«Звезданут» по кошельку? Базы отдыха забили на важный процесс
Поближе к звездам придется «лететь» гостиницам, базам отдыха и иным средствам размещения. В этом году для них стала обязательной процедура классификации, в результате которой туристические объекты получают сертификаты соответствия определенным категориям. Классификация — дело не добровольное и не бесплатное. А с учетом падения туротрасли буквально на дно, заплатить за звезды придется клиенту. Или пришлось бы, если бы самую пострадавшую отрасль не спасали, как бы это парадоксально ни было, кризис и меры борьбы с ним. Например, сегодня АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края» полностью оплачивает процедуру для местных средств размещения туристов. Однако сумма субсидии не превышает 100 тыс. руб. Тем не менее руководство приморских турбаз не торопится проходить классификацию. На территории края свою деятельность ведут около 1200 баз отдыха, а в Федеральном перечне туристских объектов по состоянию на 29 июня 2020 г. числится лишь 17, прошедших классификацию. Подавляющее большинство получили категорию «без звезд», и лишь две удостоены статуса «две звезды» — это пока лучший показатель. Александр Фейгин, директор аккредитованной организации по классификации гостиниц и иных средств размещения ООО «Приморский центр сертификации»: «При проведении процедуры сертификации мы запрашиваем у предприятия необходимую информацию, разрешения, которые у него должны быть. После чего специалист выезжает на объект, где проверяет соблюдение тех критериев, которые установлены для конкретного средства размещения. Также проверяется и соответствие тому или иному классу — звездам: сверяется номерной фонд, квалификация персонала, наличие всех необходимых разрешительных документов». «При оценке гостиницы учитывается внешний вид здания, техническое оснащение и состояние гостиницы, наличие дополнительных услуг. При этом эксперт не вправе оценивать эстетическую и дизайнерскую составляющую (вещи сугубо индивидуальные). Оценивается исключительно техническое состояние. После выездной проверки эксперт готовит протоколы и акты обследования, принимает решение о присвоении категории. Эксперт по классификации вправе присвоить более низкую категорию гостинице, но не вправе присвоить категорию выше той, на которую гостиница подавала заявку», — добавил Ким Батьков, руководитель и действующий эксперт аккредитованной организации по классификации гостиниц и иных средств размещения ООО «Бюро классификации и экспертизы». Но дает ли гостю и отельеру классификация что-то еще, кроме инструмента позиционирования? Абсолютно точно — да, считают эксперты. Ким Батьков: «На нашем счету свыше 700 классифицированных гостиниц по всей стране. По опыту могу сказать, что даже после прохождения классификации на категорию «без звезд» отельеры получают много важной информации и руководство к дальнейшей работе. Эксперты по классификации могут указать на слабые стороны и точки роста в отеле. Гость же получает лучший сервис и уверенность в том, что гостиница соблюдает нормативы и требования по безопасности, и, следовательно, находясь на отдыхе, может быть спокоен за себя и своих близких». Свидетельство о «звездности» средство размещения получает на три года. За это время гостиница, база отдыха, пансионат или иное средство размещения может пересмотреть свою политику, обновить инфраструктуру, обучить персонал и, подавая заявку вновь, претендовать уже на большее количество звезд. «Не все предприниматели, которые занимаются гостиницами или базами отдыха, знают все требования и критерии. Зачастую они основываются на своих личных ощущениях и рассматривают, как правило, только само здание и его наполнение. Но, помимо этого, есть еще очень много важных аспектов, услуг, которые предусмотрены классификацией. Один из самых сложновыполнимых — это квалификация персонала. Это очень важно: персонал нужно подбирать, готовить, обучать. Данный критерий имеет серьезное влияние на «звездность» объекта», — говорит Фейгин. Казалось бы, чем больше звезд имеет гостиница, тем размещение в ней обойдется гостю дороже. Если объект претендует на высокий класс, проверяется больше критериев, больше времени тратится на проверку, и стоимость такой оценки будет выше, объясняет Фейгин. Иногда цены растут даже в геометрической прогрессии. Так, гостиница без звезд во Владивостоке попросит 1 100 руб. за сутки. Номер в гостинице «три звезды» обойдется в среднем в 3 500 руб., а размещение в «пяти звездах» будет стоить уже 15 500 руб., размышляет Ким Батьков. Однако это не всегда так. Отельеры все чаще применяют в работе принципы динамического ценообразования (revenue management). «Цена будет зависеть от сезонности и загрузки отеля, при этом на стоимость проживания будет влиять даже структура действующей загрузки по постояльцам (учитывается, кого в отеле больше: групповых туристов или самостоятельных путешественников). Таким образом, бывает, что акционное проживание в «четырех звездах» будет дешевле, чем в гостинице уровня «три звезды», — отметил Ким Батьков, добавив, что при этом существует и обратный подход. Иногда очень респектабельные и дорогие отели проходят классификацию на категорию «без звезд». В таких отелях продажи построены не на привлечении гостей статусом. Чаще всего у них уже своя база постоянных клиентов и высокие рейтинги.