Ещё

Станет ли Чечня вторым Куршевелем? 

Станет ли Чечня вторым Куршевелем?
Фото: Инвест-Форсайт
 — глава экспертного направления консалтинговой компании Strategy Partners
После «феномена Никольской» страна ждёт продолжения туристического бума, и у всех российских регионов от Калининграда до Владивостока амбициозные планы. Как показывает пример Республики Чечня и других регионов, для успешного продвижения начинающим туристическим дестинациям важно хорошенько подготовиться, чтобы в «момент истины» быть во всеоружии и опередить конкурентов в глазах потенциального туриста.
Прошлогодний чемпионат мира по футболу в Москве словно пробил информационную стену в глобальном восприятии России как места, где иностранный турист может неплохо провести время. «Инстаграмы» и блоги заполонили фото счастливых болельщиков, не пострадавших ни от медведей с балалайками, ни от киношных русских бандитов.
Учитывая успешный опыт многих стран в такой ситуации, грех не воспользоваться новой известностью как рычагом для роста турпотока. И необходимые изменения в государственной машине были сделаны: прошлой осенью президент передал из подчинения в . У новых кураторов большие ожидания: в ближайшие 5-6 лет долю отрасли туризма в ВВП планируется увеличить вдвое и довести до 10%. В общем, туризм должен стать новым драйвером российской экономики — во всяком случае, по мнению наших государственных деятелей.
Во многих российских регионах давно ждали этих изменений в федеральных приоритетах и просили о дополнительной финансовой поддержке. Одни давно являются визитной карточкой страны, им просто не хватает средств на развитие инфраструктуры, несмотря на стабильно растущий спрос. Например, огромной популярностью и у внутренних, и у зарубежных туристов пользуется озеро Байкал. У других как раз сложности с позиционированием, например: в Чечне, где свежеотстроенные отели пока простаивают полупустыми, несмотря на рост числа туристов на 50% ежегодно.
Общественное мнение до Грозненского моря доведет
Но федеральная поддержка — не главный фактор успеха, и именно пример Чечни это хорошо подтверждает. Объективно в Чечне масса достопримечательностей при пока ещё низком уровне цен и лучшей среди кавказских республик гостиничной инфраструктуре. Чечне есть что предложить и зарубежным туристам, скажем, гостям из стран Персидского залива: лететь недалеко, готовят вкусно и, что немаловажно, с соблюдением халяля, а на «Грозненском море» есть отдельные полностью огороженные пляжи для женщин.
Не нуждается Чечня и в дополнительной известности. Уже давно республика — один из наиболее известных российских регионов. Негативная сторона этой известности уже перестаёт быть сдерживающим фактором и внутри страны, и для туристов из-за рубежа. Как подтверждают опросы российских путешественников, для Чечни главное — красочно, в деталях и по нужным каналам донести до целевой аудитории информацию о существующих достопримечательностях и преимуществах, используя факты и реальные истории поездок в республику обычных людей — как россиян, так и иностранцев. Нужна системная работа с общественным мнением для понимания ожиданий и возражений будущих туристов и готовность к тому, что эти ожидания всё время меняются.
Ставка на цифровой имидж
Если обобщить, для ускоренного развития туризма регионы фокусируются на двух «моментах истины». Первый складывается из того, что говорят и пишут в интернете, например, какие видеообзоры о вашем регионе есть в Youtube и какой у вас рейтинг и отзывы на платформах вроде Tripadvisor. Во многих индустриях этот опыт уже играет решающую роль для клиента в том, чей продукт он купит. Второй — это впечатления туриста о поездке в регион, которые буквально в режиме реального времени наслаиваются на его цифровой образ. Как видно, эти моменты неразрывно связаны, но для российских регионов первый сейчас объективно важнее второго. Не все регионы в ближайшее время смогут создать достойные условия для туристов, однако успешное продвижение в цифровом мире доступно каждому, для этого требуются скорее компетенции, чем масштабный финансовый ресурс.
Ответственные за развитие туризма в регионах уже осознали важность цифрового имиджа. Если говорить о конкретных примерах, с продвижением по правилам цифровой эпохи в Чечне активно экспериментируют. У проекта Visit Chechnya два миллиона подписчиков в «Инстаграме», цифровые коллаборации с  (мобильный гид для российских туристов) и 2ГИС (интерактивная карта с маршрутом по достопримечательностям Грозного), планы на использование технологий виртуальной реальности для продвижения турпродуктов. В какой-то мере местное Министерство туризма повторяет успешный опыт зарубежных конкурентов (в первую очередь Грузии), а в некоторых аспектах их уже опережает. Например, релевантные для российских туристов ролики на Youtube о Грозном сегодня на 20% более популярны, чем аналогичные видео о Тбилиси, и эти ролики комментируют на 30% активнее.
Центральная мечеть им. «Сердце Чечни» и здания высотного комплекса «Грозный сити» в Грозном. Саид Царнаев / РИА Новости
Освоить WeChat, Weibo и Qzone
Но несмотря на высокую известность и реальные достижения в цифровом продвижении, у Чечни огромный потенциал для улучшений. Низкая активность в WeChat, Weibo и Qzone отсекает регион от потенциальных туристов из Китая: по данным IPSOS, для 71% местных туристов WeChat — основной канал для того, чтобы поделиться впечатлениями о поездке. С блогерами из России, Великобритании, Индии, Пакистана и Омана, которые и сформировали основной видеоконтент о Чечне, сотрудничество пока не налажено, в результате природные достопримечательности региона в соответствующих блогах были недостаточно освещены. Наконец, бурная интернет-активность должна конвертироваться в реальную осведомлённость потенциальных туристов о ключевых достопримечательностях, но про Аргунское ущелье, озеро Кезеной-Ам или Ведучи знают лишь 3-4% активных путешественников из российских городов миллионников из числа уже бывавших на Кавказе. В итоге многие туристические продукты республики пока недопроданы, а продолжительность типичного визита менее 2 суток.
В России достаточно регионов с яркими достопримечательностями, но информацию о них нужно адресно донести до потенциальных туристов. Цифровое продвижение в туризме — отдельный мир с множеством тонкостей. Чечне важно освоить эту дисциплину, чтобы выиграть борьбу за потенциального туриста, не потратив весь бюджет развития.
Видео дня. Смертоносные монстры Амазонки
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео