6 фактов о работе служб безопасности аэропортов, которых вы не знали

Ежегодно 730 млн человек отправляются в путешествие на пассажирских самолетах, а наземные службы проверяют более 700 млн единиц их багажа на наличие взрывчатых веществ и других опасных предметов. Но стал ли полет из-за этого более безопасным?

6 фактов о работе служб безопасности аэропортов
© TURIZM.RU

Терроризм стал проблемой №1 для авиакомпаний и авиапассажиров в 70-х годах прошлого века. Тогда главным методом борьбы диверсионных организаций по всему миру стали угоны самолетов и взрывы на борту и в зданиях аэровокзалов. Хотя безопасность в аэропортах всегда была жесткой, атаки 11 сентября заставили осознать суровую реальность — их было недостаточно. Как изменилась охрана аэропорта с тех пор?

Смотри в глаза

Одной из самых важных мер безопасности в аэропорту является подтверждение личности пассажиров. Это делается путем проверки паспортов или иных документов. Однако просто взглянуть на удостоверение личности с фотографией недостаточно.

Модное слово в области безопасности аэропортов сегодня — биометрия.

Биометрия, по сути, означает проверку отпечатков пальцев, сканирование сетчатки глаза и модели лица с использованием сложных компьютерных систем, чтобы определить, является ли кто-то тем, кем себя называет, или соответствуют ли он списку людей, которые, по определению правительства, могут быть потенциальными террористами.

Расширить рамки

Всем нам не раз приходилось проходить досмотр в аэропорту. Новые технологии позволяют сделать этот процесс еще более эффективным. В конце прошлого года специалисты Научно-исследовательского института дальней радиосвязи представили разработки специального комплекса для досмотра пассажиров в аэропортах и на вокзалах и обнаружения запрещенных к перевозу вещей.

По словам Кирилла Макарова, генерального директора Института, такие приборы работают в терагерцовом диапазоне и в отличие от приборов рентгеновского излучения, которые применяются сейчас, практически не оказывают влияния на человека.

«Плюс ко всему, этот комплекс будет осуществлять проверку скрытым образом, то есть пассажир не увидит, контролируют его или нет. Система обнаружения будет иметь большую дальность действия, чем рентгеновские лучи», — сообщает RT.

Такие системы могут появиться в аэропортах уже в этом году.

Будьте бдительны

Возможно, вы заметили, что система оповещения в аэропорту часто воспроизводит автоматическое сообщение о том, что вам не следует оставлять свои вещи без присмотра. А сотрудники аэропорта, досматривая ваш багаж, задают вопросы, которые на первый взгляд звучат немного странно: «Ваши вещи находились рядом с вами все время?» или «Кто-нибудь из пассажиров попросил вас провезти какие-нибудь предметы?»

Не удивляйтесь, это очень важные вопросы.

Методы, которые иногда используют террористы, заключаются в том, чтобы спрятать бомбу в багаже ​​ничего не подозревающего пассажира.

Так что, если вы в следующий раз решите отлучиться в туалет, не просите милую девушку радом с вами присмотреть за вашим багажом. Другая тактика — попросить пассажира пронести в самолет самый невинный предмет — например, детскую игрушку. Этот объект на самом деле может быть бомбой или другим вредным устройством.

Лишнее в багаже

Ваш багаж проходит несколько проверок прежде, чем попасть в самолет. Сначала его сканируют интроскопом, а чемоданы и сумки, которые кажутся подозрительными, проверяют еще и с помощью компьютерного томографа и дифракционной установки.

Иногда совершенно невинные вещи вызывают у службы безопасности подозрения. Например, упаковки с кофе.

Имея сильный аромат, кофе является классическим способом маскировки запаха нелегальных веществ.

Предметы необычной формы, такие как степлер или подсвечники, точно покажутся подозрительными во время сканирования. Банка мёда или большой круг сыра выглядят как жидкое взрывчатое вещество, а музыкальная открытка — как бомба.

Кого могут проверить дополнительно

Во многих аэропортах за безопасностью следят профайлеры — так называют специалистов, которые обращают внимание на жесты, мимику и особенности поведения пассажиров и на основе этого выявляют потенциально опасных. Не удивляйтесь, когда сотрудник, глядя в ваш билет, спрашивает: «Куда летите?». Он не разучился читать. Это часть профайлинга — метода выявления подозрительных людей. Если вы отреагируете слишком резко или ответите неуверенно, это станет поводом для дополнительной проверки.

Если пассажир вызывает вопросы, его посадочный талон может быть помечен — это сигнал для других сотрудников более тщательно проверить багаж и самого пассажира.

Кстати, сотрудники аэропорта, проверяющие документы, меняются каждые 30 минут — это именно то время, в течение которого человек может выполнять монотонную работу, не теряя концентрации внимания.

Специальная компьютерная программа обрабатывает кадры видеонаблюдения из зала, чтобы оценить психоэмоциональное состояние и преобразовать малейшие движения человека в цветовые индикаторы: много зеленого — пассажир безопасен, много красного — повод для проверки.

Подозрительным может быть и внешний вид пассажира. Например, длинная одежда, широкие брюки с массой карманов, сложносочиненная прическа с большим количеством заколок или начес на голове, массивные металлические украшения, высокие каблуки или платформа на обуви — все это повод для дополнительной проверки.

Собачий спецназ

Этот старомодный метод обнаружения подозрительных предметов иногда работает лучше, чем большинство высокотехнологичных систем. Использование специально обученных собак помогает распознавать специфические запахи, выделяемые химическими веществами, которые используются для изготовления бомб, а также запахи наркотиков, изделий животного происхождения или крупных сумм наличных денег.

Четвероногие, работающие в аэропорту, — это своего рода собачий спецназ, поскольку условия службы тяжелейшие. Тут и большое скопление людей, и постоянный шум, и обилие запахов. Собака, которая заподозрит неладное, не будет громко лаять, она использует язык тела, например, может вилять хвостом, чтобы сообщить об угрозе.

Таким образом у кинологов есть возможность подать сигнал, не вызывая подозрений у потенциально опасного пассажира.

Специально для работы в аэропорту выводят целые породы. Например, в США очень ценятся немецкие овчарки, выведенные в Европе. Стоимость щенка доходит до 6 000 долларов. А в России используют особую породу собак, выведенную селекционером Климом Сулимовым для работы в кинологической службе компании «Аэрофлот». Это помесь шакала и лайки, которую еще называют «шалайка» (шакал+лайка), «шабака» (шакал+собака) или «квартерон». Эти собаки обладают тонким нюхом и, по словам самого Сулимова, сочетают способности лаек, способных работать при температурах около −70 °C, со способностями шакалов, которые любят жару до +40 °C. Они идеальны для нашей страны.