Туроператорам хотят разрешить не возвращать деньги за отменённые туры

Правительство может получить право в случае чрезвычайной ситуации разрешать туроператорам не возвращать деньги за отменённые туры, а предоставлять гарантию равнозначного путешествия в будущем. Такой законопроект планирует рассмотреть в первом чтении 12 мая. «Парламентская газета» выяснила, будут ли предлагать вместо Барселоны и насколько вообще инициатива кабмина отвечает интересам граждан.
Туроператорам хотят разрешить не возвращать деньги за отменённые туры
Фото: Парламентская газетаПарламентская газета
Туры предлагают переносить на год
Согласно законопроекту, Правительство в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории либо на её части может получить особые права в области туриндустрии. Например, устанавливать условия возврата денежных средств потребителям за отмену бронирования в гостиницах, разрешать туроператорам не возвращать средства за отменённые туры, предоставляя гарантию равнозначного путешествия в будущем.
Кроме того, такая схема может быть задействована при принятии другой страной решения об ограничении въезда туристов или при возникновении там угрозы жизни и здоровью туристов или опасности причинения вреда их имуществу.
Эти меры помогут сохранить туриндустрию как отрасль, считает руководитель регионального совета . «Мы оцениваем законопроект положительно, ведь те туроператоры, у которых были деньги, уже всё вернули туристам. А что делать тем, у кого их просто нет? Можно обращаться в суд, однако средств для возврата у компаний нет», — пояснила она «Парламентской газете».
Предлагать условный Сочи вместо уже оплаченного тура, к примеру, в Барселону, не будут — если испанский отель не вернул туроператору деньги, фирма не будет отправлять путешественников на отдых за свой счёт даже по России. Здесь оптимальный вариант, по мнению Санаевой, — перенести тур в уже оплаченный отель на год, это выгодно и туроператору, и гостинице, и самому клиенту.
«Если турист хотел полететь к морю, кончено, он выбирал тёплые месяцы, поэтому логично предложить ему перенос путешествия именно на это время. Кроме того, люди планируют отпуска — у многих следующий будет как раз через год», — говорит эксперт.
За это время туроператор успеет обговорить все детали со своими зарубежными партнёрами. «А клиентам обанкротившихся фирм будут выплачивать деньги из «Турпомощи». Но если законопроект будет принят, если путешествия будут переносить на год, обанкротившихся агентств будет не так много», — полагает она.
При этом когда у туроператора есть варианты замены направления путешествия и туриста они устраивают, клиент может поменять условный Милан на Волгоград. Главное, что обязывать к этому его не будут, — сейчас фирмам очень важно сохранить своих клиентов и не допустить их ухода к конкурентам.
Если ситуация патовая, деньги вернуть ещё можно
С тем, что условия перебронированного тура должны быть строго равнозначными, согласна и глава Комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей .
«Конечно, законопроект больше отвечает интересам туроператоров, чем клиентов. Реальность такова, что если все будут требовать возврата денег, нас ждут банкротства операторов. Уже сейчас понятно, что маленькие турагентства, скорее всего, в дальнейшем не смогут продолжить свою работу», — объяснила она.
Однако сейчас у людей сохраняется возможность вернуть потраченное на отменённые туры — можно обратиться в или собрать необходимые документы и подать их в суд, напомнила Сутормина.
Что будет с возвратом билетов на самолёт
Законопроект также вносит изменения в Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и Устав железнодорожного транспорта.
Так, при введении режима повышенной готовности или ЧС авиаперевозчики, к примеру, смогут в одностороннем порядке изменить условия договора на перевозку или отказаться от его исполнения, возвратив уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, установленные . Это значит, что авиакомпании, к примеру, будут возвращать деньги туристам через год, рассказал «Парламентской газете» председатель Общества защиты прав пассажиров .
Сейчас возврат должен быть в течение нескольких дней, но этого не происходит, напомнил эксперт. ввёл сертификаты в качестве инструмента компенсации за отмену перелётов из-за пандемии, а «Победа» не стала возвращать клиентам средства напрямую, вернув их только на счёт в личном кабинете пассажиров.
«Если вам не возвращают деньги, можно обращаться в суды — за каждый день просрочки возврата по ставке рефинансирования с компании могут быть взысканы санкции. Взыскать средства с авиаперевозчика, который не обанкротился, вполне реально», — говорит эксперт.
Что касается правительственного законопроекта, то предложенные в нём меры в части транспорта не могут распространяться на билеты, купленные, к примеру, на март, апрель или май.
«Кабмин не может задним числом устанавливать особенности исполнения договора о перевозке. По основам гражданского права, действуют такие нормы, которые были актуальны на момент заключения договора. То есть законопроект касается будущих ситуаций», — пояснил Кирилл Янков.
Эксперт подчеркнул: требование возврата пассажиру провозной платы (вернуть её можно только в тех единицах, которыми она была уплачена, — то есть рублями, а не «ваучером») установлено статьёй 795 Гражданского кодекса, и оно сохраняется — законопроект его не отменяет. Правительство сможет только устанавливать порядок и сроки возврата в случае ЧС.
18+