За "ковидное" полугодие туротрасль Татарстана не досчиталась 2,5 миллиарда

По вине коронакризиса турсезон сместился с лета на осень, игроки рынка надеются отбить потери во втором полугодии Как стало известно "Реальному времени", объем реализации туристических услуг в Татарстане в первом "коронакризисном" полугодии составил всего 4 млрд рублей — рекордное минимальное значение за последние 5 лет (по сравнению с прошлым годом отрасль не досчиталась порядка 2,5 млрд рублей). Ситуация характерная для всей туриндустрии, впрочем в условиях закрытых границ отечественные южные курорты только выиграли и с первыми же послаблениями были забиты под завязку как никогда. По оценкам участников рынка, спрос на российские курорты в пиковый сезон вырос в среднем на 30%. Туроператоры надеются отбить часть потерь во втором полугодии с открытием международного авиасообщения, поскольку турсезон несколько сдвинулся на конец лета и начало осени. Доходы снизились более чем на треть По причине коронакризиса в первом полугодии туристическая отрасль республики не досчиталась как минимум 2,5 млрд рублей, выяснило "Реальное время". Так, объем реализации туристских, санаторно-оздоровительных и гостиничных услуг в Татарстане за 6 месяцев составил всего 4 млрд рублей, упав на 38% к прошлому году. Это самый минимальный показатель отрасли за последние годы. Для сравнения в январе—июне 2019-го республика заработала на туристах почти 6,6 млрд рублей (согласно данным на портале "Открытый Татарстан", где публикуются отчеты ведомств). — Иностранцы как раз летом любят посещать Россию. Зима, по их меркам, у нас холодная. И именно на это время года у нас были запланированы зарубежные группы и корпоративные заказы… Думаю, не заработали за лето примерно 20% от годового дохода, — подтверждает значительные убытки директор казанской компании "Трэвэл эндвок" Юлия Таланова. В последние недели начинают расширяться возможности для выездного, зарубежного туризма, помимо турецкого направления. На днях правительство России одобрило возобновление авиасообщения с тремя странами: Египетом, ОАЭ, Мальдивами, а также объявило об открытии границы с Грецией, но турагентства не спешат этому радоваться. — Потери исчисляются миллионами и миллионами. Сейчас до сих пор продолжаем работать в ситуации кризиса. Да, вроде бы, открыли заграницу, но нельзя сказать, что это полноценные массовые направления. В Грецию прямого авиасообщения не будет, понадобится стыковка в Стамбуле. К массовому туризму это не имеет никакого отношения. 500 человек в неделю — 2,5 самолета — если это обычный Боинг на 187 мест, — комментирует ситуацию директор по связям с общественностью турагентства "Интурист" Дарья Домостроева. Сколько недосчиталась "Персона грата", Рамиль Мифтахов затрудняется сказать. По его словам, с рынка Казани ушли минимум 30% туркомпаний. "Думаю, к зиме и все 50% уйдут", — считает президент Ассоциации турагентств Татарстана. Строить планы в ситуации неопределенности после пережитого локдауна, да еще в условиях переориентации рынка, компаниям непросто. Из-за того, что индивидуальный сегмент все больше набирает силу, спрос на услуги небольших турагентств будет падать, полагает хозяйка резиденции Кыш Бабая. — Только прошла новость про Грецию, нам звонят люди, спрашивают про нее. Но даже, если и обращаются, мы не можем ее предложить. Возьмем ту же акцию Ростуризма с картой "Мир": мы — компания небольшая, нам невыгодно брать на себя расходы по этой программе (которые надо было быстро сделать) — после кризиса нам бы сотрудников и офис сохранить. Эта программа явно не для мелкого бизнеса, как и предложение для туриста в Татарстане "живет три ночи — платит за две", а также скидки в ресторанах — они для прямых клиентов отелей и заведений общепита. Как у нас вырастет рынок? Бизнес турагентств опять за бортом, — подчеркнула руководитель "Интелтура" Лилия Савельева. "Народ еще будет покупать "зарубежку" через агентства, например, люди от 35 и старше. А те, кто моложе 35, будут брать туры самостоятельно, в том числе и за границу: многие владеют языками, пользуются букингами, навигаторами, к тому же логистика в европейских городах очень продуманная. За рубежом турагентств становится все меньше", — подчеркивает Таланова. Она уверена, что по этой причине выживать будут те туркомпании, которые пойдут по креативному пути, предлагая оригинальные туры. "Сидишь и анализируешь: можешь ли ты предложить человеку что-то интереснее, чем он может найти себе сам", — резюмирует Лилия Савельева. Более 7% детей прогуливают школу в сентябре Самоизоляция и другие ограничения нанесли удар и по внутреннему туризму, что сказалось на общем турпотоке в Татарстан: за июнь-август 2020 года он упал на 42,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, сообщили в Госкомитете РТ по туризму. Так, в июне — августе 2020-го Казанский кремль осмотрели более 750 тыс человек или 60% от посетителей прошлого года. На острове — граде Свияжске побывали свыше 258 тыс. туристов, что составило 76% от прошлогодних показателей. Чистополь и Елабугу посетили соответственно более 11 тыс. и 91 тыс. путешественников (44 и 49 %), а в Великий Болгар съездили 107 тыс отпускников, что составило всего 34% к прошлому лету. Но есть предположение, что туристы будут путешествовать чуть дольше этой осенью. Поскольку пик коронавирусной пандемии пришелся в нашей стране на весну, то в мае — июне (когда, как правило, отпускники начинают колесить по России и за рубежом) еще сохранялись ограничительные меры, и мало кто решался покинуть свой дом ради дальнего путешествия. По мнению некоторых представителей турбизнеса, это и стало причиной смещения активного туристического сезона. Первые дни сентября в школах в этом смысле показательны. На острове — граде Свияжске побывали свыше 258 тыс. туристов, что составило 76% от прошлогодних показателей. Фото: wikimedia.org Доля "прогульщиков" среди школьников, тех, кто пропустил День знаний, увеличилась в этом году, отмечают аналитики сервиса поездок и путешествий Туту.ру, которые отследили передвижение отпускников. В прошлом году доля тех, кто уехал летом и вернулся после 1 сентября, была 6%, а в этом году — около 7,5%. Причем заметно выросла популярность Анапы: в прошлом году там задерживались на 1 сентября около 9% "прогульщиков", а в этом — более 15%. Привлекательность Москвы в первые сентябрьские дни упала в два раза. Кроме того, в этом году в топ-10 мест, где школьники провели 1 сентября, вошёл Калининград, которого в прошлом году не было в первой десятке. — Есть такое наблюдение, особенно по южным регионам, некоторые россияне интересуются пляжным сезоном в Сочи и Крыму в ноябре. Уже бронируют на октябрь. Поэтому сезон немного сместился по естественным причинам из-за карантина: майские праздники мы пропустили и первую половину лета в принципе тоже, — сообщила нашему изданию директор по связям с общественностью турагентства "Интурист" Дарья Домостроева. Иной опыт в этом году у турагентств в Татарстане. — Что такое "сместился сезон"? Люди просто продолжают ездить отдыхать. И осенью турсезон тоже всегда был, он никуда не делся — все, как и прежде. Кто до этого ездил осенью, тот и продолжает ездить осенью. Кто ездил за границу, тот просто не поехал за границу, — не согласен собеседник "Реального времени" президент Ассоциации турагентств Татарстана, гендиректор туристического агентства "Персона грата" Рамиль Мифтахов. — Многие выбирают осень, потому что детей на курортах уже меньше — все пошли в школу, а значит, меньше туристов в целом. Буквально вчера продала Крым на конец сентября. Но повышенного спроса на осень нет, — добавила создатель резиденции Кыш Бабая Юлия Таланова. "Россия — битком" В одном представители турбизнеса однозначно согласны: города и курорты нашей страны для российских путешественников минувшим летом стали более востребованы, чем обычно. И несмотря на то, что многие россияне в этом году отказались от путешествий, немало и тех, кто не сидел все лето дома (в том числе родителей с детьми). Доля школьников, отправившихся куда-то на самолёте по России, выросла с 9% прошлым летом до 11 % — нынешним, отмечают аналитики Туту.ру. При этом часть пассажиров предпочла самолеты (эксперты фиксируют более медленное восстановление спрос на ж/д билеты), видимо, как более быстрый и безопасный способ добраться куда-либо с точки зрения количества контактов в условиях коронавирусной пандемии. По данным Туту.ру, самые популярные направления этого лета — Симферополь, Сочи и Анапа. Вместе эти три города собрали около 50 % всего летнего пассажиропотока и почти 60% школьников, которые куда-то полетели этим летом. Москва в топе популярных направлений стала менее востребованной. Доля проданных туда билетов уменьшилась с 14 % до 8 %. Цены на перелеты туристам благоприятствовали. Они снизились, особенно по южным направлениям. К примеру, средний чек "туда-обратно" по направлению Москва — Симферополь с прошлого лета упал на 20 % до 13,4 тыс. рублей. Съездить в Сочи из Москвы стало дешевле на 23% — 12,3 тыс. рублей. А билеты в Анапу из столицы обходились этим летом в среднем дешевле на 29%, средний чек уменьшился с 17,8 тыс до 12,7 тыс рублей. Правда, эксперты отмечают, что поездки этого года стали короче почти в два раза: популярным сроком для отдыха стал период в 7 — 8 дней. Цены на перелеты туристам благоприятствовали. Фото Максима Платонова — Курорты Краснодарского края и Крыма были загружены в пик сезона на 99 %. Хотя в прошлые годы в июле — августе максимальная загрузка доходила до 70 — 80 %, — подчеркнул Рамиль Мифтахов. — Да, люди рванули на наши российские курорты, потому что, помимо них, ехать, понятно, было некуда. Битком было везде: Алтай, Калининград, Сочи, Крым, — подтвердила Лилия Савельева. Турция "упала" в девять раз Поскольку в августе для путешественников распахнула границы Турция, мы попытались сравнить спрос на отпуск в России и за рубежом. Однако президент Ассоциации турагентств счел это некорректным. — Это все равно что сравнивать, допустим, "белое" с "длинным". В сентябре, например, 500 человек в неделю обещают выпускать в Грецию — реально ни о чем. Турция открылась 15 августа, когда Россия была "загружена" уже на 100 %, потому что открылась в июле. На зарубежные туры, как правило, делают раннее бронирование, а Россия фактически "продается" за один — два месяца перед запланированной поездкой. В Турцию полетели в основном те, кто из-за ограничений перенес даты путешествия, либо, кто бронировал заранее на август — сентябрь: туры могли быть проданы вообще в январе, — пояснил Мифтахов. К прошлому году Турция "упала" в девять раз. Фото pixabay.com — К тому же для вылетов в Турцию было открыто всего три города. К прошлому году Турция "упала" в девять раз. В минувшем году в это время было 19 городов для выезда, и только сейчас их стало четыре. Слишком малое количество открытых городов вылета, но заполняются они сейчас "под завязку", потому что было большое количество отложенных заявок, — добавила специалист "Интуриста". Выгоднее быть индивидуальным туристом В московском турагентстве продажи туров, в том числе по стране, идут достаточно успешно. Для такой крупной компании стала неплохой поддержкой акция Ростуризма с кэшбэком. — За неделю акции кэшбэка, с 21 по 28 августа, продажи выросли на 45 %. По Сочи продажи выросли на 20%, по Татарстану продажи выросли на 45 %. Рост внутреннего туризма, продаж туров, в целом августе составил от 20 до 25 %, — отметила Домостроева. Другую ситуацию переживают в татарстанских компаниях. — Непосредственно спрос на Россию в турагентстве на август был низким. 90 % туристов бронируют гостиницы напрямую без турагентств, потому что гостинцы давали цены ниже, чем туркомпании, куда обращаются только 10 % отпускников, — прокомментировал руководитель "Персоны грата". — Летние месяцы в компании по российскому туризму не выросли по сравнению с прошлым годом. Наш туризм ужасно немобильный: гостиницы делают предложения прямым клиентам лучше, чем они делают нам, кто мог бы поставлять им туристов. У многих отелей динамическая цена — зависит от того, сколько туристов мы к ним направили. Если мы наберем условное число клиентов, получим скидку 10 %, а напрямую своим гостям отели дают 20 %. Как в таком случае нам работать? — рассуждает Лилия Савельева. — Продаж по России через компанию больше не стало. Знаю, сколько людей поехали по стране через модные командно-образующие программы с бизнес-тренерами, например, на Алтай, Камчатку и так далее. Россияне выбирают группы для активного туризма: идут в горы, сплавляются по рекам. Но большая часть — это индивидуальный туризм. Даже в период самоизоляции, когда только открылась Казань и мы ходили по улицам в масках, сюда приезжали из близлежащих регионов частным образом, так же, как и казанцы выезжали за пределы республики, — анализирует Юлия Таланова.

За "ковидное" полугодие туротрасль Татарстана не досчиталась 2,5 миллиарда
© Реальное время