Что мешает развитию внутреннего туризма

Развитие внутреннего туризма сегодня является одной из наиболее актуальных задач и для России, и для зарубежных стран. Несмотря на то, что туристическая сфера в России сейчас имеет возможности для ускоренного развития (прежде всего в связи со спросом на внутренний туризм в условиях практически закрытых границ), в целом отрасль находится в состоянии провала из-за ограничений, введенных во время пандемии. Так, по последним имеющимся данным Росстата, за январь‑июнь этого года численность размещенных лиц в отелях и прочих коллективных средствах размещения упала на 51,1% в годовом выражении, а доходы отелей и коллективных средств размещения — на 53,5%. При этом задачи развития внутреннего туризма стоят и перед большинством зарубежных стран, находящихся в аналогичных с Россией условиях. Согласно вышедшему на этой неделе отчету Всемирной туристской организации (UNWTO), индустрия внутреннего туризма является крайне значимой для туристической отрасли, поскольку в целом по миру число внутренних туристов более чем в 6 раз превышает число международных туристов. Кроме того, в условиях пандемии именно страны с более развитым сектором внутреннего туризма будут восстанавливаться быстрее. Однако Россия сегодня отстает по уровню развития внутреннего туризма от ряда зарубежных стран, что, с одной стороны, дает больше возможностей, но с другой — говорит о слабости сектора и необходимости его поддержки. По оценке Всемирной туристской организации, страны с крупнейшими рынками внутреннего туризма — это Индия, Китай и США из-за высокой численности населения и большой по площади территории. К крупным рынкам в данной сфере также относят Японию, Бразилию, Францию и Испанию. Однако если первые три страны, а также Бразилия, превосходят Россию по численности населения, то остальные страны имеют меньшее число жителей. При этом все упомянутые страны имеют меньшую площадь территории по сравнению с нашей страной. А это значит, потенциал внутреннего туризма в России явно недоиспользован. Ряд статистических показателей также подтверждает вывод. По числу внутренних туристов, размещенных в отелях (в расчете на душу населения), Россия значительно уступает многим крупным странам. Если в Японии показатель составляет 2,5, в Таиланде — 1,6, Германии — 1,4, то в России — лишь 0,3 (см. рис. 1). Аналогичное отставание наблюдается и по числу ночей, проведенных внутренними туристами в отелях на душу населения страны (см. рис. 2). При этом по объему расходов туристов крупнейшими рынками внутреннего туризма являются США ($1 трлн), Германия ($249 млрд), Япония ($201 млрд), Великобритания ($154 млрд) и Мексика ($139 млрд). По России Всемирная туристская организация данные не приводит. Однако в 2018 г. валовая добавленная стоимость всей туристской индустрии в России составляла 3,68 трлн руб., или около $58,9 млрд, — соответственно, объем рынка, приходящийся на внутренний туризм, составляет еще меньшую величину. Реализуемые в России меры поддержки внутреннего туризма требуют существенного расширения. Всемирная туристская организация указывает, что меры поддержки внутреннего туризма в различных странах включают в себя прежде всего финансовые стимулы — как со стороны спроса, так и предложения. Среди таких мер — выдача ваучеров жителям страны для целей внутреннего туризма, налоговые стимулы (например, снижение НДС на внутренние авиарейсы и прочие туристические услуги), предоставление финансовой поддержки организациям в сфере туризма. Программа по частичной компенсации расходов российских туристов на поездки по стране в размере от 5 до 15 тыс. руб. ($65–200), реализованная в конце августа, также относится к числу финансовых стимулов. Однако программа носила краткосрочный характер (действовала в течение 1 недели), и за это время было продано туров лишь примерно на 1,4 млрд руб., или $18,5 млн. Таким образом, лимит выделенных средств на данную программу (15 млрд руб., или около $198 млн) остался практически неиспользованным. Учитывая, что объем компенсации за туры по стране не превышал 20% от стоимости тура, это означает, что в реальности на поддержку туризма по программе может быть потрачено не больше 280 млн руб., или менее 2% заложенных на нее средств. Невысокий спрос на туры в рамках программы был связан в том числе с невысоким уровнем компенсации. В ряде зарубежных стран подобные компенсации были выше. Например, в Греции сотрудникам частных компаний выдавали ваучеры на сумму около $350 для проведения отпуска в путешествиях внутри страны. В Италии предоставлялись ваучеры на сумму от $180 до $600 (в зависимости от размера семьи) на проживание в отелях. А правительство Малайзии не только выдает ваучеры населению, но также предоставляет возможность получения налогового вычета на сумму до $227 по расходам на внутренний туризм. Важно и то, что данные программы, как правило, действуют в течение нескольких месяцев, а не одну неделю, как в России. Развитие внутреннего туризма в России требует системных мер, направленных на совершенствование туристической инфраструктуры не только в регионах, традиционно ориентированных на индустрию туризма, но и в остальных субъектах РФ, имеющих туристический потенциал. Туристический поток на огромной территории России сегодня сконцентрирован в южных регионах, прежде всего в Краснодарском крае и Республике Крым, и в крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской области. По этим направлениям доля размещенных лиц в отелях и прочих средствах коллективного размещения достигала почти 45% (см. рис. 3). Там же расположена основная туристическая инфраструктура, в частности 45% всех гостиничных номеров (см. рис. 4). В эти же регионы направляется наибольший объем инвестиций: более 66% объема инвестиций в основной капитал средств размещения в 2019 г. При этом 38% таких инвестиций было направлено только в Республику Крым. Остальные же регионы остаются вне внимания и туристов, и инвесторов. Одной из наиболее значимых системных мер по развитию внутреннего туризма сегодня является субсидирование внутренних авиаперевозок и обнуление НДС для межрегиональных авиаперевозок в обход Московского авиаузла. Однако необходима и реализация более масштабной программы развития инфраструктуры внутреннего туризма в стране, в том числе: Строительство и модернизация транспортной инфраструктуры (автодорог, железных дорог, аэропортов), что будет способствовать росту транспортной доступности удаленных регионов и снижению стоимости туристических поездок в результате усиления конкуренции между аэропортами и авиаперевозчиками. Развитие чартерных авиарейсов и продажи турпакетов в новые туристические районы, включающие перелет, трансфер, проживание, питание и экскурсионные программы для снижения стоимости поездок. Активизация продаж турпакетов, включающих комплекс туристических услуг, может снизить стоимость поездок в целом на 30–50% по сравнению с самостоятельными поездками, а также повысить информированность потенциальных туристов о возможностях поехать по новым направлениям. Стимулирование развития гостиниц и прочей туристической инфраструктуры (туристических маршрутов, экскурсионных услуг и т.д. ) путем предоставления льготных целевых кредитов и повышения доступности кредитования в целом, субсидирования инвестиций в гостиничную инфраструктуру региона, предоставления налоговых вычетов и реализации частно-государственных проектов. При этом важно повышать качество туристических услуг, в частности гостиничных, в соответствии с международными стандартами. Расширение планов проведения мероприятий для развития делового, культурного, спортивного и иных видов туризма в удаленных и недооцененных с точки зрения туризма регионах, прежде всего в период низкого сезона. Пролонгация программы субсидирования туристических поездок по стране с одновременным увеличением размеров выплат. Данные меры поддержат не только сектор внутреннего туризма, но и большое число смежных отраслей. Кроме того, они будут способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, а также дадут возможность менее обеспеченным слоям населения более полноценно организовать отдых.

Что мешает развитию внутреннего туризма
© Инвест-Форсайт