Туроператор предложил турагентам вернуть комиссию туристам за «ковидные» туры
Представители турагентств обсуждают регламенты по возврату средств за туры, которые туроператоры выпускают в соответствии с утвержденным правительством постановлением №1073. В частности, как сообщается в одном из писем, поступившем в редакцию, компания Anex tour требует, чтобы турагентства предоставили копии документов, подтверждающих возврат туристам дополнительной выгоды, то есть вознаграждения за продажу тура. Автор письма считает, что такое требование противоречит указанному постановлению, ведь там ничего не говорится о возврате комиссии турагентствами. Аналогичные вопросы поступают и к юристам. Руководитель компании “Юристы для турбизнеса” Александр Байбородин поделился с редакцией комментарием на эту тему. “Что касается вопросов права, то поручение принципала (туроператора) агент исполнил в порядке статьи 1005 Гражданского кодекса РФ, то есть совершил юридические и фактические действия по исполнению поручения: нашел туриста, подобрал тур и совершил сделку (заключил договор) передал оператору полученные от оператора денежные средства. Вопросы дополнительной выгоды находятся в компетенции агента - кстати об этом прямо указано в ряде договоров туроператоров”, - написал Александр Байбородин. Однако в туроператорской компании уверены, что нарушения нет. “Возврат денежных средств туристу по постановлению представляет собой полную стоимость тура, включая дополнительную выгоду агента. Отношения туроператора и турагента регулируются нормами главы 52 ГК РФ. Туроператор выплачивает турагенту агентское вознаграждение за исполнение поручения турагентом - реализацию туристам туристского продукта туроператора. Согласно условиям договора поручение считается исполненным после того, как туроператор получит полную оплату стоимости тура, а турист воспользуется услугами. В связи с тем что туристы не смогли воспользоваться туром по независящим от туроператора причинам, поручение туроператора является неисполненным в полной мере. В этом случае турагент также как и туроператор не имеет заработка, поэтому всю стоимость, включая дополнительную выгоду необходимо вернуть туристу”, - сообщили TourDom.ru в Anex Tour. Судя по активному обсуждению в соцсетях, по-разному трактуются не только правовые, но и этические вопросы применения правительственного постановления. Многие считают, что туроператоры намеренно усложняют процедуру возврата средств за отмененные туры. Условие о выплате комиссии называют трудновыполнимым, так как она является единственным источником заработка агентства и уже потрачена на зарплату сотрудникам и другие издержки, связанные с организацией продаж и перебронировок туров. “В условиях падения спроса на 90% и больше, требование осуществить возврат комиссии означает не просто прекращение деятельности агентства, а необходимость руководства брать кредиты на эти цели”, - считает Александр Байбородин. Впрочем, есть немало агентств, которые сами в добровольном порядке уже выплатили клиентам свое вознаграждение, не желая портить отношения, так как оплаченные туры не состоялись. Некоторые участники обсуждения в профессиональных группах отмечают, что туроператоры бюрократизируют процедуру возврата, так как случается и злоупотребления со стороны агентств. “Если бы у туроператоров были такие группы, они бы там обсуждали , наверное, агентов-мошенников, кто не заплатил, деньги получил, а туристам не вернули, кто комиссию накрутил и теперь не хочет, чтобы туристы об этом узнали. Наверняка и среди нас масса непорядочных, кто или ушел, или туристов кинул или воспользовался ситуацией. Пример - мои соседи. Никому денег не возвращают, хотя им туроператоры еще в марте вернули. Вот даже интересно, чем дело закончится”, - написала в группе Travel Presidium Марина Ашкенази.