История россиянки, которая перебралась жить в Турцию

Полгода назад Елена перебралась в Турцию с мужем и тремя детьми. За это время они нашли квартиру, получили вид на жительство, изучили турецкую образовательную систему, выбрали школу для сыновей и своими глазами посмотрели на местные больницы. В рамках цикла материалов о соотечественниках за границей «Лента.ру» публикует рассказ Елены о переезде в Анталью.

История россиянки, которая переехала жить в Турцию
© TASS

Мы — большая семья, нас пять человек: муж, жена и трое детей. На бедность не жаловались и на родине. Был большой дом, две машины, много путешествовали по Европе, Азии, Африке. Дети учились в хорошей школе, младшую поставили на очередь в садик. Но мы только и делали, что зарабатывали деньги. Работа, дом — и все. Утром, когда уходим, еще темно, возвращаемся вечером — уже темно. Если гулять, то с детьми по выходным, причем без особого желания.

Повод для переезда в другую страну у каждого свой, и для себя мы его нашли. Последней каплей стало, когда дети не хотели возвращаться из отпуска за границей и упрашивали нас остаться. После этого переезд стал основной темой разговоров в нашей семье.

Год мы потратили на изучение разных вариантов. Европа не подходила: уехать туда такой толпе с российскими паспортами сложно. Даже с двухлетней туристической визой шенген дают лишь на 90 дней пребывания в течение полугода. А детям надо учиться.

Все изменил случай. Наши близкие друзья, у которых с работой и деньгами тоже все в порядке, переехали на ПМЖ в Турцию. Просто купили там квартиру и решили остаться. Первый год проживания в Турции прошел довольно гладко, поэтому мы рванули за ними.

Как выяснилось, Турция — это одна из немногих стран, где легко получить вид на жительство.

Для этого не нужно покупать квартиру, открывать бизнес или иметь на счету много денег. Достаточно снять жилье на длительный срок и предоставить миграционной службе договор аренды.

Этой информации нам хватило. Мы решили, что уедем на лето в Анталью и, если все устроит, останемся. При желании всегда можно вернуться, благо лететь недалеко.

Написали о поиске квартиры в одной из соцсетей и к вечеру следующего дня получили десяток предложений. Отчасти методом исключения, отчасти благодаря прекрасной девушке-риелтору выбрали именно то, что устроило и по обстановке, и по цене: 2,3 тысячи турецких лир (25 тысяч рублей) в месяц за вполне европейскую квартиру в современном жилом комплексе с бассейном, паркингом и апельсинами во дворе.

По состоянию на август 2019 года стоимость долгосрочной аренды квартиры 2+1 (две спальни и кухня-гостиная) в пешей доступности от моря в Анталье начинается от 1,6 тысячи турецких лир (18 тысяч рублей). В центре города можно найти намного дешевле.

Прилетели мы в апреле 2019 года. С этого момента наша жизнь совершенно изменилась. Мы осторожно пробовали жить по-новому, как хозяйка, которая аккуратно пробует горячее блюдо. Неспешные прогулки по абсолютно европейской набережной, горячий кофе с потрясающей выпечкой, посиделки у моря, турецкий базар… Уже через месяц стало ясно, что ехать обратно мы не хотим.

Вопрос с жильем был решен. Теперь требовалось разобраться с обучением детей. Выбирать предстояло из трех категорий: государственные, частные или онлайновые школы.

В государственные школы принимают детей с пяти лет, живущих в том же районе, где расположено учебное заведение.

Родителям нужно обязательно предоставить вид на жительство на себя и ребенка.

Если вы только что переехали, и документ еще не получен, нестрашно: ребенок в этом случае числится слушателем, а документ можно предоставить по готовности. Помимо этого попросят долгосрочный договор на аренду квартиры, а если ребенок идет не в первый класс, то еще и справку с оценками из российской школы.

Занятия в государственной школе начинаются рано, в 7:30 утра, а заканчиваются около 13:00. В каждом классе от 30 до 40 человек. Никаких школьных завтраков и обедов нет, поэтому детям нужно давать еду с собой. Некоторым приходится учиться во вторую смену, а за неуспеваемость могут оставить на второй год.

© Фото: предоставлено героиней материала

Нас отпугнули плохие отзывы. Чаще всего родители жалуются на грязь в школах. Оснащение классов тоже оставляет желать лучшего — ученикам приходится сидеть за очень старыми партами. Рассказывают, что нередко случаются драки. И самое главное: в классах бардак и хаос, а многие ученики ни во что не ставят учителей. Видимо, из-за этого уровень образования в стране пугающе низкий.

Частные школы, напротив, кажутся раем. Практически каждая частная школа Антальи предлагает от 14 часов английского языка в неделю, а с третьего класса еще и второй язык — например, русский, испанский или немецкий. В классах при этом не более 15 человек, так что учитель успевает уделить внимание каждому. Еще один плюс в том, что в частных школах много русскоязычных детей — будет с кем общаться.

Уроки начинаются в 8:30, а заканчиваются в 17:00.

На занятиях по музыке дети не поют, а учатся играть на музыкальных инструментах; можно выбрать скрипку, пианино, гитару или ударные.

Занятия физкультурой тоже разнообразные: танцы, гимнастика, теннис, волейбол, баскетбол, акробатика и так далее. Кабинеты химии и физики похожи на настоящие лаборатории, есть даже предмет под названием «робототехника». Возле школы много зелени, спортивные площадки и места для отдыха.

Что касается онлайнового обучения, его выбирают люди, которые не хотят отдавать детей в турецкую школу. Ученики прикрепляются к определенной российской школе и занимаются самостоятельно, сдавая контрольные тесты согласно учебному плану. Мы решили, что этот вариант нам точно не подходит.

В итоге старших детей определили в частную турецкую школу. В Анталье это удовольствие стоит от 227 до 340 тысяч рублей в год. Торг возможен, и поскольку у нас двое школьников, мы бились до последнего.

Следующей важной задачей было получение вида на жительство.

Без него мы могли находиться в стране без выезда только 60 календарных дней и еще 30 после выезда. Турецкая миграционная служба работает четко и быстро.

Мы заполнили анкеты на сайте, подготовили документы и получили дату и время собеседования. В назначенный день управились с ним всего за час, а через неделю почтальон принес пластиковые карточки на всех членов семьи. На этом вопрос о статусе пребывания в Турции был закрыт.

У нас трое детей, и без помощи врачей мы пока не обходимся. При получении вида на жительство медицинская страховка оформляется в обязательном порядке, вот только количество услуг, которыми по ней можно воспользоваться, очень ограничено.

Русскоязычные любят ругать турецкую медицину. Судя по постам в соцсетях, детская стоматология в Турции действительно дрянь. Если ребенку нужны специальные конструкции во рту, лучше делать их дома. Найти хорошего зубного врача для взрослых тоже непросто, но шанс есть. Зато рожать в Турции, говорят, прямо круто. Кесарево — по желанию, все очень мило и бело-розово. Материально-техническое оснащение больниц превосходное. Любые анализы, снимки, все что угодно — сделают быстро, но дорого. При этом врачи, по слухам, не особенно компетентны. Если хочется услышать мнение профи, нужно записываться в университетскую больницу, где принимают профессора. Они, говорят, настоящие гуру, но это всегда платная услуга.

С апреля я дважды сталкивалась с местной медициной. Первый раз в июне, когда девятимесячная дочка подхватила ротовирус. Она у меня малыш, поэтому мы решили посетить врача. Больницы в Турции делятся на государственные и частные. Мы поехали в частную. Нам предложили оставить ребенка на сутки и прокапать.

Палата одноместная, комфортная, есть телевизор, ванная и спальное место для родителя.

Очень приветливый персонал и очень вкусный ужин. Кроме того, в каждой больнице имеется русскоязычный переводчик.

На следующий день нас выписали, а через пару дней я подъехала в страховой отдел и оплатила 200 лир (2,2 тысячи рублей), что составляло 20 процентов от общей стоимости нашего пребывания в стационаре (ни одна страховка здесь не покрывает все сто процентов расходов).

Второй раз был страшнее: дочка подавилась печеньем. Я вспомнила видео с уроками спасения, схватила ее за ногу, перевернула вниз головой и стала стучать по спине. Вообще не помогло, поэтому вручила ее старшему сыну, и мы понеслись в уже знакомую больничку, по-прежнему держа ребенка вверх ногами. На аварийке, проклиная все малолитражки на свете, мы за семь минут долетели до частной клиники. Я, сын с «перевернутой» дочерью, которая непрерывно кашляла и уже слегка посинела, и моя подруга, которую мы подхватили по дороге. Подруга судорожно объясняет нашу проблему и… получает совет ехать в государственную больницу.

Пять минут полета — и мы в государственной больнице. Картина та же, только дочь меньше кашляет. На стойке мне торжественно выдают анкету для заполнения, а малышке на ногу надевают пульсометр. Короче, в итоге она прокашлялась, нам сделали рентген за 200 лир, и мы поехали домой.

В общем, с медициной мы тоже справились, осваиваемся. Переезд — это не так страшно! Жизнь продолжается, море рядом, шесть месяцев пройдены — а подробности в нашем телеграм-канале @TurkeyLive.