Смерть на отдыхе в Хургаде

Причины и последствия трагического инцидента в популярном отеле Загадочная смерть пятилетнего мальчика из России в Хургаде и последовавшие за ней резкие заявления официальных ведомств России стали главной темой недели. Вновь актуален вопрос – безопасен ли отдых в Египте, могут ли туроператоры и турагенты отправлять туристов на курорты Красного моря через третьи страны. Постараемся разобраться и в самом инциденте, и в его последствиях. Что случилось в Хургаде Ужасный, трагический случай произошел на прошлой неделе. Мальчик 2014 года рождения отдыхал вместе с мамой и отчимом в популярном отеле Aladdin Beach Resort в Хургаде, но при странных обстоятельствах умер. Об этом стало известно из публикации на странице Фейсбука Генконсульства России в Хургаде. Дипломаты рекомендовали воздержаться от проживания в этой гостинице «в связи с недавно произошедшими случаями острого отравления российских граждан и смерти ребенка». Никаких подробностей не сообщалось. В комментариях пользователи соцсети обратили внимание, что случай отравления в этом отеле действительно был, но в 2015 году. Сейчас же причинно-следственная связь между смертью мальчика и качеством питания не установлена – расследование еще ведется. Если бы ситуация действительно была острой, появилась бы информация о других заболевших туристах, – резонно замечали наблюдатели. Но такой информации обнаружить не удалось. Даже наоборот – в комментариях к публикациям очевидцы сообщали, что ситуация в отеле нормальная. Это HotLine.travel подтвердил и руководитель одного из турагентств. В Aladdin Beach Resort отдыхают его клиенты, жалоб не было. Тем не менее 20 мая Ростуризм опубликовал заявление, в котором со ссылкой на консульство утверждал, что в «результате случая острого отравления российских граждан в отеле Aladdin Beach Resort наступила смерть ребенка 2014 года рождения». «Ни персонал отеля Aladdin Beach Resort (г. Хургада), ни его медсостав не предприняли усилий по вызову для недомогающих россиян квалифицированных специалистов, им не был поставлен диагноз, не были взяты соответствующие анализы», – утверждает Ростуризм. Однако, по данным страховой компании ERV, полис которой имелся у семьи, медпомощь была оказана. 16 мая ребенок почувствовал себя плохо. В тот же день родители обратились к страховщику, ребенка отвезли в больницу, взяли анализы, поставили предварительный диагноз и отправили обратно в отель. 17 мая мальчику стало хуже, его поместили в реанимацию, где он, к несчастью, умер. Что стало причиной, страховщик не сообщает – диагноз компания разглашать не вправе. Единственное, что известно, – речь о неком «остром заболевании». Представители самого отеля ситуацию пока официально не комментируют. С журналистами разговаривают только сотрудницы службы guest relations, которые утверждают, что пищевого отравления не было. И выдвигают версии, что ребенок умер в результате интоксикации от передозировки препаратами. По словам одной из сотрудниц, в комнате, где жила семья, якобы обнаружены дополнительные лекарства и просроченные продукты. Очевидно, что составить внятную картину произошедшего из всего этого составить сложно. Остается много вопросов как к самому отелю (почему до сих пор он не выразил хотя бы соболезнование в связи с гибелью ребенка?), так и к родителям. По информации сотрудников гостиницы, мать и отчим ребенка просто уехали в Россию, не дождавшись результатов вскрытия и итогов расследования. Кстати, учитывая огласку, информация, вероятно, появится очень скоро. Удар по репутации Что касается последствий, то они видны уже сейчас. Прежде всего, очень сильно пострадала репутация отеля Aladdin Beach Resort, а также соседнего Alibaba Palace, который принадлежит тому же владельцу. Изначально в заявлении Ростуризма фигурировало именно название Alibaba, хотя семья проживала в Aladdin. Ранее эти гостиницы считались одними из самых популярных у туристов из России. Но сейчас после того, как Генконсульство и Ростуризм выступили с рекомендациями обходить отель стороной, наверняка будет спад продаж. Тем более что отель не принял никаких мер, которые в этой трагической ситуации позволили бы поддержать его имидж семейного курорта. Под удар попал и туроператор «Пегас Туристик», по туру которого семья приехала в Египет. Ростуризм в своем заявлении процитировал Закон РФ «О защите прав потребителей» и Правила оказания услуг по реализации турпродукта, в соответствии с которыми услуга должна быть безопасной для жизни и здоровья клиента. «Реализация турпродукта, включающего перевозку туристов с территории Российской Федерации воздушным транспортом в города Египта, за исключением г. Каир, не соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2015 г. № 553 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий». Подобные действия со стороны отдельных туроператоров могут представлять собой угрозу жизни и здоровью российских туристов, поскольку не обеспечивают защиту граждан Российской Федерации от возможных преступных и иных противоправных действий. Соответствующие обращения были направлены Ростуризмом в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Роспотребнадзора», – сообщает Ростуризм. Тем самым регулятор недвусмысленно дает понять, что продажа туров в Египет через третьи страны расценивается им как реализация небезопасной услуги. А за нарушения надо отвечать. Можно ли продавать Египет Сам туроператор считает, что он работает в правовом поле и не нарушает указа президента. «Мы не осуществляем продажу туров с вылетами из России на территорию Арабской Республики Египет на рейсах российских авиакомпаний. Мы предлагаем турпакеты с перелетом Анталья – Хургада, Анталья – Шарм-эль-Шейх. В Турцию летают самолеты различных авиакомпаний, и туроператоры (в том числе и мы), которые грузят борта или берут блоки мест, могут продать туристам билеты на этих рейсах. Мы не видим какого-то нарушения закона в этом», – отметила генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная. Но даже если с формальной точки зрения нарушений нет, наблюдатели допускают, что под давлением официальных структур туроператор будет вынужден свернуть продажи. Кстати, такие прецеденты уже были. В 2015 году «Пегас» предлагал отправиться в Египет через Израиль, но в итоге был вынужден отказаться от этой практики. Впрочем, совсем недавно, в прошлом году, туроператор повторил этот эксперимент, а не далее как в январе-феврале провел еще один – предлагал туры в Египет с прилетом через Иорданию. В этих случаях осуждающей реакции Ростуризма почему-то не было. А в ответ на обращения турагентов, которые требовали разъяснений, Ростуризм сообщал, что не имеет полномочий. Именно такой ответ получил, в частности, Антон Горальчук, руководитель «Сихорс-Турс». Цитируем: «А Модулева отвечает на Ваше обращение № 17957: Федеральное агентство по туризму в связи с Вашим электронным обращением по вопросу отправки туристов из России в аэропорты Арабской Республики Египет из г. Екатеринбурга в нарушение действующего законодательства сообщает, что в соответствии с Положением о Ростуризме, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 901, Ростуризм не обладает функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Функции по государственному контролю и надзору за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (включая Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452), возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Учитывая изложенное, Ваше обращение направлено в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области для принятия мер в рамках компетенции указанного ведомства». Кстати, Ростуризм сдержал слово и спустя какое-то время Горальчук действительно получил ответ из Роспотребнадзора (есть в распоряжении редакции). Цитировать его не имеет смысла, так как письмо представляет собой образец бюрократического стиля – написано много, но ничего не понятно. Смысл такой. Ведомство сообщило, что прежде чем обращаться в Роспотребнадзор, потребитель должен был сначала обратиться в компанию, которая, по его мнению, нарушила его права. Почему вчера было можно продавать туры в Египет через Турцию, а сегодня – нельзя? Ответа на этот вопрос нет. Как и понимания, какое отношение маршрут перелета имеет к случившемуся в отеле Aladdin Beach Resort. Похоже, что, поспешив опубликовать заявление с осуждением «неправильного» способа реализации туров в Египет, в Ростуризме просто перестраховались. Кстати, страница Генконсульства РФ в Хургаде, которое первым сообщило о смерти мальчика и призвало бойкотировать отель, уже удалена из Фейсбука. Видимо, дальнейшую публикацию новостей о ситуации в Египте начальники из МИДа сошли излишней – и так дел много, а тут такой скандал.

Смерть на отдыхе в Хургаде
© HotLine.travel