Туроператор: нас приняли за нефтяников!

Директор «Де Визу» объяснил, почему документ Минтранса о возврате стоимости авиабилетов может стать причиной банкротств и злоупотреблений Турбизнес критикует проект постановления правительства РФ о порядке и сроках возврата стоимости авиабилетов за рейсы, отмененные из-за введения режимов повышенной готовности. Пожалуй, наиболее подробный разбор полетов на документ, разработанный Минтрансом, подготовил руководитель туроператора «Де Визу» Алексей Лебедь. «Государство предлагает компенсировать несостоявшийся перелет дважды – естественно, за счет туроператоров! Складывается впечатление, что туроператорскую деятельность ставят в один ряд с нефтяниками и золотодобытчиками. И проценты заплати, и деньги верни за перелет, которые тебе не возвращают», – написал он в редакцию. Редакция публикует статью Алексея Лебедя без сокращений. В ней вы найдете не только критику, но и список предложений по доработке. Иллюстрация HotLine.travel Что не так с документом Минтранса Вышел в свет проект постановления правительства об особенностях исполнения договора воздушной перевозки. Существенным недостатком указанного постановления является то, что возврат средств (провозной платы), уплаченных авиакомпании за воздушную перевозку, производится по инициативе пассажира и на его счет, при том что во многих случаях заказчиком воздушной перевозки выступает не пассажир, а, например, агент – участник международной системы расчетов BSP и ТКП, туроператор, сформировавший турпродукт на базе такой перевозки, корпоративный заказчик. Таким образом складывается ситуация, при которой средства, уплаченные за авиабилет одним лицом, возвращаются другому лицу, не являющемуся плательщиком по данной перевозке. Аналогичное противоречие возникает и при переоформлении перевозки. Наиболее чувствителен этот недостаток проекта для туроператоров, сформировавших турпродукт на базе регулярной перевозки. Так, в соответствии с проектом постановления правительства, представленным Ростуризмом (об особенностях исполнения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного до 31 марта 2020 года), туроператор в срок до 31 декабря 2021 года, а в ряде случаев до 31 декабря 2020 года, должен вернуть заказчику турпродукта полную его стоимость, включая стоимость воздушной перевозки. В среднем это 50% от цены турпродукта. Таким образом, у туроператора на момент возникновения обязательств по возврату стоимости турпродукта будут отсутствовать на счете средства, уплаченные в авиакомпанию. Более того, в текущей версии постановления туроператору предлагается еще и уплатить клиенту проценты за пользование средствами, чего не делает авиакомпания. Постановление лишает туроператоров возможности выполнить свои обязательства перед клиентами. А также клиент-пассажир может получить компенсацию за неоказанную услугу по воздушной перевозке дважды! От туроператора до 31 декабря 2021 года (а для ряда категорий граждан в течение 90 дней) и впоследствии – от авиакомпании, через три года с даты первой перевозки. Это приведет к необоснованному обогащению пассажиров и банкротству туроператоров, чей турпродукт сформирован на базе регулярных перевозок отечественных авиакомпаний. «При этом национальный перевозчик “Аэрофлот”, пользующийся всемерной поддержкой государства, получающий субсидии и претендующий на льготные кредиты, может и деньгами пользоваться три года, и проценты не платить. И это при том, что мы ему деньги клиентов перечислили, а он на них, видимо, закупил керосин», – написал Алексей Лебедь в своем обращении в редакцию. Он считает, что документы Минтранса и Ростуризма нужно привести в соответствие друг другу. И делится идеями. Что нужно доработать (мнение Алексея Лебедя) • Внести в постановление существенное изменение, гарантирующее возврат средств за неиспользованную воздушную перевозку исключительно лицу (физическому или юридическому), оплатившему такую перевозку. • Сроки возвратов средств туроператорам должны быть приведены в соответствие с требованиями постановления, представленного Ростуризмом, или же этот документ должен позволять туроператорам не возвращать деньги за перевозку до момента их получения от авиакомпании, или предусмотреть право туроператора выплатить только часть суммы, за вычетом стоимости перевозки. Впоследствии она будет возвращена заказчику турпродукта авиакомпанией. • Два постановления нужно связать таким образом, чтобы средства, уплаченные туроператором за неоказанную воздушную перевозку, возвращались туроператору или не подлежали выплате заказчику туристского продукта, так как обязательство по воздушной перевозке или возврату средств за нее останется на стороне авиакомпании.