Ещё
Что нужно знать, чтобы не попасть в тайскую тюрьму
Что нужно знать, чтобы не попасть в тайскую тюрьму
Новости путешествий
Солнце, море и сексуальный шпагат
Солнце, море и сексуальный шпагат
Новости путешествий
Три места, куда не стоит ехать в путешествие
Три места, куда не стоит ехать в путешествие
Новости путешествий
Россиянам запретили ввозить овощи и фрукты в Европу
Россиянам запретили ввозить овощи и фрукты в Европу
Новости путешествий

Как на миллионах туристов из Китая в Москве зарабатывают их же земляки 

Как на миллионах туристов из Китая в Москве зарабатывают их же земляки
Фото: Вечерняя Москва
Китайские туристы в столице оставляют ежегодно более миллиарда долларов. Почти весь рынок обслуживания гостей из КНР отдан на откуп их же туристическим операторам. Столичная «индустрия гостеприимства», помимо размещения в отелях, не работает с китайцами. Итогом становятся закрытые для москвичей магазины и рестораны, где, как утверждают эксперты, происходят многочисленные налоговые нарушения. В вопросе разбирался специальный корреспондент «ВМ».
За широко закрытыми дверями
Привычная, обыденная картина на всех основных станциях столичного метро — группы китайских туристов. Они идут за своим гидом с высоким флажком, как гусята за вожаком. И громко выражают свое восхищение мозаиками, картинами, бронзовыми статуями на «Парке Победы», «Площади Революции».
По данным Департамента спорта и туризма Москвы, Китай уже пять-шесть лет удерживает первое место по объему въезжающих в Москву туристов. Каждый 15-й иностранный турист в столице сегодня является китайцем. Причем ежегодно турпоток в Москву из Китая увеличивается примерно на 35–47 процентов.
В ГУМе, что на Красной площади, подавляющее большинство вывесок продублировано на китайском. Ими снабжены практически все магазины, торгующие премиальными товарами, тем, что сейчас называется лакшери. Это прежде всего золото и украшения с драгоценными камнями, дорогие механические часы. А также дорогостоящие одежда и обувь. Объяснение простое: в Китае производится около 65 процентов всего мирового фальсификата, от одежды до техники. Поэтому туристы из Поднебесной настойчиво, до помрачения разума, любят товары без ярлыка Made in China. Они больше доверяют магазинам в России и Европе, чем бутикам, торгующим такими товарами в Пекине.
И те китайские предприниматели, что оперируют в турбизнесе, отлично знают об этой отличительной черте своих земляков. В Москве магазины и столовые (кафе) «только для китайцев» можно заметить по тому, насколько старательно эти заведения скрывают свое существование от проходящих и проезжающих мимо москвичей. Так, например, пара ювелирных магазинов на престижной Фрунзенской набережной обслуживают исключительно своих. Попытка пройти в один из таких магазинов ни к чему не привела: корреспондента «ВМ» встретили плотные жалюзи на окнах и табличка «Закрыто». В другом подобном на двери было написано «Учет», а при попытке войти меня вытеснил с шипящими извинениями охранник, невысокий, жилистый и смуглый, напоминающий актера массовки из тайваньского боевика. О том, что там внутри, известно вполне точно.
Цены на самое скромное колечко с бросовым камушком могут начинаться с 35 000 рублей. Верхнего потолка цены для изделий из золота или кости мамонта с бриллиантами, похоже, не существует. Особо стоит обратить внимание на янтарь — он в таких заведениях продается во всех видах: от бус и сережек до составных панно и целых булыжников.
Как говорят специалисты, мы обязаны повышением цен на янтарь в несколько раз за пять лет и превращением его из поделочного материала в полудрагоценный камень именно интересу со стороны китайцев.
— В Китае вещи облагаются налогом на роскошь, и разница в стоимости может достигать 70 процентов, — пояснила Анна Сибиркина, руководитель программы «Чайна френдли». — Года три назад французский и крупнейший модный конгломерат LVMH даже запустили специальную программу снижения цен в Китае. Главной целью было противостоять китайским реселлерам.
Что должно точно привлекать внимание столичных чиновников: в таких магазинах, как правило, десяток продавцов. Причина не только в том, что привозят большую группу. Главное, если там и есть кассовый аппарат, то через него проходит в лучшем случае каждая десятая покупка. Остальные товары гости из КНР оплачивают налом или через электронные кошельки международных и китайских систем. При вывозе все это, естественно, не декларируется. Вот она, большая часть потерянных налогов.
Баоцзы по-московски
Вторым по важности и закрытости местом посещения для китайских туристов в столице становится кафе (столовая или ресторан). Конечно, состоятельные гости из КНР спокойно посещают легальные заведения, прилетев в столицу группой два-три человека. А вот большие группы с персональным гидом питаются там, куда их данный гид завезет. Столовые для китайских групп также недоступны для москвичей. Если вы попробуете проскользнуть туда в составе группы китайцев, вас просто вежливо, но твердо выведут. В том числе и потому, что там нет кассы, оплатить обед вы не сможете. А сами китайцы либо централизованно расплачиваются со своим гидом, либо переводят деньги аналогом нашего онлайн-приложения банка. Чаще всего это China UnionPay, за пользование которой банк начисляет кешбэк. Хоть и небольшой, но со всех покупок набегает солидная сумма.
— Для китайца побывать в России и не купить янтарь — нонсенс, — пояснил , исполнительный директор ассоциации тур операторов «Мир без границ». — В КНР ценят также золото. В магазинах для китайцев цены немыслимо задирают. С каждого купленного украшения (сувенира) «серый» туроператор получает откат, так и окупает затраты на билеты и гостиницу. В таких магазинах и кафе не принимают карты и не выдают чеки, более того, еще перед отправкой предупреждают: «В России в ходу только наличные деньги, везите с собой доллары».
Лапша, рис, чай Не стоит думать, что туристов из Поднебесной кормят в закрытых столовых черной икрой, осетриной, медвежьими отбивными и прочими изысками русской «боярской» кухни. По уверениям собеседников «ВМ», там группа получает обычный дешевый чай, рис, пельмени и пирожки в одноразовой пластиковой посуде. Операторы дешевых массовых туров экономят на всем, а на питании в первую очередь.
— Китайский стандарт — шесть долларов на человека в день, — говорит Сергей Мстиславский, китаевед и основатель чайной компании «Сергеев и Ко». — Ни один нормальный ресторан за эти деньги кормить не станет. Управляющие компании сами открывают рестораны для своих. Кассы там обычно нет, правила нарушаются — все основано на экономии.
Не так давно ассоциация «Мир без границ», объединяющая легальных туроператоров, заявляла о том, что из России ежегодно выводится порядка полумиллиарда долларов (!) «серыми» китайскими операторами и связанными с ними в гидами и авиаперевозчиками.
— Огромный процент тех, кто приезжает к нам, не были даже в Пекине, — убежден один из предпринимателей, работающих в сфере туризма. — Они впервые выезжают за границу. Накопили денег — и сразу к нам. А тут чужая страна, чужой язык. А «серые» гиды (или турлидеры, как их называют в Китае) наживаются не только на сувенирах и драгоценностях. Делаются деньги буквально на всем! Не удивлюсь, если эти дельцы собирают плату за фото на Красной площади, за проход по Арбату.
В Китае уже несколько лет существует программа «туров в Россию за ноль долларов». По данным российской ассоциации, подобные туры составляют около половины поездок из Китая.
В первую очередь это безвизовые групповые поездки от 5 до 50 человек. В среднем туристы тратят 1,5–2 тысячи долларов за поездку на покупку драгоценностей и товаров европейских брендов, а затем около 30 процентов прибыли от таких операций уходит организаторам схемы в Китай и сопровождающим группы. Операции они проводят через систему взаимозачетов с применением интернет-кошельков.
В  сейчас ввели вывески, объявления и надписи на трех языках (русский, английский, китайский. — «ВМ»), так как этот столичный аэропорт является хабом для китайцев, летящих в Европу. На очереди аэропорты Новосибирска и Красноярска.
В районных группах пользователи соцсетей уже пару лет жалуются, что супермаркеты, обычные «Пятерочки» и , расположенные в районе аэропортов, «превратились в китайские». Если кассы магазина начали принимать карты «Юнион пэй» — верная примета.
— Китайцы начали выезжать из страны лет 15 назад, — поясняет китаевед Сергей Мстиславский. — Сейчас идет становление рынка. Есть много операторов, идет демпинг. Цена турпродукта упала. То, что делают китайцы, — характерное явление. Оператор забирает свое на экскурсиях, магазинах и питании. Так компенсируются потери от дешевой продажи. Туристов «окучивают» еще в самолете.
Деловое кунг-фу Как пояснил бизнесмен, на рынке КНР поездка в Россию стоит около тысячи долларов. Это с авиабилетом, размещением, питанием и экскурсиями. А самый дешевый чартер стоит 600 долларов. Получается, что китайцам продают недельный отдых с питанием в Москве и Петербурге за 400 долларов. Соответственно, за большую часть экскурсий китайские туристы платят отдельно, причем по той цене, которую сообщит гид. Магазины — второй доход турфирмы. Себестоимость продаваемых товаров — порядка десяти процентов цены. Получаемая маржа делится не только между турфирмой и владельцем магазина. Свою часть получают гид и водитель автобуса. Янтарь, матрешки, шоколад, кондитерские изделия, парфюмерия и косметика, золото, изделия из кости, продукция народных промыслов. Такая практика, кстати, не особенность Москвы. Точно так же работают турфирмы с группами в Турции, Египте, Тунисе, Таиланде, Сингапуре, Малайзии.
— Наши предприниматели не столь гибкие, чтобы давать китайцам откат в 90 процентов, — утверждает Мстиславский. — Так что китайцам приходится самим все это делать.
Предприниматели и туроператоры в столице полагают, что выход из сложившейся ситуации только один — работать с китайским рынком на месте, в КНР. Поднять стоимость поездки в Россию хотя бы до полутора тысяч долларов.
Например, страны Скандинавии на уровне правительств регулируют эту ситуацию, вкладывают немалые средства в формирование туррынка в Китае. Российское направление в КНР продвигают китайские компании: вкладываются в маркетинг и рекламу, занимаются чартерами и отелями.
Поместить простое газетное объявление в КНР стоит в пять раз дороже, чем в Москве! И это неудивительно, Китай — самый активный потребительский рынок в мире. Для китайского бизнеса все ясно: сами вложились в рекламу и маркетинг, сами везут туристов, сами и прибыль получают. Обман столичных их, похоже, не беспокоит. Мы обратились за разъяснениями ситуации с туристами в Москве в посольство КНР в России. Ответ на запрос редакция на момент публикации не получила.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Михалевич, генерал-майор полиции в отставке:
— В Китае такая ситуация с туристической мафией появилась еще 20 лет назад. Если туристы приезжают в Россию, в этом бизнесе должны работать наши операторы, наши отели, должны обязательно платиться налоги в полном объеме в наш бюджет. Кассовые аппараты в магазинах обязаны работать. Обеспечивать безопасность туристов однозначно должны тоже мы. Мало того, если в отношении туриста было совершено преступление на нашей территории, то это также в нашей юрисдикции. А вот завышенные цены в магазинах — не состав преступления: владельцы товара имеют задачу извлечь прибыль и потому зазывают людей к себе.
КСТАТИ
В Москве у китайский туристов обычно трехдневная программа. В нее входит посещение Красной площади, Поклонной горы, станций метро, прогулка по центру. Музеи Москвы и знаменитые теат ры китайские туристы в большинстве своем не посещают. После Москвы группы из Поднебесной ждут «Сапсан» на Ленинградском вокзале и Петербург. Сертифицированных китайскоговорящих гидов в Москве категорически не хватает. Мало подготовленных отелей, а в размещении китайцев есть свои особенности: их нельзя селить на четвертом этаже и в номерах, где есть 4 (цифра связана со смертью). В отеле им делают временную регистрацию. В номере тапочки должны стоять по феншуй и лежать кипятильники для лапши.
Основная часть туристов из КНР — пожилые люди, заставшие «великую дружбу» сталинских времен. За них, кстати, платят обычно дети. Другая часть — люди 40–50 лет, которые набирают впечатления и штампы в паспорте. Им важно увидеть как можно больше, посетить разные места, побывать на экскурсиях. Китайцы активны, пляжный отдых не слишком ценят. Более молодые туристы выбирают не групповые туры, а ездят по два-три человека. Но китайцы 30–40 лет предпочитают Европу, особенно те, кто знает английский язык.
Видео дня. Назван худший день недели для полетов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео