Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

"Прекрасная Казань бу-бу-бу": как столице Татарстана сделать следующее туристическое усилие

Несколько спорных предложений на тему
"Прекрасная Казань бу-бу-бу": как столице Татарстана сделать следующее туристическое усилие
Фото: Реальное времяРеальное время
Очевидно, что в XXI веке Казань совершила впечатляющий туристический рывок. В 2005 году, на первом рубеже узнавания столицы Татарстана, о планке в 3,5 млн въездных туристов для города никто не мог даже помыслить. Тем не менее год назад она была преодолена. Этому надо отдать должное и немедленно забыть. Точнее, развивать успех, поставив себе очередную невыполнимую задачу количественного роста турпотока, а если все сложится, то и "качественного" (из-за рубежа). О том, в каких направлениях здесь стоит подумать, — в колонке журналиста Р
Конкуренты из числа сопоставимых российских городов подтягиваются
Воспользовавшись, кстати, казанским примером, Екатеринбург, например, в 2023 году отметит свое 300-летие, и для обоснования этого юбилея тоже потребовалось "подтверждение историков". Которые, конечно, охотно все подтвердили. Причем исторической "крышей" Екатеринбурга выступили не местные, а московские специалисты. И еще в 2016 году глава Свердловской областив так и сказал: "Основной целью подготовки к 300-летию Екатеринбурга и Нижнего Тагила является повышение качества жизни уральцев, обеспечение туристической и инвестиционной привлекательности городов путем развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения городов" (курсив наш, — прим. ред.).
И ладно бы только сказал. Через два года уральская столица подала заявку на проведение летней Универсиады, а мы знаем, как много в этом звуке для сердца казанского слилось. Заявка победила, что немудрено при единственном соискателе, так что в том же 2023 году Екатеринбург примет Студенческие игры. Помимо юбилейно-спортивного направления он не без успеха разрабатывает специализацию "город международных выставок и саммитов".
В Нижнем Новгороде в будущем году отметят 800-летие города, под это дело освоят более 20 млрд рублей, которые пойдут в том числе на транспортную инфраструктуру, восстановление исторических памятников, благоустройство общественных пространств.
По-моему, стоит уже сейчас задуматься и поискать глазами "резервы привлекательности" в нашей любимой столице. В чем же они?
Убрать транспорт с площади Тукая
Фото: Максим Платонов
Чтобы она стала настоящей туристической площадью — то есть пешеходной и многолюдной, где туристы могут чувствовать себя и вольготно, и в то же время в центре какой-то "движухи", как, например, на Староместской площади в Праге. Именно людского трафика не хватает казанским площадям. Дворцовая, как и 1 Мая и Султан-Галиева, не находятся на пересечении маршрутов, люди там не скапливаются естественным образом. Свободы слишком официальна, Тысячелетия огромна и разреженна, как аэродром.
Как убрать движение с площади Тукая? Судя по всему, тут только два варианта — направить его в объезд или в тоннель под площадью. Оба сопряжены с некоторыми проблемами. Схема движения в первом случае такова (если двигаться по улице Татарстан со стороны речного порта): направо на Островского — налево на Айдинова — налево в Щербаковский переулок — и далее раздвоение, один рукав ведет направо на Пушкина, другой — прямо на Профсоюзную. Таким образом мы получаем сверхзагруженный участок на ровном месте. И без того плотное движение (помимо легкового автотранспорта, через площадь Тукая проходят девять автобусных маршрутов и пять троллейбусных) упрется в узкие улицы и целых четыре поворота вместо одной прямой.
Главный недостаток тоннеля в необходимости его прокладки над линией метро, которое у нас, как известно, совсем неглубокого залегания. Но глубина уже существующего пешеходного тоннеля позволяет предположить, что с "поднятием" его потолка автобусы (но, к сожалению, не троллейбусы) там все-таки пройдут. Да, уменьшится подушка между потолком тоннеля и поверхностью земли, но, поскольку, став пешеходной, эта поверхность не будет испытывать перегрузок, то и необходимость в такой подушке отпадает.
Конечно, у этого решения есть и другие возражения. Прежде всего, здесь деликатные грунты, которые не хочется трогать от греха подальше. Многие, наверное, помнят, как в начале 90-х провалилась дорога в самом начале улицы Пушкина, напротив сквера Тукая, и хорошо, что в этот момент по ней никто не ехал. Ну так что же плохого в том, чтобы вскрыть площадь и увидеть, что под ней происходит, а увидев, залечить современными строительными технологиями?
Кто-то, возможно, вспомнит, что Рыбнорядская площадь изначально имела торгово-проездной характер, и надо бы сохранить за ней эту историческую функцию. Ну тогда она (площадь) еще и утопала в конском навозе. Времена меняются, а с ними меняются функции. И, кстати, тогда площадь была наводнена не только телегами, но и людьми.
Да, и Кольцаген должен быть разрушен.
Придумать "казанский" транспорт
Фото: altermama.ru
К 2040 году в идеальной Казани будущего ожидается настоящая транспортная революция, но все это — 26 новых станций метро, 57 новых развязок, новые дороги, кольцевая электричка, скоростной трамвай до "Салават купере" — из разряда "жизненной необходимости", а не туристической фишки вроде "амфибуса" в Роттердаме (кстати, чем не вариант для Казани, где так много воды?).
То есть такой вещи, про которую можно сказать: а поехали в Казань, погуляем по набережной, покатаемся на... Нет, не на "пазике" 197, а, например, на декоративном "набережном" транспорте с мягким ходом, следующем по маршруту Кремль — мост "Миллениум" — Ривьера — Центр семьи "Казан" — Кремль с отдельным мостиком через Казанку у "Миллениума".
Потому что пройти пешком эти расстояния нереально, а самокаты и велосипеды подходят далеко не всем. Где захотел сел, где захотел слез и идешь себе дальше пешком.
Ликвидация архитектурных уродцев
Ликвидация, понятно, не означает непременно снос. Может быть, эти недоразумения гениально спроектированы внутри и очень удобны для населяющих их людей. Да и вообще снос устойчивых зданий был бы расточительством. Но снаружи эти постройки выглядят как памятники бедностурной мысли (как здание территориального управления Росгвардии на Булаке) или спешке (как отель "Кристалл" на вокзале).
И имя им легион. На том же Булаке сразу за росгвардейской резиденцией следует краснокирпичный монстр (переулок Кирова, 2а). Возможно, его почти глухой торец должен был закрыться новым домом по Лево-Булачной, но нового дома все нет и нет. Следом — страшненький бизнес-центр в грязной штукатурке (Лево-Булачная, 24). И так далее. Всем этим зданиям нужно преображение, и желательно такое, чтобы они больше не конфликтовали друг с другом. Булак, кстати, более других крупных улиц в центре страдает от отсутствия цельности, хотя при должной застройке, учитывая его расположение и, главное, бесценный канал, мог бы соперничать по популярности с Баумана.
Понятно, что пока такое облагораживание выглядит утопично. У зданий разные собственники, стилевым единообразием Булака они обеспокоены меньше всего. С этой задачей может справиться только ударная кампания на региональном уровне, аналогичная "прогулкам Минниханова" в 2011 году, которые изменили подходы к новой застройке в центре.
Стоит как-то радикально преобразовать и 9- и 14-этажки по улице Татарстан по соседству со Старо-Татарской слободой. Сейчас они грубо "попирают старину", и без того во многом суррогатную. Почти как в Йошкар-Оле, где сразу за новодельным "Кремлем" высится советское многоэтажное жилье.