Почему билет на «Сапсан» стоит дороже, чем на самолет? Объясняет эксперт

С конца 2009 года между Москвой и Санкт-Петербургом были запущены скоростные электропоезда, получившие название «Сапсан». По маршруту курсируют составы ЭВС1 и ЭВС2, разработанные и построенные компанией Siemens специально для этого проекта. Сейчас поезд проходит расстояние в 650 километров за время от 3 часов 30 минут до 4 часов и 15 минут. Поезд позиционируется как дневной, и специально под запуск «Сапсанов» были отменены несколько других поездов, а грузовое движение перенесено с главного хода магистрали «Москва – Санкт-Петербург» на более протяженные маршруты. Сейчас поезд пользуется популярностью, однако иногда возникают вопросы касательно цен на проезд. Так, сейчас на ближайшую дату самый дешевый билет (на места эконом-класса) будет стоить не менее 2360 рублей, тогда как авиакомпания «Победа» предлагает перелет на ту же дату (и примерно на то же время) всего за 999 рублей с человека. Кроме того, между Москвой и Санкт-Петербургом курсирует множество других поездов с более низкими ценами. Однако разница в стоимости вполне обоснована, считает независимый эксперт Алексей Тузов. По его словам, более высокая стоимость проезда объясняется более высокой скоростью, комфортом и высокими расходами на содержание составов: «Сапсан» – скоростной поезд повышенной комфортности, что и влияет на стоимость билетов. В то время как обычный поезд на направлении «Москва – Санкт-Петербург» доставляет пассажиров примерно за 9 часов, состав «Сапсана» развивает скорость до 200 километров в час и преодолевает то же расстояние за 4 часа. Одно из преимуществ этого поезда – комфортабельные вагоны, места оборудованы телевизорами и наушниками для каждого пассажира, поэтому просторно даже в эконом-классе. В основном, на стоимость билета влияет класс купе: место в эконом-вагоне по направлению «Москва – Санкт-Петербург» обойдется от 2 800 рублей, в эконом-плюс – 3 300 рублей, в бизнес-вагоне – от 6 300, в вагоне первого класса – от 11 750. Плюс ко всему, в цену входят такие услуги, как обеспечение мест для людей с ограниченными возможностями, перевозка ребенка от 10 до 14 лет без сопровождения взрослых, транспортировка животных, купе-переговорная и заказ питания через интернет. К тому же, перевозчик включает в тариф оплату проезда по железной дороге (величина которой зависит от протяженности маршрута), расходы на обслуживание путей, электроэнергию и топливо для составов, зарплату сотрудникам, а также плату за возможность пользоваться местом в составе дальнего следования, которая тратится на поддержание в надлежащем состоянии вагонного парка. Рентабельность «Сапсана» составляет 30%, с учетом закупочной цены – примерно 34 500 000 евро за один состав – и 1 475 000 евро в год на обслуживание каждого поезда. — независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов Действительно, сейчас «Сапсан» – это не альтернатива поезду, а альтернатива авиаперелету по тому же маршруту. Например, чтобы слетать из Москвы в Санкт-Петербург, пассажиру нужно за час или более до отправления добраться до одного из аэропортов Москвы, пройти досмотр и регистрацию, а затем еще добраться из аэропорта Санкт-Петербурга в нужное место в городе. Тогда как «Сапсаном» можно добраться из центра одного города в центр другого всего за 3 с половиной часа – и за это нужно платить. Более демократичные по цене варианты – это, как правило, ночные поезда, которые курсируют по специфическому графику и подходят не всем.

Почему билет на «Сапсан» стоит дороже, чем на самолет? Объясняет эксперт
© Банки Сегодня