«Без взаимных обязательств» – туроператор разработал соглашение с туристом

Кто в итоге будет возвращать деньги за отмененные туры клиентам и в каком количестве? В распоряжение редакции HotLine.travel 24 марта поступило разработанное одним из крупных туроператоров на рынке соглашение с туристом в связи с ситуацией по коронавирусу. Подводные камни документа проанализировал юрист Александр Байбородин. Туроператор предлагает туристам согласиться прекратить взаимные обязательства. И ссылается на Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66, в котором сказано, что коронавирус является заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Кроме того, российскими властями приняты меры для защиты граждан и введены ограничения, связанные с перемещением граждан за рубеж (отмена воздушного сообщения, введение карантина для прибывающих граждан). «При заключении настоящего Соглашения стороны исходят из того, что данные обстоятельства являются действием непреодолимой силы (форс-мажор), которое в силу его общеизвестности в последующем не нуждается в доказывании», – говорится в документе, который должен подписать клиент компании. Главный вопрос: означает ли это, что турист не получит назад средства, которые он внес в счет оплаты тура? Ответ на него читаем в пункте 5: «Фирма и Заказчик в качестве акта доброй воли, учитывая вышеуказанные обстоятельства, возвращают туристам полученные денежные средства в период с 01.09.2020 по 01.10.2020, включая сумму, причитающуюся по закону». Туристы могут получить досрочно всю причитающуюся им сумму денежных средств по соглашению сторон при совершении покупки до 01.09.2020 года. И это, безусловно, хорошие новости, если бы не одно но, на которое обратил внимание глава компании «Юристы для турбизнеса “Байбородин и партнеры”» Александр Байбородин. «Из этого пункта складывается ощущение, что турагент и туроператор в течение сентября 2020 года совместно возвращают ту сумму, которую изначально оплатил турист. То есть прямо не сказано, что деньги возвращает поставщик туруслуг. Такая формулировка может быть истолкована судами и туристами в том ключе, что полагающиеся к возврату деньги в полном объеме можно потребовать в том числе и – внимание! – с турагента», – комментирует юрист. Он рекомендует представителям туристической розницы включить в соглашение пункт об обязанности компании, сформировавшей тур, возвращать полагающиеся туристу денежные средства (или хотя бы основную их часть). Впрочем, хорошо, что в документе в принципе фигурирует туроператор как участник отношений, ведь большинство туристов до сих пор руководствуются установкой «где покупали, там и требуем весь возврат». Однако риски все-таки перевешивают немногочисленные положительные моменты соглашения.

«Без взаимных обязательств» – туроператор разработал соглашение с туристом
© HotLine.travel