Новости путешествий
Отдых в России
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Руссо туристо и его моральный облик

Сразу два моих глубоко уважаемых друга решили выступить в печати, защищая представителя от несправедливых нападок, главным образом, от моих. Честно говоря, я несколько смущён и польщён, я не думал, что публикация поста в моём частном бложике, может так критически повлиять на имидж высочайшего правительственного чиновника уровня «богиня», что потребуется вмешательство столь значительных персон. Дмитрий Стешин – лучший из журналистов, выдающийся военкор, человек кристалльных нравственных качеств. – величайший писатель, идеал гражданина. Оба горячо любимы и почитаемы мной. Тем не менее, в данном вопросе я с ними не согласен.
Руссо туристо и его моральный облик
Фото: Свободная прессаСвободная пресса
Может быть, дело в том, что мои друзья о проблеме российских туристов, застрявших за рубежом, что-то где-то слышали и что-то где-то читали. А я нахожусь внутри ситуации. Моя дочь на два месяца задержалась в Африке. И я всё знаю про туристов-не-сразу-возвращенцев и работу с ними МИДа, буквально всё знаю, и хорошее, и плохое. И я могу основываться не на «я тут у одного патриотического блогера в интернете прочитал» и не на «а в официальном заявлении говорится», а на самой настоящей правде. За правду, как говорится.
Поэтому, прежде всего, я должен поблагодарить МИД и прочие ведомства нашего родного государства за то, что через два месяца эвакуация всё же была организована. Большое спасибо! Также я обязан отметить, что туристы ни одного дня не оставались брошенными и забытыми, консульство постоянно держало связь с каждым туристом и сообщало о планах и перспективах эвакуации. Сердечно благодарим! Нельзя забывать также и о том, что часть обещанной Правительством денежной компенсации действительно была автоматически начислена и получена туристами. Это вообще какая-то фантастика по нашим временам и мы искренне рады, благодарны и гордимся своей страной.
Вместе с тем, работа с туристами была поставлена не идеально, наблюдались попытки госорганов и госкомпаний «самоизолироваться» от проблем с туристами, возложив на самих туристов и вину, и ответственность за сложившуюся ситуацию. В этой связи высказывания Марии Захаровой были как минимум некорректными и неподобающими ей как рупору МИДа.
В чём именно?
Во-первых, неправильные слова о приличных, обеспеченных людях, которые могут ездить за границу и о бедных, о простолюдинах с ипотекой, которым ехать за границу не нужно были сказаны. Как бы ни убеждали мои друзья, что этого не было, но это было. Пересмотрите или переслушайте речи Захаровой ещё раз. Такой мотив в её выступлении был. Это очевидно. Давайте не будем отрицать очевидное. Не будем доходить до «лингвистической экспертизы». Я сам лингвистическая экспертиза. Если меня не хотят оскорбить, то я, скорее всего, не оскорблюсь. И кроме меня тысячи и более россиян восприняли это именно так: как оскорбление. Не только «Медуза» и «Эхо Москвы», плевать на них, а граждане, патриоты и беспартийные. Значит, как минимум, сформулировано было неправильно.
Я повторюсь, что не против мысли о том, что меньше надо кататься по заграницам. Тем более, если ипотека. И я могу высказывать такие и даже ещё более мизантропические мысли. Потому что я частный автор маленькой частной странички. Но высший чиновник государства говорить так не имеет права. Из его уст это звучит не как дружеский совет, а как установление дискриминации и социальной дистанции.
Во-вторых, и более важно то, что Мария Захарова безосновательно генерализовала ничтожное количество случаев, когда туристы не имели обратных билетов и денег, для того, чтобы переложить ответственность на всех туристов и создать образ российского туриста как безответственного идиота.
Это неправда.
Русский турист – хороший турист. Русский турист – мечта всех отелей. Русский турист ответственный, обеспеченный, воспитанный, запасливый, предусмотрительный. Считать русских туристов нищими дикарями и халявщиками – это одно из проявлений банальной русофобии. Нельзя делать выводы о русских туристах по комедийным скетчам сериала «Наша Раша». Это всего лишь анекдоты, которые русские сами о себе сочиняют. И русским смешно, потому что они знают, что они не такие. Русский турист – имперский турист. Он был, есть и будет в Китае, Индии, Африке. Потому что Россия – империя. И русский человек есть имперский человек. Он, как и англичанин, как американец и более даже, чем немец, чувствует себя хозяином везде. И он имеет на это право. За ним стоит великая Россия. И это хорошо.
Я знаю истории сотни туристов, которые были на одном острове с моей дочерью. У нас у всех были куплены и оплачены обратные билеты. Может быть где-то был какой-то турист у которого не было обратного билета и он захотел полететь домой «на халяву», но это настолько ничтожное меньшинство, что представителю МИД можно было вообще о нём не упоминать. А не строить на этом ничтожном меньшинстве позицию обвинения и оскорбления всех российских туристов. У подавляющего большинства российских туристов были обратные билеты и были, конечно, резервные деньги. Русские всегда очень ответственные и предусмотрительные. Это правда. Иное ложь.
У многих обратные авиабилеты были куплены в . И российская государственная компания «Аэрофлот», пользуясь поводом «карантина» «обнулила» проданные билеты, без возврата денег, а потом стала продавать тем же самым людям билеты на те же самые рейсы, которые стали «специальными», заново, по второму разу, только теперь в три-пять раз дороже. Естественно, люди возмутились. Вы считаете, они не были правы? Вы считаете, это они сами виноваты? Ну и что, что они купили обратные билеты в «Аэрофлоте», надо иметь бесконечное количество денег и заплатить ещё раз за всю семью по пятикратному тарифу, раз уж отправился за границу? Вы считаете, в этом справедливость и правда?
Нет, неправда это, друзья мои. Были, наверное, какие-то единичные случаи, когда какие-то наши сограждане не имели обратных билетов и денег и пытались использовать государственные средства для возврата на Родину, да ещё и качали права. Но абсолютное большинство российских туристов и обратные билеты имели, и деньги были готовы повторно заплатить за «спецрейс», возмущались только наглостью «Аэрофлота» и прочими деталями. Откровенно говоря, даже тех «халявщиков» всё равно надо было забрать (и забрали, и правильно), потому что они граждане великой страны. А здесь уже можно выставить им счёт и так далее. Но публично шельмовать всех нельзя.
Нельзя.
Мы же не хотим, чтобы у нас как на Украине камнями забрасывали автобус с «проклятыми туристами из-за границы»? А градус ненависти в обществе уже стал расти. Я это видел! А вы, увы, друзья мои, в этом участвовали. Ах такие-растакие туристы, они, видите-ли, за границей были, а теперь мы должны их за счёт наших налогов везти обратно (кстати, все спецрейсы платные, успокойтесь). Бросить всех! Никого не везти! Всех опозорить! А по прибытии закидать камнями!
Так что ли?
Хотим как на Украине?
Я не хочу. Поэтому я сказал и повторяю: стоп. Не гоните волну. Не накаляйте атмосферу. Не разжигайте ненависть к нашим российским туристам. Это наши российские люди. Они лучше, чем немцы и американцы. Даже если они не лучшие, даже если они сукины дети – это наши сукины дети. Но сукиных детей там раз-два и обчёлся. Большинство – наши дети, сёстры, братья, друзья. Хватит их шельмовать! Российские туристы нормальная часть российского народа. И хамить нам не надо.
Захар пишет, мол, мы сами, блогеры, постоянно хамим государству. Неправда. Я никогда не хамлю. Я считаю, что высшие государственные чиновники, помимо того, что они являются грешными ошибающимися людьми, ещё и представители и символы государства, а, значит, народа. Поэтом нельзя обращаться хамски, придумывать обидные прозвища, тем более, использовать нецензурную брань. Но критиковать конструктивно, за конкретные просчёты мы вправе. И это не делает нас меньшими патриотами, а вас большими патриотами.
Захар ещё пишет, что, мол, хорошо, когда чиновник не прикрываясь бессмысленным чиновничьим языком говорит так, как думает. Согласен. И дурость всякого видна. И тот, кто ненавидит руководимый им народ сам себя разоблачает. Но в случае с Марией Захаровой это, надеюсь, не так. Когда очередные перлы выдают или , то, вы же знаете, я даже не реагирую. Там всё понятно. Но Мария Захарова – далеко не худший из наших высших чиновников. Многие знают её как весьма достойного человека. У неё есть заслуги перед Русским Миром и я пока что отказываюсь верить в то, что так ненароком проскользнула её сознательная позиция относительно русских людей и российского туриста, которого она по должности должна защищать, даже когда он не прав, просто потому, что он наш. Потому что мы – Россия.
Думаю, было бы достаточно Марии Захаровой осторожно скорректировать свои высказывания. Признать ошибку. Как сказал Стешин, нервы, напряжение, сутками вытаскивала наших туристов из самых глубоких задниц мира. По-человечески понять и простить можно. Надо просто признать ошибку и скорректировать высказывания. А не вызывать тяжёлые бомбардировщики на штурмовку скромных тележек-бложиков, посмевших заявить свой голос против разделения российского народа на «приличных» богачей и «неприличных» простолюдинов с ипотекой, и шельмования российского туриста как существа глупого и безответственного.
Это неправда.
Давайте тогда, что ли, за правду? Или уже нет? И если лояльность вдруг оказывается в противоречии с правдой, то что вы выбираете, друзья мои?
Публикации на «Свободной Прессе» вокруг высказывания о туристах официального представителя МИД Марии Захаровой:
Захар Прилепин: Зомби против председателя колхоза
«Мария, вы в своем уме, разделять сейчас людей?.. Позор МИДу за таких сотрудников»
Эффективную вату надо жечь напалмом