Здесь вам не Китай

Гонконг — отличное направление для нашего туриста, ведь россияне могут тут находиться до двух недель без визы. И хотя с первого взгляда кажется, что в одном из главных финансовых центров мира нечем заняться помимо осмотра небоскребов и поедания китайской лапши, история Гонконга похожа на остросюжетный фильм. И именно история во многом предопределила особое место этого города-острова на карте Китая. «Лента.ру» узнала, как Гонконг сохраняет свою индивидуальность в ходе глобализации и синоизации.

Здесь вам не Китай
© Lenta.ru

Попасть в ресторан «Веранда» в районе Репалс-Бей нелегко: надо бронировать столик за неделю ради популярного в Гонконге развлечения — дегустации английских чаев высшего сорта в элегантной фарфоровой посуде с мини-закусками, свежеиспеченными булочками, сэндвичами и десертами. Классический английский afternoon tea (дневной чай) — удовольствие дорогое. В «Веранде» цена на двоих составляет около пяти тысяч рублей, но очередь сюда стоит ради того, чтобы выпить чай в колониальных интерьерах восстановленной бывшей гостиницы.

© Ксения Шайхутдинова

Пока гости наслаждаются чаем на веранде с видом на главный пляж Гонконга, вдалеке нескончаемой вереницей один за другим проплывают гигантские танкеры и сухогрузы. В исторических залах ресторана можно легко представить, как 200 лет назад британские колонизаторы так же попивали Эрл Грей с молоком, наблюдая за проходящими мимо судами. Тогда трюмы многих кораблей были набиты контрабандным опиумом.

«Ароматная бухта»

Это все началось из-за чая. Трудно поверить, что обычный кустарник может стать причиной миллионов смертей и поводом для появления одного из крупнейших мегаполисов мира. И тем не менее именно чаю Гонконг обязан своим существованием.

Также известный как Сянган, Гонконг расположен на юге КНР, в Южно-китайском море. Название города расшифровывается как «Ароматная бухта» и относится к тем временам, когда на его месте находились рыбацкие деревушки, занимавшиеся, помимо прочего, торговлей благовониями и ароматной древесиной.

Город раскинулся на 260 островах, включая главный остров Гонконг, на полуострове Каулун и Новых территориях — материковой части Гонконга, граничащей с Китаем. Хотя Гонконг юридически относится к КНР, фактически это район с собственной культурой и языком, официально независимой социальной и финансовой системами, визовым режимом и границей с остальным Китаем. А все потому, что более века назад Гонконг был британской колонией.

Изначально британцы приплыли в Китай за специями, фарфором и самым ценным товаром — чайным листом. Спрос на него в Европе был столь велик, что за чай приходилось платить чистым серебром. Но в какой-то момент цена оказалось слишком большой, и в ход пошел опиум. Английские купцы при поддержке британского правительства начали нелегально завозить наркотик из Индии в Китай. А серебром, полученным от китайских курильщиков опиума, расплачивались за чай. Опиумная зависимость быстро распространилась по стране, обрушив экономику Китая. Когда местные чиновники конфисковали и уничтожили очередную партию опиума, Великобритания использовала это как повод для объявления войны.

© Ксения Шайхутдинова

По итогам двух выигранных опиумных войн во второй половине XIX века Великобритания оформила право пользования островом Гонконг и прилегающими территориями на 99 лет (до этого они считались оккупированными). За это время на месте деревень и рисовых полей возник один из главных финансовых центров мира. В 1997 году договор аренды закончился, и Гонконг вернули Китаю.

Сейчас мегаполис находится в переходном состоянии. До 2047 года Пекин обязался сохранить в Гонконге местную валюту, свободные рыночные отношения и обещал не вмешиваться во внутреннюю политику города.

Британский маршрут

Помимо традиционного английского чаепития, в Гонконге многое напоминает о колониальном прошлом. Это, в частности, относится ко всему, что связано с транспортом и навигацией. В отличие от материкового Китая, в Гонконге левостороннее движение, здесь сохранились английские названия улиц, по дорогам проносятся даблдекеры (двухэтажные автобусы), а метро вызывает ностальгию у коренных лондонцев.

Но нас с первого взгляда покорили старые пирсы в районах Tsim Sha Tsui и Central. Кажется, что в их викторианских стенах время замерло. Все здесь напоминает о промышленной революции, которая когда-то вывела Англию на передовую мирового прогресса. Купив ярко-зеленый жетон, мы проходим турникеты и садимся на Star ferry («Звездный паром») — так называются старинные английские паромы, которые уже больше 100 лет курсируют через бухту Виктория между полуостровом Каулун и островом Гонконг.

Это одно из самых популярных и, что особенно приятно, доступных туристических развлечений: поездка в одну сторону стоит примерно 30 рублей. Пока гости города делают селфи на фоне приближающихся небоскребов острова, есть время рассмотреть поближе старинное судно. Лакированные деревянные скамьи, надписи белой краской на китайском и английском, трубы и стимпанковские металлические заклепки — все это выглядит аскетично и стильно.

Но «Звездный паром» — не единственное сохранившееся чудо индустриальной мысли. Остров Гонконг можно проехать насквозь на сказочном и таком же старом (и таком же дешевом) двухъярусном трамвае. Туристы, конечно же, сразу бегут на второй этаж по узкой лесенке, но крупным европейцам порой сложно не то что развернуться — расправить плечи в почти игрушечном вагончике. Покатавшись вдоль небоскребов и колониальных особняков, время подняться на главную туристическую точку притяжения Гонконга — пик Виктория.

© Ксения Шайхутдинова

И туда тоже можно добраться на старинном транспорте! По старой узкоколейке со скрипом и треском поднимается маленький «паровозик из Ромашково». Правда, чтобы на него пробиться, придется отстоять часовую очередь. Но вид с вершины стоит мучений (менее ярые поклонники старины на пик могут доехать на такси, автобусе или подняться пешком).

С пика открывается открыточный вид на небоскребы острова Гонконг, бухту Виктория и полуостров Каулун. Лучшее время для визита — предзакатные сумерки, когда здания включают подсветку, а фотографии для Instagram получаются особенно выразительными.

Китайских дух

В димсамную «Тим Хо Ван» (Tim Ho Wan) в любое время суток стоит очередь, а внутри яблоку негде упасть. Еще бы — много ли в мире ресторанов с мишленовскими звездами, в которых блюда стоят в среднем 300 рублей? Хотя назвать «Тим Хо Ван» рестораном можно с натяжкой — это сеть местного фастфуда, известного как димсам, где обслуживание занимает считанные минуты, а после еды не принято долго засиживаться за столом.

Димсамы в кантонской кухне традиционно едят на завтрак. Это приготовленные на пару китайские пельмени, булочки, овощи и мясные закуски, которые подаются в бамбуковых кузовках и запиваются пуэром или зеленым чаем. Димсамы — неотъемлемая часть гонконгского чаепития. Среди многообразия димсамов в нашем личном топе оказались пельмени с креветкой, овощами, паровые булочки со свининой и восхитительный ма лаи го (ma lai koh) — воздушный яичный бисквит на пару.

Начав день как настоящие гонконгцы, мы расплачиваемся на кассе и выходим на улицу в район Монкок, расположившийся на полуострове Каулун. Это, пожалуй, самая аутентичная часть Гонконга. Здесь на многолюдных улочках пыльные магазины и древние мастерские сменяются овощными рынками и развалами китайского ширпотреба. Над головой нависают многоэтажные дома-монстры с бесчисленными кондиционерами, развешанным бельем и захламленными балконами. Монкок — самый густонаселенный район города, здесь проживают преимущественно малообеспеченные этнические китайцы.

Многие ютятся в так называемых sub-divided flats — «разделенных квартирах», подобии советских коммуналок, где на человека может выделяться меньше двух квадратных метров личного пространства. Главные достопримечательности района — ladies market («женский рынок»), goldfish market (рынок с золотыми рыбками), цветочный и птичий рынки. На пересечении цветочного рынка и рынка золотых рыбок нас настиг еще один гонконгский стритфуд — вернее, его запах, который мы сначала приняли за запах прорвавшей канализации.

© Ксения Шайхутдинова

Когда в глазах защипало от невыносимой вони, мы начали ускорять шаг, недоуменно посматривая на людей, продолжавших что-то спокойно жевать. Потом нам рассказали, что это запах вонючего тофу, популярной уличной закуски. Более того, относительно недавно это был неофициальный запах всего Гонконга. Еще пару десятков лет назад торговцы соревновались в том, чей тофу более вонюч, пока правительство не решило, что эта традиция не идет на пользу имиджу города. Говорят, лучшие закусочные можно было унюхать за несколько кварталов.

Запад встречается с Востоком

Когда мы прилетели в Гонконг, ожидали увидеть интернациональный мегаполис с головокружительными небоскребами и красивой дорогой жизнью. Небоскребы мы увидели, но оказалось, что за глянцевыми фасадами современной архитектуры скрываются древние традиции и культура Востока, а также менее приглядные стороны большого города. Нет, Гонконг нас не разочаровал, он просто оказался другим, более контрастным и непредсказуемым. На одной улице — брендовые бутики с очередями китайских туристов, а на соседней — мужчины арабской внешности весело зазывают посмотреть их «Фенди», «Гуччи» и «Ролексы» в подвале дома.

Здесь улицы с припаркованными Bentley и Porsche убирают пожилые люди, которые работают за минимальную зарплату, чтобы оплатить койко-место в коммуналке. А в получасе езды на пароме или автобусе от высоток, хайтека и прочей dolce vita находятся практически первобытные деревни, необитаемые острова и дикие пляжи с белым песком и лазурной водой. Вначале кажется, что одно должно противоречить другому, однако у гонконгцев есть чему поучиться. За сотню лет под британским правлением они смогли сохранить самобытность, а последние 20 лет жители мегаполиса активно отстаивают свою «западность», прямо заявляя, что Гонконг — это не Китай.

Кстати, на колонизаторах история чая в Гонконге не заканчивается. Вечером мы прогуливаемся по улице Hollywood Road на острове Гонконг. Некогда она служила границей, по разные стороны которой жили местные люди и колонизаторы, а сейчас это главный городской променад со стрит-артом, магазинами и кафе. В одной неприглядной забегаловке мы заказываем главный гонконгский стритфуд — чай с молоком (milk tea).

Изначально традиции чаепития у британцев и местных были совершенно разные: классический английский чай обязательно подается с молоком, в то время как в Китае уверены, что ничто не должно осквернять чайный лист. Однако общая любовь к чаю победила. Сегодня милк ти — это не английский, не китайский, а совершенно самобытный гонконгский напиток, который олицетворяет гармонию Востока и Запада, достигнутую на территории одного города.