Горский обычай: путешествуем по Кавказу

Один из главных вопросов, который давно не давал покоя российским чиновникам всех мастей – как сделать так, чтобы граждане охотнее отдыхали на просторах родной отчизны, а не разлетались, будто перелетные птицы из старой советской песни, прельстившись красотами пресловутого турецкого берега. И вроде бы Крым перестал быть зарубежьем, курорты Краснодарского края заиграли свежими красками после олимпиады в Сочи, а соотечественники, несмотря на солидные инвестиции в инфраструктуру, как некормленые волки – все в лес смотрят. И ничем-то их не прельстить, не отвадить.

Но как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло. В этом году вектор туристического внимания наших сограждан ожидаемо сместился на внутренние направления, которые еще годом ранее пользовались пусть и стабильным, но отнюдь не ажиотажным спросом. Случилось это не только благодаря усилиям различных государственных комитетов и структур. Даже разгул коронавирусной инфекции, из-за которого стало сложнее пересекать границы, не стал основным препятствием для бывалых путешественников. К примеру, при наличии необходимых справок, все еще можно отправиться в Турцию и ряд других стран. Ведь то, что по-настоящему оказало влияние на географические предпочтения россиян, так это заметные изменения в курсах основных валют, вследствие чего зарубежные туры для большей части населения оказались неприлично дорогими.

И если еще совсем недавно отдых в России традиционно ассоциировался с присказкой «дешево и сердито», то сейчас многое изменилось в лучшую сторону. В различных регионах, порой в неожиданных местах, как грибы повырастали отели европейского уровня, что примечательно, со вполне отечественными расценками. Причем, зачастую, добраться до них можно по дорогам откровенно приличного качества. А это значит, что отправиться в путешествие можно даже на собственном автомобиле, что позволит порядком освежить, казалось бы, давно знакомые пейзажи.

В начале октября мне выдался случай вместе с другими журналистами немного прокатиться по российскому югу в сопровождении компании Nissan. На двух автомобилях, в числе которых были представлены Nissan Qashqai и Nissan X-Trail текущего модельного года, я проследовал по маршруту Пятигорск – Нальчик – Владикавказ. О том, что удалось увидеть в пути, и какие новшества приготовил японский бренд для своих покупателей, предлагаю выяснить из дальнейшего повествования.

Здесь были Киса и Ося

Красавец Пятигорск, ставший первой точкой нашего маршрута, может похвастаться природными красотами, которые открываются с многочисленных возвышений, находящихся как в черте города, так и за его пределами. К примеру, из беседки «Эолова Арфа», что расположена в самой высокой точке Михайловского отрога горы Машук, взору предстает живописный вид на Эльбрус и окрестности Пятигорска. И пусть зависнуть здесь можно надолго, но нам еще предстоит ознакомиться с «литературными» достопримечательностями, прежде всего связанными с именем М.Ю. Лермонтова, написавшего здесь свои последние стихи до момента своей трагической гибели на дуэли. Кстати, в октябре 1915 года в честь этого печального события в Пятигорске был установлен соответствующий обелиск, работы М.Б. Микешина. Примечательно, что эта история оказалась связана со скандалом в духе великого поэта – скульптор не явился на открытие памятника, так как посчитал, что ограда, спроектированная петербургскими зодчими Дитрихом и Козловым нарушает замысел и портит композицию.

Впрочем, Пятигорск знаменит не только лишь лермонтовскими тропами. Как известно, в этих местах разворачивается действие знаменитого произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», о чем напоминает статуя Остапа Бендера, установленная у входа в так называемый «Провал». К сожалению, ничего примечательного, кроме мутного карстового озера, источающего характерный запах сероводорода, в этой пещере не наблюдается. Так что выбираемся на свежий воздух, садимся в машину и забиваем в навигаторе новую точку.

Карты в руки

Благо, пользоваться электронными картами в Nissan Qashqai 2020 модельного года, который достался мне в первый день путешествия, стало гораздо удобнее. Равно как и обновленный X-Trail, в качестве опции, он получил новую 8-ми дюймовую мультимедийную систему со встроенной поддержкой Яндекс.Авто, которая не только объединяет в себе ряд предустановленных приложений, среди которых Яндекс.Навигатор и Яндекс.Музыка, но и обеспечивает работу системы кругового обзора AVM. С ее помощью можно комфортно маневрировать как на переполненных городских улицах, так и разъезжаться на узких горных дорожках, которые в изобилии встречаются здесь, на Кавказе.

Что же касается фирменной мультимедийной системы Nissan Connect, то она также доступна для установки во всех представленных автомобилях. Получив обновленный интерфейс, система обзавелась возможностью интегрироваться с сервисами Android Auto, Apple CarPlay, а также с уже упомянутым Яндекс.Навигатором. Правда, для полноценного функционирования всего этого великолепия придется подключить смартфон к головному устройству, что, в наш цифровой век, не должно доставлять какого-то особого дискомфорта. Тем более что взамен Nissan Connect предоставляет функцию голосового управления, что позволяет лишний раз не отвлекаться от дороги.

К чести обеих систем, они неплохо справляются с ориентированием на местности даже в отдаленных уголках России. Так что я, пользуясь Яндекс.Навигатором, без лишних приключений добрался до Нальчика – центрального города Кабардино-Балкарской Республики.

Край богатырей

Если не брать в расчет кавказский темперамент и южный колорит, то Нальчик представляет собой вполне обычный провинциальный город. Кафе, магазины, торговые центры, церкви, мечети, памятник Ленину – вот в принципе и все, за что цепляется беглый взгляд, брошенный из окна автомобиля. Даже на вопрос: «Что посмотреть?», обращенный к местным, те лишь неуверенно пожимают плечами – мол, мы и сами не знаем. А потому Qashqai, окрашенный в ярко-голубой цвет сам по себе смотрится здесь как достопримечательность. Плюс ко всему, в этом году японцы добавили новый вариант отделки кресел, которые теперь могут быть приятного кофейного цвета с комбинированной отделкой из кожи и алькантары. К сожалению, цветовая гамма не коснулась остального интерьера, хотя подобное исполнение могло бы в полной мере претендовать на премиальность.

Впрочем, было бы странно, если бы в Нальчике нам не встретилось совсем ничего примечательного. На окраине города виднеется огромный монумент, выполненный в виде каменной головы – так здесь решили увековечить память былинного героя нартского эпоса по имени Сосруко. По легенде этот богатырь, являющийся покровителем этих мест, был зачат из камня пастухом. Но это, как говориться, совсем другая история.

Суть в том, что богатырский эпос в этом неспокойном регионе пользуется особым почетом. К примеру, в соседней Северной Осетии, куда мы держим дальнейший путь, можно встретить множество святилищ, посвященных Уастырджи – всаднику на белом коне, которого принято ассоциировать с Георгием Победоносцем. Один из самых известных монументов можно увидеть в Алагирском ущелье, где парящий всадник буквально выскакивает из отвесной скалы. Зрелище поистине впечатляющее. Особенно на закате, предвещающем скорое завершение дня.

Чтобы помнили

На следующее утро, нам предстояла поездка в горы. А потому неудивительно, что теперь мой выбор пал на Nissan X-Trail, чьи внедорожные способности и более мощный 2,5-литровый мотор, выдающий 171 л.с., гораздо больше подходят для преодоления тяжелых условий. К примеру, тот же Qashqai в самом богатом исполнении LE Top можно получить максимум с двухлитровым атмосферным двигателем. Его 144 сил вполне хватает для дальних пробегов, вот только для покорения горных вершин хотелось бы получить что-то повнушительней.

Nissan X-Trail. Nissan

В тридцати семи километрах от Владикавказа, если двигаться по разбитой грунтовой дороге, ведущей к Кармадонскому ущелью, помимо многочисленных сторожевых башен, которые и по сей день принадлежат древним аланским родам, можно обнаружить село Даргавс.

Эта, на первый взгляд, ничем не примечательная горная деревенька привлекает туристов тем, что на ее окраине расположился загадочный «Город мертвых» – обширный некрополь, состоящий из почти сотни гробниц, чей возраст, зачастую, насчитывает более семисот лет.

Историки утверждают, что первые захоронения, выполненные в виде небольших каменных домиков, появились здесь еще со времен Золотой Орды. При этом комплекс разрастался вплоть до 18 века, когда в этом районе была зафиксирована крупная вспышка холеры. Местные рассказывают, что тогда зараженные самостоятельно приходили сюда, чтобы встретить смерть и не заразить близких. Если заглянуть внутрь – до сих пор можно увидеть многочисленные кости и скелеты в истлевших одеждах, которые сохранились лишь благодаря здешнему климату.

А вот точное место гибели съемочной группы Сергея Бодрова, пропавшей в этой местности без малого двадцать лет назад при сходе ледника Колка, установить до сих пор так и не удалось. О печальном событии напоминают лишь статуя Богородицы на холме, возвышающимся над Кармадонским ущельем, мемориальная доска в расселине и сотни молодых деревьев, которые с того времени успели не только взойти, но и окрепнуть.

Можно ехать

И хотя наше путешествие подошло к концу на довольно печальной ноте, от увиденного все равно осталась масса положительных впечатлений. Тем более что мы не охватили и малой части того, что заслуживало внимания. Многие из нас изъявили желание вернуться сюда следующим летом, чтобы, так сказать, закрепить результат. В конце концов, Кавказ – это не только край с разнообразным культурным наследием, но и богатыми гастрономическими традициями, но об этом, я расскажу как-нибудь в следующий раз. Быть может, к этому времени Nissan представит полностью обновленный X-Trail, который, по слухам, может появиться в России уже в следующем году.