Почему юлят туроператоры?

Закрытие Китая из-за эпидемии коронавируса породило множество вопросов турагентств к туроператорам. Распространено мнение, что поставщики юлят: под надуманными предлогами затягивают возврат средств туристам и параллельно взвинчивают цены на туры в другие страны. У туроператоров свои аргументы. Они вынуждены спасать свой бизнес, а заодно и весь рынок от еще больших потрясений. Где взять миллиард По оценкам Ассоциации туроператоров России, по состоянию на 27 января в самом туристическом регионе Китая – острове Хайнань – оставалось около 6 тыс. туристов из России, в материковом Китае – около 1 тыс. Их всех предстоит вывезти. Самолеты вылетают туда пустыми из-за остановки продаж туроператорами, а это финансовые потери. Прибавим еще одну цифру – количество туристов, у которых на руках аннулированные туры. Эксперты оценивают, что таковых может набраться от 15 до 30 тыс. человек. Если брать среднюю цену бронирования стандартного тура на неделю (35 тыс. рублей на человека), то суммарная стоимость по верхней планке может составить около 1 млрд рублей. Возникает вопрос: где взять столько денег, когда у туркомпаний они в основном в обороте? Усугубляет ситуацию тот момент, что сейчас так называемое межсезонье: большинство туристов, планирующих летний отдых, еще не начали оплачивать туры. Иными словами, туроператоры имеют определенный дефицит денежных средств, а тут еще вирус. Вся надежда на диверсификацию В этих условиях все туроператоры предлагают туристам воспользоваться альтернативными вариантами взамен аннулированных туров. Либо отложить поездку, либо отправиться в другую страну. В ANEX Tour отмечают, что популярной заменой становятся Куба и ОАЭ. В TEZ TOUR называют Турцию и Эмираты, стоимость туров по этим направлениям примерно соответствует поездкам на китайские курорты. Для нишевых компаний и монооператоров поле для маневра сужено. Но как отмечает руководитель отдела маркетинга China Travel Евгений Глотов, несмотря на название компании, она работает по многим направлениям. Туристам предлагается заменить Китай поездками во Вьетнам, Японию, Индонезию, Таиланд, Мальдивы, Малайзию, Индию, Непал, Камбоджу. Таким образом, диверсификация бизнеса реально помогает в кризисной ситуации. По словам операционного директора «Тартус-Тур» Алеси Астапович, в приоритете – активно предлагать перебронирование туров на другие даты. Туристы могут поехать в любое время – летом, осенью, цена останется прежней. К тому же компания прорабатывает систему бонусов для тех, кто выберет перебронирование. При этом никто из туроператоров не отказывается и от возврата средств за несостоявшиеся туры. Тот факт, что в комментариях присутствуют формулировки в «индивидуальном порядке» и «согласно законодательству», не означает, что туроператоры будут затягивать выплаты. Суды с недовольными обойдутся дороже. Когда откроют Китай Предыдущие форс-мажоры показывают, что туристический рынок достаточно быстро перестраивается, выдерживая неожиданные удары. Если сумели выжить после закрытия Египта и даже Турции, то получится и с Китаем. Как говорят оптимисты, по массовости рынок туров в Китай не сравним с тем же Египтом. По данным ассоциации «Мир без границ», в первом квартале 2019 года число туристических поездок граждан России в Китай составило 160 тыс., из них в составе организованных групп – 58 тыс. Умножаем на четыре – получаем примерный показатель за год. Цифры не столь велики. Алеся Астапович отметила, что власти Китая называют четкие сроки локализации эпидемии – это обещают сделать в течение 20–30 дней. Но даже при самой быстрой победе над вирусом запрет на продажу туров в Китай сразу не исчезнет. Пример Турции и Египта показывает, что существует закономерная инерция госорганов, которые будут выдерживать паузу. По мнению наблюдателей, ограничения по китайскому направлению могут растянуться до полугода. Туристы будут переключаться на другие направления, причем на первом этапе по принципу – подальше от Юго-Восточной Азии. Уже сейчас эксперты констатируют, что продажи в сопредельные с Китаем страны замерли. На волне паники отказываются даже от бронирования туров на лето в Грецию. Сейчас главная задача туроператоров – купировать панику среди «аннулированных» клиентов, переключив их по максимуму на альтернативные варианты. Анализ предыдущих форс-мажоров на рынке показывает, что это возможно: большинство туристов выбирали перебронирование. Но и такой сценарий не решит сразу всех проблем. Туроператоры обратились в Ростуризм с просьбой помочь им вернуть деньги, перечисленные китайским партнерам в качестве предоплаты. Как показывает практика, надежд на возврат не много. Поэтому нервозность на туристическом рынке не исчезнет еще долго.

Почему юлят туроператоры?
© TourDom