Доступная Британия: как путешествовать людям с инвалидностью      

Путешествия и познание мира, конечно же, не должны быть привилегией одних людей и чем-то совершенно недоступным для других — так считает Евгения Воскобойникова, журналист и активист, которая вот уже 13 лет передвигается на инвалидном кресле. Которое, к слову, никак не ограничивает ее возможности: в 2012 году Евгения ездила в Великобританию с пресс-туром в рамках Паралимпийских игр, посетила Белфаст и его окрестности, природные заповедники, Эдинбург, Уэльс, Сток-Мандевилл и, конечно же, Лондон. Поговорили с Евгенией о ее личном опыте и особенностях путешествий для людей с инвалидностью и благодаря поддержке офиса по туризму Великобритании VisitBritain взяли комментарий у Росса Калладина, эксперта по вопросам развития доступной среды.

.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; } .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Евгения Воскобойникова

Журналистка, активно борется за права людей с инвалидностью и адекватное отношение к ним со стороны российского общества и властей

Росс Калладин

Руководитель отдела поддержки бизнеса VisitEngland, занимается вопросами развития доступной среды с целью помочь туристическим компаниям и регионам Великобритании

Меня зовут Женя Воскобойникова, более 10 лет назад я переехала в Москву из родного города Воронежа для того, чтобы работать на телеканале «Дождь». Там я отработала 10 лет, а теперь работаю в российском офисе компании Google — занимаюсь стратегическими партнерствами, в частности коммуникацией с культурными организациями России.

Вот уже 13 лет я передвигаюсь на инвалидном кресле: у меня перелом позвоночника после того, как я попала в Воронеже в ДТП. С тех пор я очень плотно вникла в тему инвалидности, доступности среды и соблюдения прав людей с разными особенностями. Наверное, я одна из первых, можно сказать, родоначальников движения защиты прав людей с инвалидностью в России и знаю всех тех активистов, которые сейчас так или иначе занимаются этой темой. Впрочем, не только в России, потому что это такая смежная история, где можно черпать вдохновение и брать позитивные примеры с других стран.

Я с гордостью могу сказать, что за последние лет 5–7 российское общество сделало большой прорыв, как минимум тема инвалидности перестала быть табуированной. И мне приятно, что я принимала участие в развитии этой повестки с помощью своей журналистской деятельности. Из интервью, которыми я могу гордиться, — мой разговор с Ником Вуйчичем несколько лет назад.

О путешествии по Великобритании и доступности среды

В 2012 году я ездила в Лондон и по всему Соединенному Королевству с пресс-туром в рамках Паралимпийских игр и поэтому имею представление о том, как выглядел Лондон и другие города тех лет с точки зрения адаптации среды для людей с инвалидностью.

Это был мой первый опыт посещения Великобритании: до этого я достаточно часто была в Европе, но до Соединенного Королевства не добиралась. Связано это, вероятно, в том числе и с тем, что в России существует такой стереотип, будто бы сделать визу в Англию очень и очень сложно. Причем на всех этапах, начиная от заполнения анкеты и заканчивая процентами вашей уверенности в том, что визу одобрят. Наверное, именно поэтому я долгое время даже не рассматривала эту страну в качестве туристической точки на карте, ошибочно считая, что такое путешествие будет сопряжено со множеством каких-то бюрократических историй.

Конечно, то, что я в итоге ехала в Великобританию именно с журналистским сообществом, в пресс-тур, посвященный Паралимпийским играм, сыграло свою роль, однако реальный процесс получения визы в Великобританию не сложнее, чем в других странах Европы, если ты знаешь, что делаешь

В составе пресс-тура я была единственным журналистом на инвалидной коляске. Я ехала одна, без оператора, и при этом везла с собой весь набор съемочной техники: микрофон, камеру, штатив. Все это я возила с собой, сама снимала все вокруг и в том числе себя на селфи-палку, делала репортажи и прямые включения. С монтажом мне помогал мой коллега, который на тот момент жил в Лондоне, — вот так, буквально на коленке, мы с ним практически ежедневно, пока передвигались по стране, выпускали какой-то материал об играх и пресс-туре.

◀ ▶

Конечно, прежде всего в путешествии я обращаю внимание на доступность окружающей среды и окружающего мира для человека на инвалидном кресле. И моим первым впечатлением от Великобритании было удивление в сравнении с тем, что я оставила в России. Напомню, что это был 2012 год — в Москве на тот момент еще не было даже четкого понимания, что такое адаптивный дизайн и доступность для колясок. Тут следует вспомнить все эти пандусы под огромным углом, съезжая по которым можно покалечиться, или тактильную плитку для незрячих, которую укладывали не в том направлении, создавая опасность для слабовидящего человека.

В Великобритании же я с проблемами не столкнулась вообще, и это притом что я готовилась, конечно, к худшему, учитывая, что передвигаться я собиралась одна. Понятно, что у нас была группа, нас возили и сопровождали. Понятно, что у меня были помощники, которые могли мне донести хотя бы чемодан или где-то меня подстраховать, поддержать. Но когда я во время Игр осталась одна, я абсолютно комфортно жила в гостинице и с большим рюкзаком с техникой сама доезжала до Олимпийской деревни на электричке (если не ошибаюсь, с вокзала Паддингтон), где проходили все спортивные состязания. Водители прекрасных двухэтажных автобусов, видя меня, останавливались, выходили со своего места и выдвигали мне рамку, чтобы я могла заехать в автобус без проблем. А если мне нужно было передвигаться где-то, где не было возможности доехать на автобусе или предполагалось большое количество пересадок, я могла вызвать black cab, и такси тоже практически все были оборудованы пандусами.

Что меня удивило больше всего, когда мы ездили по Великобритании, — это путешествие по памятнику природы «Мостовая гигантов», который расположен под Белфастом. Это крайне красивая местность, с большими каменными столпами, во многом дикая. Я помню, как мы ехали по какой-то проселочной дороге, вокруг которой на заливных зеленых лугах, прямо как с картинки, паслись овечки, и мы остановились на небольшой заправке, вокруг которой вообще не было каких-либо домов. Я вышла из автобуса просто посмотреть, сделать несколько фотографий и, зайдя внутрь маленькой заправочной станции, увидела, что там есть туалет для инвалидов, помеченный огромным видным логотипом. В 2012 году это меня безумно удивило и приятно поразило.

Помню, тогда я подумала, что доступная среда должна выглядеть именно так: ты должен иметь возможность приехать в какой-то самый отдаленный уголок планеты и понять, что тебе здесь рады, тебя здесь ждали и ты можешь чувствовать себя человеком

И, кстати, когда мы добрались до самого центра, музея, там тоже все было адаптировано. Несмотря на то что это природный заповедник, даже я практически везде могла проехать по нему на инвалидном кресле совершенно свободно. При этом сопровождающий нас гид рассказывал, какие тропинки будут для меня удобнее, и если где-то были какие-то большие валуны, камни или ступеньки, мне просто говорили, каким образом можно объехать это место, чтобы потом встретиться со всей группой.

Что касается самого Лондона, наверное, день на третий пребывания там я перестала сопротивляться и пытаться найти какие-то недочеты: я поняла, что неудобных мест там практически нет. Скажем, если я хотела попасть в какой-то паб на маленькой, не туристической улочке, а у него на входе были 1–2 ступеньки, мне либо тут же выносили металлическую рамку, либо прохожие на улице просто помогали мне забираться даже без каких-либо моих дополнительных просьб или раздумий. Просто они воспринимают такую помощь как нечто само собой разумеющееся, и это здорово.

Где можно учиться по теме #DEAfest

Семинар Мир без ограничений. Разговор об инклюзивном туризме 24 окт 17:00

Семинар Умные шаги в устойчивое будущее 26 окт 13:00

Семинар История неповиновения 26 окт 18:00

Как изменилась ситуация с доступностью туристических мест для людей с инвалидностью за последние годы и какие шаги планируется предпринять в будущем?

Степень доступности путешествий по Великобритании для туристов с инвалидностью продолжает повышаться. Все больше и больше заведений предоставляют на своих сайтах информацию о существующих возможностях, значительно улучшилась и ситуация с транспортом, например, в Лондоне, где людям с инвалидностью полностью доступны наземные станции и Доклендское легкое метро (DLR). Все 8500 городских автобусов низкопольные, оборудованы для доступа инвалидных колясок и снабжены аудио- и визуальной информацией; все 22 000 такси, так называемые black cabs, также доступны для инвалидных колясок. Значительные улучшения были внесены и в аэропортах.

В настоящее время установлено более 1500 Changing Places — доступных туалетов с дополнительными функциями, предоставляющих больше места для людей с с особенностями развития. Системы The National Key Scheme (NKS) позволяют людям с инвалидностью использовать доступные общественные туалеты самостоятельно, используя свой собственный ключ NKS.

Будущее видится еще более захватывающим, поскольку в 2019 году правительство Великобритании сделало доступный туризм главным приоритетом развития туристического сектора, заявив: «Решая задачу, мы будем работать все вместе, чтобы к 2025 году Великобритания стала самым доступным туристическим направлением в Европе, увеличив количество посетителей с инвалидностью из других стран на треть». Для достижения этой цели будет реализован целый ряд инициатив.

Конечно, я совсем не хочу сказать, что в Великобритании в плане доступности все волшебно, а, скажем, в России все плохо. Это совсем не так, даже несмотря на то что еще лет пять назад Россия не понимала, для чего вообще нужно адаптировать среду. А ведь ответ простой: потому что таких, как я, много, мы активны и хотим выходить из дома, посещать какие-нибудь заведения — и чтобы это была не только больница и местная поликлиника, но и музеи, театры, кафе, рестораны. В общем, абсолютно все те же места, которые созданы для людей, потому что я точно такой же человек, как и все остальные.

Если сравнить Великобританию с другой европейской страной, например Италией, которую я очень люблю, то мы увидим, что для меня как для человека на инвалидном кресле она не очень комфортна, и в первую очередь из-за бесконечной брусчатки. Я понимаю, что с этим ничего не сделать и никак не изменить, но тем не менее, наверное, можно думать о том, каким образом передвигаться человеку на коляске или маме с ребенком в коляске. Плюс в Италии очень много исторических зданий, которые, наверное, невозможно никак переделать и адаптировать — скажем, встроить лифт или сделать даже небольшой пандус на 2–3 ступеньках.

С другой стороны, опять же если сравнивать с Великобританией, там не меньше многовековых замков и старинных зданий. И я совершенно точно помню, как мы в рамках пресс-тура были в замке VI века в Эдинбурге — он был окружен совершенно невероятной лужайкой и большим парком. Когда мы туда прибыли, я предполагала, что группа пойдет внутрь смотреть замок, где был музей, а я останусь и погуляю снаружи. Но сопровождающий, который был с нами, настоял на моем участии, и оказалось, что даже в этом древнем замке подумали о таких людях, как я: какими-то окольными путями меня довели до специального встроенного лифта. Да, он был маленький, очень такой компактный и бедный. Понятно, что он не был у центрального входа и что никто им, кроме людей с инвалидностью, не пользуется. Но тем не менее он существует, а это говорит о том, что даже в таких старых зданиях, если очень захотеть, если будет внутренняя мотивация, можно адаптировать среду для удобства каждого человека.

Каким должен быть минимальный набор средств и решений для доступной среды

Наверное, нулевым пунктом будет осознанность людей, которые отвечают за объекты, в том числе туристические. Понимание, что всем, что они делают для людей с инвалидностью, реально кто-то будет пользоваться. Пусть не так часто, как всем остальным, но это точно кому-то понадобится.

Также в минимальный набор попадает отсутствие ступенек. Если есть ступеньки, то обязательно должен быть пандус, если есть большие ступеньки, то обязательно должен быть подъемник или лифт. Желательно работающий подъемник или лифт, потому что очень часто я сталкиваюсь с тем, что подъемник вроде бы есть, но у тети-вахтера, которая хранит ключи от него, сегодня выходной, или он не работает, или ключи потеряли, или подъемник сломался, а слесаря никак не найти. Таких историй за свою жизнь я слышала миллион, и в конечном итоге такая «помощь» ничего не решает, а только портит мне настроение и тратит мое время.

Что подразумевается под «доступной средой» в туристических местах?

Доступный туризм можно определить как «туристический опыт, который могут получить люди с ограниченными возможностями и другие люди с физическими и сенсорными требованиями к доступной среде».

Все туристические компании в Великобритании должны соблюдать Закон о равенстве 2010 года, который требует от компаний 1) думать наперед и устранять препятствия, которые могут мешать людям; 2) не относиться к людям с инвалидностью менее благосклонно; 3) вносить разумные изменения; 4) предоставлять вспомогательные средства и услуги. Но, конечно, также существуют веские социальные и экономические аргументы в пользу того, чтобы сделать туризм более доступным. В целом туристы с инвалидностью тратят на поездку в Великобританию около 17,7 миллиарда фунтов стерлингов ежегодно, и в ближайшие годы есть перспективы для дальнейшего роста.

И, конечно, сюда относятся туалеты с широким проемом дверей, где также должны быть специальные ручки. В принципе, сейчас все это прописано СНиПах, в правилах по адаптации зданий, как должен быть адаптирован санузел для человека с инвалидностью. Но еще несколько лет назад туалеты для инвалидов не были чем-то повсеместным.

Каким должен быть максимально фантастический набор доступности, если брать не только основное

Так как я работаю в команде Google, где diversity & inclusion — один из первостепенных приоритетов, я вижу тренд на максимальную адаптацию любого нового продукта, в том числе цифрового, для людей с самыми разными потребностями и запросами. Допустим, приложение должно быть адаптировано для незрячих людей, оснащено голосовым помощником — но ведь то же самое должно работать и для городской и туристической среды. Инфостенды должны уметь «говорить», незрячий человек должен иметь возможность прочитать их пальцами, а информация должна быть размещена не только на уровне глаз стоящего человека, но и на уровне того, кто сидит в инвалидном кресле.

В контексте доступности среды что можно сделать на уровне бизнеса, городов, правительства и личной инициативы других людей?

Чтобы туристические места и предприятия были доступны для людей с ограниченными возможностями, мы рекомендуем им следовать трем базовым принципам:

1) Информация — необходимо предоставить максимально четкие данные о доступности места и возможного опыта, чтобы люди могли принимать обоснованные решения на основе своих индивидуальных требований.

2) Обслуживание клиентов — сотрудники должны пройти обучение инклюзивности, чтобы они были уверены, что смогут оказать людям с инвалидностью теплый прием.

3) Удобство — есть смысл улучшить физические характеристики объектов, чтобы вместить как можно больше людей, подумать о так называемом универсальном дизайне.

Если речь о кафе и ресторанах, то обязательно нужно проверять столы на возможность заехать на инвалидной коляске, у них должна быть определенная высота и ножки, которые не будут мешать колесам. Довольно часто, к сожалению, бывает такое, что вроде бы комфортно, вроде бы красиво, но при этом я не могу подъехать к столу ближе чем на 40 сантиметров, и для того, чтобы пообедать или поговорить с друзьями, мне приходится очень сильно наклоняться. Или, допустим, есть столы слишком высокие, вроде барных, которые предполагают, что ты будешь сидеть на высоком стуле — мне в таком случае вообще некомфортно находиться в заведении, потому что я понимаю, что люди, грубо говоря, сидят на уровне моих плеч, что не располагает к нормальной беседе.

И, конечно, крайне важно, когда персонал обучен общению с разными людьми. Мне всегда приятно, когда я прихожу куда-то — в музей, в кино, в магазин — и сотрудник общается именно со мной, а не с моим сопровождающим. Слишком уж часто бывает так, что я задаю какой-то вопрос, а ответ получает человек, который пришел со мной, — просто потому, что он стоит, а не сидит. Вероятно, потому что человеку, у которого я что-то спросила, просто комфортнее разговаривать со стоячим собеседником. Или, возможно, есть еще такой стереотип, что человек в коляске, вероятно, не очень хорошо соображает.

Самые распространенные заблуждения относительно путешествий людей с инвалидностью

Первое заблуждение — если ты незрячий или на инвалидной коляске, ты не сможешь попасть в самолет. Да, такое могло быть еще буквально несколько лет назад: если человек на коляске путешествовал один, его просто не пускали на борт самолета и требовали сопровождающего. Однако сейчас с этим уже нет каких-то проблем. Я часто летаю одна, и в каждом аэропорту есть специальные службы для сопровождения маломобильных пассажиров. Мне приятно осознавать, что в этом есть и часть моей заслуги: я консультировала московские аэропорты, кроме Домодедова, по части создания таких служб. И в Шереметьеве, и во Внукове мы достаточно плотно работали над тем, как образовывать сотрудников, что должно быть доступно и какое оборудование покупать. В частности, например, специальные узкие коляски, на которые пересаживаются люди с инвалидностью и проезжают между рядами, потому что обычная коляска не проходит между креслами в самолете.

Второе — это вопрос к человеку с инвалидностью из разряда «А что ему в принципе делать в другой стране?». Открою секрет — то же самое, что делают и все остальные: путешествовать, отдыхать, собирать впечатления. Казалось бы, логично, но стереотип о том, что в другой стране людям вроде меня делать нечего, очень живуч, и из него, наверное, следует еще один — о том, что люди с инвалидностью неплатежеспособны. Они же не работают, а значит, у них нет денег. Так вот, это точно так же неправда: уровень достатка у всех разный, и он далеко не всегда зависит от наличия или отсутствия инвалидности.

И, конечно, уже упомянутое мною выше заблуждение о том, что человек с инвалидностью обязательно имеет какие-то ментальные проблемы. Когда я лечу вдвоем с ребенком, меня всегда спрашивают: «А есть ли кто-нибудь еще с вами?» — мол, чтобы за нами присматривать. Но за нами не нужно присматривать, мы справимся сами. У людей все-таки есть такое ощущение, что если человек на инвалидной коляске, значит, ментально он тоже не совсем сохранен и ему обязательно нужна помощь не только в плане того, чтобы заехать по пандусу, но и в плане того, чтобы вообще рассказать, что делать в жизни, куда идти и как существовать в этом страшном и ужасном мире. И зачем мы вообще из квартиры-то вышли?

Совет тем людям с инвалидностью, кто хочет путешествовать, но почему-то этого не делает

Он всего один — попробуйте, потому что, пока вы будете сидеть дома, смотреть какие-то подборки и видео других путешественников (на коляске ли, с какой-то другой инвалидностью или без нее), жизнь пройдет мимо. Так что лучше послушайте этих блогеров с инвалидностью, кто рассказывает какие-то свои лайфхаки, куда ездить, какие отели бронировать, где комфортно, а где не очень, и попробуйте повторить за ними. Если есть опасения, начните с путешествия по собственной стране: сами не заметите, как войдете во вкус и захочется еще больше и больше.

Развитие доступной среды для людей с инвалидностью является приоритетной задачей во многих странах: зарегистрируйтесь на бесплатную дискуссию «Мир без ограничений. Разговор об инклюзивном туризме» по ссылке и узнайте, какие меры необходимо принимать для обеспечения полноценного доступа людей с инвалидностью к объектам и услугам. Обсуждение пройдет в рамках фестиваля Different Ever After.