Внутренний туризм: что мешает отдыхать в России

И почему заработать на импортозамещении смогут только те, кто знает «матчасть» Может ли пауза в международном авиасообщении стать стимулом для развития внутреннего туризма? Этот вопрос обсудили 11 июня в Zoom-конференции для участников группы «Трэвел Президиум». Редакция HotLine.travel проанализировала мнения экспертов и результаты голосования профессионалов. Шансы есть Центральную тему конференции представила руководитель медиахолдинга «БАНКО» Татьяна Дмитрова. Она обратила внимание на недавнее заявление главы Ростуризма Зарины Догузой, которая впервые в истории федерального агентства лично анонсировала чартерные программы ряда крупных туроператоров в российские регионы и даже назвала цены. Поедут ли туристы и смогут ли профессионалы рынка встроиться в процесс «импортозамещения»? Если говорить о чартерных турах на Байкал, Алтай, в Хакасию, то эти программы, безусловно, помогут определенной категории туристов реализовать мечту о посещении российских регионов с узнаваемым брендом. Но массовым такой продукт не назовешь. Очевидно, что летом интересы основной аудитории клиентов устремлены на юг, в сторону Черноморского побережья. Как стало понятно в ходе конференции, ситуация со спросом на этом направлении неоднозначная. По словам коммерческого директора национального туроператора АЛЕАН Оксаны Булах, опыт 2016 года, когда на длительный срок была «закрыта» продажа туров в Турцию, показывает, что частичная переориентация выездного турпотока на внутренний туризм возможна. «Очень многие люди, ранее отдыхавшие только за границей, открыли для себя российские курорты. Тогда было много отзывов, и в России, оказывается, есть хорошие отели и возможности для отдыха», – отметила Оксана Булах. Такие туристы будут и сейчас. Это подтвердила директор по стратегическому развитию Курорта Красная Поляна Ольга Филиппенкова. Для отелей появился шанс привлечь новую аудиторию клиентов и показать им, что отдых в России может быть ничуть не хуже, чем за рубежом.. «Ждунов» калачом не заманишь Однако эксперты высказывают мнение, что массового «импортозамещения» не произойдет. Как показал опыт того же 2016 года, многие туристы предпочитали не тратить деньги, дождаться, когда откроют границы и выехать на привычные им курорты. Сейчас ситуация аналогичная. Тем более что в медиапространстве в последнее время раздаются не только предостережения о нежелательности зарубежных поездок, но и обнадеживающие сигналы. Есть достоверная информация о планах Минтранса начать поэтапное возобновление международной перевозки с 15 июля. С этой же даты россиян с распростертыми объятиями ждет Турция. Президент этой страны Реджеп Эрдоган недавно звонил Владимиру Путину и просил его разрешить россиянам отдохнуть в Турции. Неудивительно, что самые преданные поклонники отдыха на турецких курортах превратились в «ждунов». К ним добавились любители Греции, Италии, ведь с этих направлений тоже поступают позитивные новости. На Черное море их калачом не заманишь. Безусловно, есть туристы, которые в силу разных причин (надо отгулять отпуск в определенные даты и др.) не могут ждать или просто соскучились по отдыху. И вот они готовы поехать в Сочи, Анапу и Крым, рассматривать другие варианты «импортозамещения». В ходе конференции Анна Багдасарян (Библио-Глобус) рассказала, что среди тех, кто должен отправиться на российские курорты, порядка 30% составляют клиенты, которые перебронировались с иностранных направлений – Турции и Кипра. Хорошего – мало Однако эксперты обратили внимание: люди, привыкшие к отдыху за границей, склонны выбирать размещение в отелях категории 4–5*, сопоставимых по уровню с зарубежными. Проблема в том, что на Черноморском побережье России доля хороших качественных объектов, по оценке АЛЕАН, составляет не более 8–10%. В абсолютных цифрах это всего лишь 100 тысяч номеров. Это маркер, показывающий, что количество туристов, переориентировавшихся с «загранки» на Сочи, Анапу, Ялту и так далее, не может исчисляться миллионами. Получается тупиковая ситуация – у всех есть огромное желание развить внутренний туризм, но попытки сделать это прямо сейчас, перенаправив выездные турпотоки, упираются в бутылочное горлышко неразвитой инфраструктуры. Следствием являются высокие цены на качественное размещение. По словам ресторатора и гастроблогера Андрея Шишкина, некоторые популярные отели Сочи 5* уже отреагировали на спрос повышенными тарифами – цена номера в июле составляет порядка 20 тысяч рублей. Это на пару тысяч выше обычного уровня. Меняем деньги на эмоции Еще один фактор, ограничивающий импортозамещение в туризме, назвал исполнительный директор курорта «Роза Хутор» Юрий Колобов. Чтобы привлечь туристов с зарубежных направлений, российским курортам мало предложить просто проживание в хорошем отеле. Нужен продукт. Ведь за границу едут в том числе и для того, чтобы обменять деньги на эмоции. Это может быть гастрономический или познавательный туризм, интересный опыт, который человек не получит в привычной для него среде обитания. Краеугольный камень импортозамещения в туризме это еще и сервис. Мало поднять его на достойный уровень внутри гостиницы. Нужно, чтобы человек, который привез в регион деньги, чувствовал себя желанным гостем везде. А вот с этим пока есть проблемы. В Сочи туристов презрительно называют «бздыхами». В Крыму какого-то особого термина для приезжих нет, но менталитет местных жителей тоже оставляет желать лучшего. «Это серьезная проблема, особенно для отелей высокого ценового уровня, к которому относится наш объект», – отметил руководитель отдела продаж одного из люксовых отелей в Крыму. «Нам говорят – да, у вас в отеле все отлично, но мы не готовы получить Крым за его пределами. Мы лучше поедем туда, где нас будут любить, так как мы привезли огромную сумму денег. Хотелось бы, чтобы все это понимали. Стереотип о том, что в Крыму нет сервиса, надо менять». Нет денег или страшно Реальная ситуация такова, что в Краснодарский край и Крым в этом году приедет даже меньше гостей, чем обычно, прогнозируют эксперты конференции. «Мы рассчитываем получить порядка 70% нашего прошлогоднего объема», – рассказала Оксана Булах. Причина не только в позднем начале сезона. Кто-то потерял из-за кризиса работу или существенную часть доходов – таким людям уже не до отдыха. Кто-то, работая на предприятиях добывающей отрасли или в госструктурах, сохранил деньги, но боится или не хочет выезжать за пределы своего региона. Охоту отдыхать в России отбили страх заражения и многочисленные ограничения, введенные на курортах в целях профилактики коронавируса. Например, мало кто хочет собирать справки для отдыха в санаториях, а в маленьких городах их просто невозможно получить – для тестирования на коронавирус нужно специально ехать в более крупные города, где есть лаборатории. Профи решают всё Хорошая новость в том, что, несмотря на все препоны, профессионалы верят в потенциал внутреннего туризма. Судя по результатам голосования, 54% участников конференции собираются продавать туры по России в большем объеме, чем раньше. Еще 27% находятся в процессе принятия решения. Но чтобы эти намерения вылились в реальный рост продаж, потребуется высокая квалификация на уровне менеджеров. Как сказала Оксана Булах, на передний план выходит экспертиза, компетенции, знание продукта, умение подобрать правильный регион отдыха для клиента, чтобы отдых в России вызвал не разочарование, а желание вернуться. Кстати, в ходе конференции эксперты договорились увеличить количество рекламных туров, если со стороны представителей розницы будет интерес.