Что нужно сделать, чтобы в Крыму стало «как в Турции»

Недавний пост общественника Александра Горного взбудоражил представителей турбизнеса. На своей странице в Фейсбуке он рассказал о том, что в этом году в Крыму, несмотря на наплыв отдыхающих, турбизнес недосчитывается денег: выручка отелей упала на 20–40 %. Корреспондент HotLine.travel выяснял, так ли всё обстоит на самом деле.

Что сделать, чтобы в Крыму стало «как в Турции»
© HotLine.travel

Падение покупательной способности

Судя по официальным данным, отдых в Крыму бьет новые рекорды: каждые 6 минут воздушная гавань Симферополя принимает или отправляет самолет, к данному моменту на полуострове уже отдохнуло более 5 млн человек. По прогнозам главы крымского парламента Владимира Константинова, к концу года эта цифра подрастет до 7,5 млн.

Но, как говорится, было гладко на бумаге, да забыли про овраги. О них на прошлой неделе и заговорил общественник Александр Горный, известный острыми высказываниями. В своем посте он ссылается на общение с представителями крымской туротрасли, а среди основных трендов этого сезона выделяет следующие: «народ поехал, основная масса туристов на автомобилях. Кочуют по Крыму, останавливаясь на два-три дня, чем очень сильно бесят отельеров и частный сектор; массовый турист не готов платить выше 2500 руб. за номер, большинство снимает по 1200–1800 руб./сутки на семью. Цена койко-места 250–300 руб. и не выше; дешевые столовые еще в тренде, но кухня в номере предпочтительнее для многих туристов, которые везут с собой мешки продуктов; в Крыму цены однозначно выше, особенно в курортных поселках; отельеры просели на 20–40 % в выручке по сравнению с прошлым годом, а косты выросли…»

Пятьдесят оттенков серого

Это заявление вбило клин между представителями туротрасли. В комментариях к посту многие выражают солидарность с автором: сезон плохой. Эксперты по внутреннему туризму, опрошенные HotLine.travel, недоумевают – блогер, видимо, не знает всей картины.

«Естественно, у каких-то отелей были провальные периоды. Но есть и те, которые стоят битком весь сезон. Например, все три наших объекта в этом году показывают рост выручки от 20 до 35 %», – сказал руководитель управляющей компании «Ателика» Алексей Высоканов.

Его поддерживает и директор управляющей компании «Хеппи сизонс хотелс групп» Сергей Щеголев. По его словам, все шесть отелей сети, работающих в Крыму, успешно выполняют годовые показатели по доходу, да и у крупных операторов рынка – больших отелей, санаториев, пансионатов – тоже всё в порядке.

«Ноет «серый» бизнес – те, у кого в огороде «частное домовладение» на 50 номеров, которые не оформляют официально сотрудников, не платят за них налоги, не дают рекламу, не работают должным образом со своим сайтом и с ОТА. Естественно, к ним не идут на работу специалисты, а работают те, кого не взяли или выгнали из нормальных отелей. И уровень сервиса в таких объектах катастрофически низкий. А «сарафанного радио» никто не отменял. Это и прежде – самый эффективный канал продаж», – заключает он.

Но дело не только в неконкурентоспособности крымских мини-гостиниц формации.

Городская среда в Крыму – как ботинки у Жванецкого

Сезон в Крыму в этом году действительно непростой, но связано это с погодой – лето выдалось холодным и дождливым, из-за чего были отказы от брони в отелях. По поводу платежеспособности гостей Крыма отзывы разные. С одной стороны, эксперты не согласны с тезисом о том, что Крымский мост стал «порталом» для бюджетных туристов, которые экономят на всём. По их оценкам, на полуострове действительно стало многолюднее, едут люди разного достатка. С другой – помимо жалоб отелей есть другие признаки, которые показывают, что туристы экономят. В частности, массово пересели с такси на общественный транспорт. По словам представителей сегмента частных перевозок, их доходы в этом году реально просели.

По мнению наблюдателей, к снижению бюджета поездок приводит продолжающееся расслоение общества по уровню доходов и вымывание среднего класса.

«В условиях кризиса, в котором мы находимся уже не первый год, у людей падает покупательная способность, что приводит к снижению средних чеков, к меньшему использованию каких-то сервисов. Это характерно для всех мест отдыха людей, независимо, идет речь о Крыме или нет», – говорит коммерческий директор туроператора АЛЕАН Оксана Булах.

Стоит ли удивляться, что в этих условиях туристы экономят и в целом тщательнее подходят к выбору места отдыха? Тем более что вариантов очень много.

«Посмотрите на беспрецедентный рост потока российских туристов в Турцию в этом году. Прогнозы уже говорят о росте до 6 млн до конца года. А ведь средний доход на туриста там выше, чем в Крыму. Есть те, кто готовы платить за качество, но в Крыму его просто нет. Городская среда, набережные – всё это выглядит очень непривлекательно. В целом она напоминает советские ботинки у Жванецкого: «Для тех, кто не видел импортных, наши – во!» – говорит гендиректор компании «Индиго девелопмент» Роман Еремян.

Отели «как в Турции» – у нас убыточные

Большая часть турпотока в Крым и Сочи – невыездные и члены их семей. ФССП закрыла выезд 3,7 млн должникам. 2,5 млн человек – это разнообразные силовики и с формами допуска к гостайне. Итого 6 млн плюс еще минимум 8 млн – члены их семей. Почему же нет предложения, сравнимого с турецким по соотношению цена / качество? Наблюдатели рекомендуют адресовать вопрос регуляторам туристической отрасли. Конечно, и ответ должен касаться не одного Крыма. Еще месяц назад «Опора России» направила в Минэкономразвития предложения по поддержке отечественной туротрасли, среди которых: компенсация инвесторам, вкладывающимся в объекты туриндустрии, затрат на ЖКХ, введение нулевой ставки ряда налогов для туроператоров, отельеров и авиаперевозчиков, возмещение их расходов на энергоресурсы, снижение ставки по кредиту и помощь с продвижением за рубежом. Однако воз, а точнее, предложения и ныне там.

В той же Турции с 1982 года туризм управляется осознанно и дает 19 % ВВП страны. При длительности сезона на 30 % больше землю для строительства отелей необходимого качества министерство туризма предоставляет бесплатно, подводит сети; специальный банк развития туризма дает кредиты на строительство и реконструкцию 2–4 % в лирах и на 15 лет; необходимое оборудование и материалы завозятся из-за рубежа без ввозного НДС и пошлин. На операционной стадии НДС – 6 %, отчисления в соцфонды – 6 %, налога на имущество нет, земля предоставлена в пользование, налог на прибыль не взимается до полной окупаемости собственного капитала, 50 % затрат на энергетику компенсируется, что дает возможность прогревать бассейны и увеличивать продолжительность сезона.

По словам Романа Еремяна, попытка строительства в Крыму или Сочи аналога среднестатистического отеля в Турции с удержанием таких же цен сделает проект планово убыточным.

Но даже если появятся конкурентные условия для инвестиций, и Сочи и Крым столкнутся с последствиями хищнического использования земель, пригодных для развития туризма.

«Строительство среднего современного курортного отеля на 500–800 номеров с развитой инфраструктурой требует не менее 15 га земли. Строительство интегрированного курорта на 2000–3000 номеров – не менее 25–30 га. В курортных районах с доступом к пляжам просто не осталось свободных крупных ровных участков. Всё отдано под хаотичную застройку или занято самостроем», – приводит доказательства эксперт.

Игры вбелую

Если вернуться к возмутителю спокойствия Александру Горному, то в своем посте он делает прогноз, что «сезон 2020 года, возможно, и станет более массовым, но с финансовой точки зрения будет еще хуже для туротрасли – косты вырастут, а маржинальность снизится».

Сергей Щеголев считает, что не стоит нагонять тучи на безоблачное крымское небо. По его мнению, счастье собственников отелей, крупных пансионатов и санаториев – в их собственных руках.

«Я бы посоветовал им всё-таки подумать о работе с крупными, проверенными управляющими компаниями. Благо их на рынке Крыма предостаточно. Бизнес в любом случае рано или поздно выведут вбелую, такого конкурентного преимущества, как неоплата налогов и отсутствие затрат при работе с ФМС, МЧС, Роспотребнадзором и т. д., скоро не будет. Выживать станет еще сложнее. Надо думать о будущем. Уверен, что следующий сезон будет удачен для тех, кто уже усвоил динамическое ценообразование, индивидуальную подстройку работы служб отеля под «своего гостя» и мотивацию сотрудников отеля, связанную с личными и командными результатами», – говорит он.

По мнению экспертов, турбизнес в Крыму должен понять, что нельзя жить прошлым с его шалманами по побережью – современным туристам есть с чем сравнивать, и только лишь Ласточкиным гнездом и Роман-Кошем их не проймешь. Он, наконец, должен понять, что конкурирует со страной, где туризм уже 40 лет поддерживается государственной машиной. Необходимо, объединив усилия, доносить до государства, что пока не будет положен конец безобразию с застройкой курортных земель и отвратительным состоянием благоустройства общественных пространств, включая набережные, пока не будет системы стимулирования строительства конкурентоспособных на мировом уровне отелей, отрасль продолжит деградировать.

«У нас и так уже прямые доходы от туризма (т. е. все прямые доходы отрасли) в расчете на номер 18 000 $ в год, а в той же Турции – 58 000, в Испании – 68 000.

Из страны каждый год вылетает с туристами денег почти в 2 раза больше, чем Россия зарабатывает на экспорте вооружений. Деньги есть в индустрии, но условия таковы, что в России просто нет смысла инвестировать в конкурентоспособные на международном рынке проекты из-за абсолютно неконкурентных инвестусловий и полного хаоса в управлении отраслью», – подводит итог Роман Еремян.