Чтобы консультировать туристов, мы ходили читать о странах в Ленинскую библиотеку

Леонид Рожнов рассказал о том, как открывал своё турагентство Как ныне успешные предприниматели из сферы туризма начинали свой бизнес? Своей историей с редакцией HotLine.travel поделился руководитель московского турагентства Larussia Леонид Рожнов. «Самое кошмарное воспоминание о начале карьеры, а оно пришлось на 90-е, – это 25-метровые факсы с предложениями от всех туроператоров. Пока один такой выползет, сколько времени пройдёт! Приходилось ещё через факс прогонять документы туристов – делали их копии для «Аэрофлота»: мы начинали во времена, когда ещё действовали советские правила и работали такие фирмы, как «Спутник», «Интурист». Тогда сотовые телефоны были размером с чемодан, а информации о странах – никакой. Первые туры мы организовывали на Арубу, Маврикий и Сейшелы и, чтобы проконсультировать туристов, ходили читать о странах в Ленинскую библиотеку. Были, конечно, и бандиты – предлагали нам «крышу», пугали солнцевской братвой. Но на том этапе бизнес находился в зачаточном состоянии, брать с нас было нечего. К тому же от наездов нас спасали мои товарищи из правоохранительных органов. Кстати, в те времена частенько приходили за путёвками криминальные авторитеты с таким запросом: «Хочу отель, чтобы кровать в номере была побольше». Второй по популярности вопрос от этой публики звучал так: «А сколько нужно заплатить, чтобы и эта девочка полетела с нами?» Приходилось объяснять, что «эта» для них не «девочка», а главный менеджер турфирмы, от решения которой зависит, полетят ли они вообще куда-нибудь. В целом вся публика тогда делилась на две категории: те, кто банально летал развлечься, и люди с высшим образованием, которые начинали что-то продавать за рубеж, и для этого им нужно было открыть счёт, например, на Арубе. Поэтому самой запоминающейся из этой чреды туров стала первая «кругосветка» – тогда даже понятия такого не было, а к нам пришёл клиент со списком стран и пунктов, где он хотел бы побывать. Мы вместе прорабатывали его маршрут, связывались с туроператорами – это было очень интересно. С тех пор, кстати, он часто к нам обращается, стал постоянным заказчиком. А вот многие ВИП-клиенты, к сожалению, ушли: стали руководителями или владельцами крупных предприятий и сегодня уже напрямую, через секретаря заказывают и рейсы, и отели. Отток этой аудитории не раз даже наводил на мысль, не оставить ли бизнес. Ведь когда нынешний турист иной раз просит скидку в 500 рублей, невольно вспоминаешь, что когда-то нам только на чай оставляли по 100–200 долларов, а комиссия начиналась от тысячи. С организации одной поездки, например группового тура на Сейшелы, можно было купить иномарку. Вообще бизнес того времени вспоминаю с ностальгией. Правда, и мне было 18 лет, я тогда только поступил на первый курс университета и был открыт любым предложениям. С тех пор получил два высших образования – экономическое и в сфере управления персоналом».

Чтобы консультировать туристов, мы ходили читать о странах в Ленинскую библиотеку
© HotLine.travel