Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил разрешить правительству выкупать ваучеры пассажиров, выданные за отмененные рейсы, сообщает РБК. Артемьев полагает, что условия предоставления ваучеров нарушают права потребителей и антимонопольное законодательство, в частности, обязывают пассажира пользоваться в будущем услугами конкретной авиакомпании и не гарантируют выполнения рейса, приобретенного по сертификату. По мнению главы ФАС, если авиакомпания не может вернуть деньги пассажиру, хотя бы в рассрочку, то он должен иметь возможность использовать ваучер у другого авиаперевозчика или же поменять его на билет на поезд. Инициативу комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. — Обмен на железнодорожные билеты — это вообще какая-то очень странная идея, начиная с того, что во многие места нет железной дороги. Совершенно очевидно, что эти ваучеры — действительно не предел мечтаний. Мы знаем, что правительство многих стран спасает воздушный транспорт, в нашей стране пока этого не происходит. Но, если бы по правилам, то надо было бы всем авиакомпаниями объявить себя банкротами, списать с себя все обязательства. — Если говорить о российском рынке, «Победа» начинает летать, авиаотрасль подает какие-то признаки жизни. — Не подает она никаких признаков жизни, это как раз попытка все-таки не умереть. Мы все прекрасно понимаем, что «Победа» как лоукостер может работать без убытков только в том случае, если эксплуатирует самолеты, заполненные на 100%, с очень высокой интенсивностью. Во всех остальных случаях это просто чистый генератор убытков, причем немалый. — Можно говорить о том, сколько мы перевозчиков потеряем вследствие этого кризиса? — Вообще говоря, всех. Я просто удивляюсь. Может быть, конечно, здесь авиакомпании виноваты в том, что бьют тревогу сдержанно, я бы сказал. Как мы можем их не потерять? У авиакомпаний нет финансовых резервов. Если авиакомпания не имеет входящего денежного потока от продаж будущих билетов, то у нее других средств к существованию нет. Все европейские правительства дали по 10 млрд евро своим большим национальным перевозчикам, вся большая пятерка американских авиакомпаний получила по 10 млрд долларов просто финансовых вливаний. Это же не благотворительность, просто там люди понимают, что, если этого не дать, то компании погибнут. Не спасет ситуацию, по мнению эксперта, и отмена требования Роспотребнадзора о половинной загрузке самолетов. Несмотря на данное послабление для перевозчиков, полных самолетов в ближайшее время ждать не стоит, в лучшем случае отрасль сможет выйти в прибыль только в следующем году. Об отмене требований о частичной загрузке самолета ранее сообщила газета «Коммерсантъ».