Туркомпании пакуют чемоданы?

В конце августа в России произошло то, чего многие ожидали и боялись одновременно – из-за пандемии COVID-19 туристический рынок покинул крупный игрок, напомнив всем о непростом положении дел в отрасли. Пока путешественники и партнеры уральского центра бронирования "Клео тур" (ООО "Санвэй") пытаются понять, как им жить дальше, клиенты других компаний, чьи отпуска и деньги оказались "заморожены" коронавирусом, гадают: что это – стечение обстоятельств или начало конца? Замороженные обязательства В 2020 году российские туристы (по одной из оценок – 1,5 миллиона человек) оказались в заложниках "на чемоданах" – ни запланированных поездок, ни денег. Летом правительство страны решило, что всем, кто оплатил поездки до 31 марта, в срок до конца 2021 года положен либо аналогичный тур, либо возврат средств (льготные категории граждан деньги могут получить быстрее). Казалось бы вынужденный компромисс, благодаря которому туристы все-таки отдохнут или получат деньги, а туроператоры относительно спокойно смогут выполнить свои отложенные обязательства. Но ситуация с "Клео тур" (точное число пострадавших и сумма ущерба пока устанавливаются) напомнила, как быстро может начаться пожар "на пляже". Эксперты не скрывают – время тяжелое, выживут не все. Директор уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев считает, что пострадавшие от пандемии туристы свое все-таки получат. Для их защиты существуют Фонды персональной ответственности, финансовые гарантии, за которые ответственность несут страховые компании, в отдельных случаях – банковские гарантии. Но в памяти до сих пор жив 2014 год, когда туркомпании прекращали деятельность одна за другой. Тогда "вдруг" оказалось, что туристы могут рассчитывать лишь на частичную компенсацию – пострадавших было слишком много, а денег мало. А еще был 2018 год и крах екатеринбургского "Росстура". В случае с ним до сих пор вопросов и судебных процессов больше, чем ответов и денег пострадавшим. Механизмы защиты туристов, безусловно, стали совершеннее, но, по мнению источника "Уралинформбюро" в туристических кругах, есть сомнения в том, что финансовых гарантий компаний хватит на всех в случае "операторопада". Достаточно нюансов и с отложенными путевками. Некоторые успели отдохнуть в той же Турции. Но подавляющая часть турнаправлений еще под запретом, а лето закончилось. Куда, когда и откуда россиянам дадут полететь осенью и зимой – не знает никто. А ведь именно неопределенность была названа "Санвэем" одной из причин прекращения деятельности. Плюс к тому туроператоры неминуемо понесут потери в связи с провалом рубля. Клиент, оплативший путевку на 100% ранее, ничего платить сверху при получении тура-замены не должен. Мы сидим, а курс растет. Значит равнозначный тур может быть не таким уже равнозначным. Тут либо туроператору придется искать лазейки ("пять звезд" "пяти звездам" рознь), либо договариваться с туристом о новых условиях с доплатой с его стороны (это не запрещено), либо брать траты на себя. Жить стало лучше, но не очень Лучший вариант в сложившейся ситуации пойти навстречу друг другу. В частности, в пресс-службе Anex Tour рассказали "Уралинформбюро", что было принято решение о сохранении курса ранее забронированной заявки. А если турист решит сменить направление, цены на новые туры посчитаны по старым тарифам и тарифам раннего бронирования. "Достаточно большая доля туристов оказались понимающими ситуацию, они готовы были переносить даты поездки или изменять направление на одно из доступных. […] Перед всеми туристами обязательства с нашей стороны будут выполнены, включая то, что предписано в постановлении [правительства]", – сообщили в компании. По словам руководителя туристического агентства "Мария-Тур" Марии Ерыкаловой, ситуация на рынке сейчас меняется к лучшему, но "глубоких" продаж нет. "Не так, чтобы валом идут продажи, но идут, помогла господдержка. На следующий год нет еще продаж, в основном это ближайшие месяц-два", – рассказала она. Это вполне объяснимо – неопределенность сохраняется, а слухи о новых волнах пандемии отбивают у россиян желание планировать отпуск за рубежом. При этом сейчас какой-то паники, по словам Марии Ерыкаловой, нет, она была в самом начале кризиса. Это не означает, что не будет "зачистки" рынка. Такого мнения придерживается Михаил Мальцев. "Уверен, что абсолютно не все операторские компании дотянут до следующего сезона, когда должно пойти пополнение оборотных средств - определенное количество "бойцов" может полечь. Но на то и существуют государственные меры защиты туристов. А в целом ситуацию на рынке можно охарактеризовать как сложную", – отметил эксперт. Еще пару лет назад начало осени для части россиян означало поиск новогоднего тура. Осень 2020-го станет исключением из правил. Сидим дома. Артем ПЕТРОВ

Туркомпании пакуют чемоданы?
© Уралинформбюро