«Когда путешествуешь самостоятельно, за такси можешь заплатить как за перелет»

«Людям только кажется, что они самостоятельно бронируют отели и билеты, потому что онлайн-сервисы – это такие же предпринимательские структуры, просто они работают в другом формате. Они не имеют финансового обеспечения по выездам как за рубежом, так и внутри страны, а некоторые, если не многие, находятся вне российской юрисдикции. В случае потребительских конфликтов шансов вернуть средства практически нет. Устойчивый потребитель, который летает в Европу, прежде всего по делам, может сам организовать свою поездку. Зачем ему оператор? Шенген дают не на один год. В этом ничего плохого нет. Что касается массовых направлений отдыха, таких как Таиланд, Турция, Кипр, то туда дешевле и безопаснее лететь организованно, и клиент это понимает, потому что в случае возникновения проблем им, во-первых, помогут выехать через ассоциацию «Турпомощь», во-вторых, компенсируют траты через страховку или фонд персональной ответственности, который у каждого оператора есть. Самостоятельные туристы в подобной ситуации должны сами покупать билеты и выбираться из чужой страны либо вынуждены обращаться в консульства. Есть немало таких случаев. Поэтому безопасней путешествовать в организованной группе. Еще одна тенденция – туроператоры формируют туры из универсальных продуктов, и у клиента создается впечатление, что идет индивидуальный подбор, что хорошо для потребителя и важно для компании, потому что сегодня самое главное – не потерять клиентов. Самостоятельные поездки больше развиты на внутреннем рынке – это процентов 70 туристов, потому что условия другие: правовая защита есть, билеты можно самому приобрести. Хотя и здесь стали чаще обманы. Вообще те, кто летит не по турпакету, выбирают такой вариант отдыха не только из желания сэкономить, но и ищут какой-то уникальный вариант, который, как им кажется, не может предложить турфирма. Как правило, это заблуждение, потому что у профессионалов есть гораздо больше вариантов. Если говорить о финансовой составляющей, то, как правило, организованный тур процентов на 20 дешевле. Выгоднее лететь чартером. К тому же на месте у самостоятельного туриста могут возникнуть большие непредвиденные расходы. Если группу встретят, организуют трансфер, то отдельный путешественник может заплатить за такси, к примеру, как за перелет. Особенно не стоит рисковать, когда вы летите с семьей, с детьми, за которых вы несете ответственность. Вообще туризм – это низкомаржинальный бизнес, сверхприбыли там нет. Тур формируется оптимально, а это ведь услуги разных поставщиков: авиаперевозчиков, отельеров, экскурсионных компаний и прочих. Потому оператору надо как через угольное ушко проскочить, чтобы, с одной стороны, не отпугнуть клиента, а с другой – не разрушить бизнес. Сказать, что оттого что больше стали ездить самостоятельно, страдает бизнес, нельзя. Просто это другой формат: компании продаются другие услуги. Да, идет укрупнение бизнеса, в жесткой конкурентной борьбе выигрывают компании, которые имеют больше диверсифицированных продуктов и по направлениям, и по условиям. Многие операторы имеют свои онлайн-сервисы, услуги которых путешественники и покупают». Фото: ФедералПресс/Мария Гридина