комиссию своими расходами и почему они должны ее возвращать, если свою работу сделали.

Два юриста, три мнения: должны ли турагенты возвращать комиссию туроператорам, если тур не состоялся?
© TourDom

«Неверно трактовать комиссионное вознаграждение как сумму, недоплаченную оператору. Это оплата оператора за услуги, которые агент ему оказал! Поинтересуйтесь у страховых агентов, приходится ли им возвращать свое вознаграждение! Работа проведена! Услуга оператору оказана! Вознаграждение агенту – такие же затраты туроператора, как зарплата своему персоналу, содержание офисного помещения и другие расходы», – пишет в профессиональной группе «Трэвел Президиум» в Фейсбуке руководитель БММТ «Спутник» Александр Иосифян.

Встает в этом вопросе на сторону турагентов и юрист Елена Баринова. По ее мнению, ссылка на договорные отношения обоснована лишь отчасти. Иногда туроператоры прописывают в договорах определенные символические суммы агентского вознаграждения – 1 евро, 30 рублей. Это такая хитрость со стороны поставщиков туруслуг, на которую их розничные партнеры зачастую идут. Поэтому, по ее мнению, как и в любом споре, всегда виноваты обе стороны: агенты, потому что подписывают кабальный договор, и туроператоры, которые фактически принуждают их это делать, являясь более сильной стороной в договорных отношениях. «Но вопрос в другом – должны ли возвращать турагенты свой заработок в случае, если поездка не состоялась и услуга не оказана? Мое мнение исходит из Гражданского кодекса РФ, в котором есть целый раздел, посвященный вопросам агентирования. Там четко сказано, что принципал обязан оплатить агенту его вознаграждение вне зависимости от результата. Агент несет ответственность за исполнение обязательств по договору с туристом, а не за его исполнение туроператором. Многочисленная судебная практика это подтверждает», – комментирует Елена Баринова.