Чужой Валаам - Путешествовать по России выгодно только иностранцам
Общая особенность этих объектов в том, что все они находятся на островах. Потому на поезде или автомобиле сюда не доедешь, нужно пользоваться либо услугами речного транспорта, либо и вовсе отправляться в путешествие по воздуху. Отправной точкой для поездок по Русскому Северу, как правило, является Санкт-Петербург. Именно отсюда отправляются самые бюджетные туры – питерские туристические фирмы благодаря обширному рынку могут позволить себе «оптовые» закупки, диктуя свои условия принимающей стороне и выстраивая сложные маршруты с использованием разных видов транспорта. Тем не менее даже их предложения достаточно дороги. Так, если сейчас на самых благоприятных условиях «раннего бронирования» заказывать 3-дневное путешествие на остров Валаам из Санкт-Петербурга без ночёвки на острове, стоимость тура начинается от 8 тыс. рублей на человека. Сюда входят билеты на теплоход и питание на маршруте, однако за ряд экскурсий, питание на самом острове и так далее придётся заплатить дополнительно. Поскольку большинству россиян ещё надо добраться до Санкт-Петербурга, мало кто ездит в такие туры в одиночку, то по факту семье из трёх человек подобное «прикосновение к святыне» обойдётся не менее чем в 30–35 тыс. рублей. Если же вы заодно хотите захватить и остров Кижи в Карелии, то стоимость теперь уже 6-дневной поездки на теплоходе начинается от 18 400 рублей на человека. Другими словами, порядка 70 тыс. на троих, что вполне сопоставимо с недельным туром в турецкий отель. «Основными затратами в этих путешествиях оказывается плата за потреблённое топливо. До тех пор пока нефтепродукты в стране дорожают, будут расти в цене и путёвки. Конечно, после 2014 года и скачка курса евро у нас прибавилось туристов, но уже второй год мы чувствуем, что эффект от дешёвого рубля ослабевает. Надеемся, что электронные визы для иностранцев помогут», – рассказывает Ксения Войцехова, менеджер одной из питерских турфирм, специализирующихся на внутренних направлениях. Ждём иностранцев! О том, что иностранцев в этих турах становится всё больше, свидетельствует и официальная статистика. Согласно отчёту музея-заповедника «Кижи» за 2019 год за период навигации на легендарном острове пришвартовалось 592 теплохода, на которых прибыли более 190 тыс. человек. Из них почти половина – иностранные туристы. Это не случайно: привлечение гостей из-за рубежа стало одним из приоритетных направлений в работе музея. А что делать, если у россиян нет денег, чтобы посмотреть одно из настоящих чудес света? Зато для финнов 200–300 евро, в которые обходится тур, – сущие копейки, учитывая, что средняя зарплата в Финляндии составляет 2500 евро. Ещё большей популярностью, чем у финнов, Кижи пользуются у немцев. Кстати, по признанию сотрудников музея, среднестатистический иностранный турист – бойкий дедуля в возрасте «60 плюс» со своей второй половиной. Увы, российским пенсионерам не до путешествий по миру. Стоит ли после этого удивляться, что один из уникальнейших отечественных музеев-заповедников всё больше поворачивается лицом к иностранцам? Дороговато выходит и непенсионерам: 7-часовая поездка без питания из Петрозаводска на остров Кижи на стареньком «Метеоре» минувшим летом обходилась в 3550 рублей на человека. Или чуть более10 тыс. на семью из трёх человек. А ведь до Петрозаводска тоже ещё нужно добраться. Дороговизна привела к тому, что даже в самой Карелии далеко не все жители республики видели своими глазами легендарные Кижи и Валаам, хоть и живут бок о бок с ними. В советское время, кстати, для местных существовали вполне ощутимые скидки и на транспорт, и на экскурсии, но в условиях новой реальности от этих льгот отказались. Соловки в пролёте? Куда более сложная ситуация складывается на Соловецких островах. От того же Санкт-Петербурга до Соловков по трассе «Кола» около 700 километров. При этом «Кола» представляет собой типичный двухполосник, на котором в привычную для этих мест плохую погоду (снег, дождь, ветер) не очень-то разгонишься. Поэтому путешествие на Соловки из Питера, да ещё в малокомфортных условиях, да к тому же без ночёвки на острове (ночь в дороге – туда, и ночь – обратно), начинается от суммы в 13 тыс. рублей. Из Петрозаводска дешевле – от 7 тыс., но опять-таки, до столицы Карелии ещё нужно как-то доехать. К тому же на два часа на Соловки ехать нет смысла – значит, придётся снимать гостиницу на острове или на материке. В таком случае стоимость путешествия тут же вырастает до 20 тыс. на человека. И то это будет физически тяжело. Иностранные туристы готовы идти на такие жертвы ради русской экзотики, поэтому их число на Соловках растёт. А вот число россиян, напротив, постоянно падает. Особенно показательным в этом смысле стал летний сезон 2019 года. По данным администрации, в прошедшем сезоне Соловецкий музей-заповедник обслужил 16,9 тыс. человек, что на 9,5% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. При этом иностранцев приехало на 34% больше – почти 3 тыс. человек. Новый сезон будет, судя по всему, таким же. Соловецкие острова территориально относятся к Архангельской области (хотя ближе к ним добираться через территорию Карелии), а для того, чтобы попасть на острова из Архангельска, требуется самолёт. Для архангельских туристических фирм, с учётом падения платёжеспособного спроса на турпоездки внутри страны, это становится почти невозможно. Сейчас туроператорам предлагают делать заявки на заказные авиарейсы из Архангельска, то есть выкупать весь рейс полностью. «Стоимость заказного рейса с 1 января 2020 года приближается к 500 тыс. рублей (увеличилась в 2 раза). При полной загрузке самолёта в 16 человек стоимость билета будет составлять примерно 30 тыс. рублей в одну сторону. А что делать индивидуальным туристам и небольшим группам в пять-восемь человек, которые не могут оплатить весь рейс самолета?» – риторически вопрошает председатель правления Архангельской региональной туристической ассоциации Александр Белецкий. В общем, наши люди не полетят. Не надо уговаривать В августе 2018 года российское правительство официально сообщило, что на продвижение российского туристического продукта на мировом и внутреннем рынке в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» планируется потратить более 4 млрд рублей. В том числе 2,2 млрд (!) рублей заложено на проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в России на мировом и внутреннем рынке. К примеру, планируется организовать публикации в различных СМИ, проводить пресс-туры, размещать наружную рекламу и сообщения в интернете. Таким образом иностранцев будут уговаривать посетить Россию и привезти к нам свои деньги. Дело, конечно, благое, только вот как быть с собственными гражданами, которые и сами готовы путешествовать по стране, но из-за дыр в кошельке вынуждены (в отличие от иностранцев) видеть те самые легендарные острова и церкви исключительно по телевизору? Может быть, стоило направить деньги на улучшение транспортной доступности туристических мест? Пожалуй, это будет лучшим решением, чем траты миллиардов на рекламу, от которой выиграют только PR-агентства и получающие от них «откаты» чиновники.