Как правильно рассказать туристу про страховку

Десять самых популярных вопросов и готовые ответы на них Сделать поездку комфортной и безопасной для кошелька легко – достаточно оформить страховой полис. Хотя многие туристы относят его к дополнительным и необязательным расходам. Как просто и доступно объяснить клиенту, зачем и в каком объеме ему нужно страховать свой отдых, разъясняет Светлана Шваб, руководитель Дирекции страхования путешествующих АО «АльфаСтрахование». Что сказать туристу, если он не понимает, зачем ему нужен страховой полис? Если вам потребуется помощь в чужой стране, то именно полис обеспечит ее без нервов и лишних расходов. Ничего не стоит только самоуверенность, а за ее последствия придется расплачиваться очень дорого, причем как самим туристам, так их родственникам – некоторым приходится закладывать имущество или брать кредиты, чтобы оплатить транспортировку и дорогостоящее лечение. Человек может думать, что контролируете себя, но не может отвечать за действия своего соседа и тем более его собаки, к примеру. Стоит ли тогда говорить об уличных животных или, скажем, экзотических насекомых? И особенно важна предусмотрительность при путешествиях с детьми. Можно ли минимизировать риски туриста изначально? Легко: достаточно перед поездкой посетить врача и получить рекомендации о возможности посещения, и как вести себя в определенной климатической зоне. Это касается не только тех, кто страдает врожденными или хроническими заболеваниями, имеет склонность к аллергическим реакциям. Эта процедура желательна для всех: предупрежден, значит вооружен. Кроме того, необходимо заранее определиться с родом занятий во время отпуска: будет ли это активный отдых или исключительно пляжный режим – это позволит определить степень риска и, соответственно, размер их покрытия в рамках страхового полиса. Помимо этого, необходимо в первые несколько дней в новой для себя стране воздерживаться от употребления незнакомых продуктов, и во время всей поездки пить воду исключительно бутилированную. При посещении уличных кафе стоит обращать внимание на то, есть ли в них достойная санитарная зона с туалетом и рукомойником, – это поможет избежать проблем со здоровьем. От чего зависит стоимость страхового полиса? Стоимость зависит от объема страхового покрытия, возраста застрахованного, типа отдыха, страны пребывания и дополнительных рисков. Так, для детей и пожилых полис может стоить дороже. На что ориентировать туриста при выборе страхового полиса? Прежде всего надо ориентироваться на величину страховой суммы – это максимальная сумма, которая предусмотрена для покрытия всех рисков. Для подавляющего числа случаев достаточно страховой, рекомендованной нашем законодательством – эквивалент 2-х миллионов рублей. Для уверенности в покрытии расходов по тяжелым ситуациям надо выбирать страховую сумму в 50 тысяч условных единиц на человека – как правило, ее хватает на оказание медицинской помощи в тяжелой ситуации – это 20 тысяч, и еще 30 тысяч – на самолет санитарной авиации для транспортировки пострадавшего на родину. Для полной уверенности надо брать полис с максимальной суммой, которую может предложить страховщик. Обычно это 100 – 150 тысяч у.е. У всех стран единые требования к размеру страховой суммы? Для ряда стран минимальный размер страхового покрытия строго регламентирован: так, для Шенгена и Евросоюза это – 30 тысяч евро. Помимо этого, у ряда стран есть индивидуальные требования к полисам: к примеру, посольство Австрии требует, чтобы в период с 1 октября по 30 апреля он обязательно включал дополнительное покрытие занятий зимними видами спорта. Если поездка не предусматривает активного отдыха, то туристу необходимо предоставить в посольство подтверждение отказа от занятий спортом в письменном виде. Финляндия для въезжающих на краткосрочное обучение по студенческой визе требует покрытие не менее 150 тысяч евро. Большинство же стран никаких обязательных требований не предъявляет, перекладывая всю ответственность на самого туриста или принимающую сторону. Тут надо ориентироваться на здравый смысл и жизненную опытность: как далеко добираться домой, стоимость медицинских услуг в стране и пр. Обязательно ли прописывать спорт в полисе? При оформлении полиса необходимо указать, чем турист планирует заняться на отдыхе, иначе события, которые возникли именно при занятии тем или иным видом спорта попадут в исключения и расходы не будут покрыты полисом. При этом туристы, которые собираются заниматься экстремальным спортом – например, дайвингом, прыжками с парашютом, горными лыжами или ездой на горном велосипеде, – должны по определению выбирать полис с бо́льшей страховой суммой покрытия. Если включен экстрим, зачем еще дополнительные риски? Дополнительные риски – это потеря и/или задержка багажа, страхование от убытков при отмене поездки и классическое страхование от несчастного случая. Плюс страхование гражданской ответственности – это покрытие расходов на возмещение физического или имущественного ущерба, причиненного во время поездки третьими лицами. Всё это является огромным преимуществом, и у многих страховых компаний включено в покрытие, предусмотренное расширенным полисом. У туристов на отдыхе случилась серьезная проблема, что делать? Необходимо незамедлительно связаться с сервисной компанией по телефонам, указанным в страховом полисе. При звонке нужно сообщить фамилию, имя, номер и срок действия страхового полиса, свое местонахождение, номер контактного телефона для обратной связи и кратко описать возникшую проблему. От этого звонка зависит не только здоровье потерпевшего и скорость оказания медицинской помощи, но и возможность выполнения страховщиком взятых на себя обязательств – только после получения всей информации сервисная компания организует и оплатит оказание необходимой и достаточной медицинской и иной помощи. А если турист забыл купить или оставил готовый полис дома? Полис можно приобрести даже в поездке и оформить его онлайн. Однако страховщиком не будут признаны страховыми те события, которые произошли до даты начала действия полиса. А чтобы повсюду не носить с собой бумажный полис, лучше всего заранее записать, сфотографировать, сохранить в мобильном устройстве номер полиса с контактами сервисного центра – телефон всегда под рукой. Турист уже самостоятельно оплатил лечение – как вернуть деньги? Важно помнить, что прежде всего надо спасать жизнь и здоровье человека, и если ситуация не терпит промедлений, предпринять все доступные меры для спасения жизни. В этом случае нужно сохранить все документы по событию: медицинская рапорта, рецепты, чеки, подтверждающие оплату услуг. Самостоятельная оплата медицинской помощи может быть рекомендована сервисной службой для ускорения оказания медицинской помощи в незначительных случаях. Для возмещения расходов необходимо обратиться в офис страховой компании в течение 30 дней по возвращению из поездки и написать заявление, приложив к нему все имеющиеся документы. При квалификации произошедшего как страховой случай, страховщик компенсирует расходы в пределах страховой суммы и лимитов ответственности, установленных в полисе.