Купленный тур. Что делать туристам?

Туристическая отрасль замерла в ожидании. Туры если и покупают, то редко — и то только по России с прицелом на начало осени. Все ждут снятия ограничений для отелей, авиаперевозчиков и возобновления работы туроператоров. Главный вопрос, который волнует сейчас туристов, уже купивших туры на майские праздники или на начало лета: что делать? Пытаться вернуть деньги или попробовать договориться с туроператором? На фоне кризиса появились так называемые «помогатели» — юридические конторы, которые обещают туристам оперативно вернуть средства. Правда, воспользовавшись такими предложениями, можно потерять значительную стоимость оплаченного тура. Границы большинства стран для россиян закрыты. Чартерные полетные программы отменены, редкие регулярные рейсы летают только по России. Отели внутри страны не функционируют — официально до начала июня, но никто не может прогнозировать развитие событий. Большинство туроператоров определили начало июня рубежом, после которого появится какая-то ясность: будут ли открыты какие-то зарубежные направления или россияне смогут полететь на отдых только на российские курорты. Пока же очевидно, что о туризме на майские праздники можно забыть. При этом многие туристы успели еще зимой забронировать туры на май, а многие — и на лето. Что делать таким людям? Возможности для возврата Для начала стоит понять, в какую страну забронирован тур. К данному моменту Ростуризм запретил туры по четырем направлениям — Китай, Италия, Иран, Южная Корея. И по закону деньги в размере стопроцентной компенсации за такой тур можно вернуть без особых усилий, что уже и сделали большинство туристов. Остальные направления стали сами закрываться, то есть формально Россия не добавила ни ту же Испанию, ни Францию в список запрещенных направлений. Просто Европа, как и страны других континентов, запретила въезд, и полетные программы были прекращены. То есть по закону в случае возврата средств туроператор вправе удержать фактически понесенные расходы, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Правительство, правда, недавно подтвердило, что оформить возврат можно для туров по любым направлениям и для этого туроператоры могут воспользоваться средствами из Фонда персональной ответственности, который формируется из отчислений турфирм на случай банкротства компании. Право воспользоваться этой возможностью возлагается на туроператора, который должен составить список пострадавших туристов и получить необходимые деньги. Более того, государство выделило 3,5 миллиарда рублей для компенсации затрат, связанных с невозвратными тарифами на авиаперевозки. Однако здесь есть нюансы. Инициировать возврат должны туроператоры, а не туристы, и сама процедура может растянуться на долгое время. Только проверка реестра «пострадавших» туристов, направленного турфирмой, может занять пару месяцев, не говоря уже о дальнейших этапах. Туроператоры залезать в Фонд персональной ответственности не торопятся: они понимают, что это может привести к коллапсу на рынке, поскольку на всех туристов средств можно просто не хватить. Инициатива может встать в копеечку Никто не запрещает туристу самому прийти к туроператору и написать заявление о возврате денежных средств. Однако в этом случае нужно учесть некоторые нюансы. «Если договор расторгается по инициативе туриста, то туроператор вправе удержать фактические затраты, — говорит Дарья Торопова, начальник клиентского отдела онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. — Затраты могут быть незначительными по сравнению с общей стоимостью тура, несколько тысяч рублей. Однако быстро вернуть средства вряд ли получится. Ситуация с возвратами прояснится месяца через два, ближе к лету» В то же время если расторжение договора происходит по инициативе туроператора, который просто не в состоянии выполнить возложенные на него обязательства, тогда турист может рассчитывать на полную сумму возмещения или так называемое депонирование. Специалисты рекомендуют туристам ждать сообщений от туроператоров, следить за информацией на их страницах. Практика показывает, что туристические компании начинают заниматься конкретными турами примерно за 20 дней до даты вылета. И если до предполагаемой даты поездки остается менее двух недель, то можно смело обращаться в турфирму, где был забронирован тур, и спрашивать, что делать. Как правило, туроператоры предлагают оставить средства на депозите до лучших времен. Депонирование или отложенная поездка На Западе туристическая отрасль столкнулась с той же проблемой возврата средств. И там была разработана схема депонирования. Турист оставляет свои деньги на депозите и получает специальный ваучер, или документ, согласно которому он сможет выбрать время для поездки по своему оплаченному туру позже, когда появится возможность отправиться в путешествие, и, таким образом, перенести даты на конец лета или начало осени. «При этом многие российские туроператоры предлагают заморозку именно в валюте, это выгодно для туристов, поскольку курс валют относительно рубля был ниже пару месяцев назад, — говорит Дарья Торопова, начальник клиентского отдела онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. — В результате туристы ничего не теряют. Депонирование денежных средств — это сейчас самый рациональный путь. С проблемой столкнулись тысячи туристов, и у туроператоров нет физической возможности вернуть им всем деньги в один момент. При этом срок депозитов у большинства турфирм до конца 2021 года, то есть поездку можно реализовать фактически в течение двух лет» Некоторые туристы опасаются, что если туроператор обанкротится, то депозиты просто сгорят, и поэтому предпочитают расторгнуть договор и потребовать свои деньги назад. Однако как раз при расторжении договора они рискуют остаться ни с чем. В случае банкротства поставщика услуг те туры, которые были аннулированы по инициативе клиента, могут не попасть в реестр для выплаты по страхованию ответственности туроператора. «Помогатели» и их медвежьи услуги Всевозможные юридические конторы решили заработать на ситуации, «помогая» туристам с возвратом денег. Мошенническими такие схемы назвать нельзя — действия «помогателей» абсолютно законны, но, как показывает практика, малоэффективны. Обратившись в подобную контору, турист может добровольно расстаться со значительной суммой, получив компенсацию, которая не покроет его расходы. В некоторых таких конторах туристам обещают 100%-ный возврат средств в течение 10 дней. Действительно, это возможно, но только если речь идет о турах в Китай, Италию, Иран или Южную Корею. Но как раз по этим направлениям никаких сложностей с возвратом, как правило, нет, и турист вполне может оформить все самостоятельно, не прибегая к услугам третьих лиц. «Помогатели» составляют претензию и направляют ее туроператору. В ответе на нее тот предлагает сдвинуть даты поездки или депонировать денежные средства по выгодным условиям, ссылаясь на рекомендации Ростуризма. «Помогатели» не принимают такой ответ и предлагают туристу обратиться в суд. Учитывая, что суды сейчас не работают, а после открытия на них обрушится вал заявлений, по некоторым прогнозам, разбирательство может растянуться на год-полтора. За это время уже можно было бы съездить в тур, воспользовавшись возможностями депонирования. Более того, за сумму от 15 до 35 тысяч рублей, которые «помогатели» берут за свои услуги, они составляют только пакеты документов, необходимых для подачи в суд, а за присутствие на заседании в качестве адвокатов требуют дополнительную плату. Средний чек на «зависшие» туры сейчас составляет около 80 тыс. рублей, а на судебные разбирательства в лучшем случае может уйти половина этой суммы. Причем «сверху» могут присудить максимум 5000 рублей, а этого явно будет недостаточно для покрытия расходов, связанных с привлечением юристов. Более того, если туроператоры будут подтверждать свои фактические затраты, ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы, а также рекомендации Ростуризма о том, что можно переносить даты и депонировать сумму, то суды могут принять все это во внимание. И турист может в итоге получить небольшую компенсацию, а с учетом фактически понесенных расходов вообще оказаться в проигрыше. «Мы рекомендуем нашим туристам не паниковать, а спокойно ждать решения туроператора, — говорит Дарья Торопова, начальник клиентского отдела онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. — Но при этом следить за ситуацией и в случае возникновения вопросов связываться с менеджерами для консультации».

Купленный тур. Что делать туристам?
© Русская Планета