Глава Ростуризма: Россия откроет туристам неизведанную Арктику

Как Россия будет конкурировать с другими странами на туристическом рынке Арктики, чем может удивить путешественников этот регион и стоит ли вводить квоты на посещение арктических туристических маршрутов, в интервью ТАСС в рамках Международного арктического форума рассказала руководитель Ростуризма Зарина Догузова. — На этом форуме одной из самых обсуждаемых тем стал туризм. На ваш взгляд, какие перспективы этой сферы в Арктике? — Действительно Арктика — это уникальный регион для туризма. В то время, когда во всем мире наблюдается бум на арктический туризм, именно российская часть Арктики пока находится в стороне от него. И это несмотря на то, что наша часть составляет треть всей арктической зоны. Так получилось, что наша Арктика наименее изведанная, и в этом смысле мы, конечно, отстаем от других арктических стран в вопросах развития туризма. Вместе с задачей активного развития туризма и популяризации российской Арктики, нам надо не забывать и о сохранении природы. И в этом смысле нам нужно в тесном взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами, прежде всего Министерством природных ресурсов, выработать правильный баланс, когда мы, с одной стороны, развиваем туризм, а с другой стороны, мы сохраняем природу и не нарушаем уникальную экосистему Арктики. Вот это, безусловно, важный аспект. Только после этого мы начнем делать первые уверенные шаги для развития туризма. Это то, с чего мы сейчас начинаем работу. — Вы уже начали работать по теме туризма в Арктике с другими ведомствами, экспертами? — Мы в настоящее время начинаем большую работу по написанию и созданию программы развития туризма в Арктике. Акцент мы будем делать, безусловно, на круизный туризм, потому что это все-таки, об этом говорят и цифры, самый популярный вид туризма в Арктике. В этой работе мы будем делать акцент на тесную кооперацию и сотрудничество с экспертами по Арктике и по круизам в Арктике. Прежде всего, это крупные туроператоры, которые занимаются арктическим туризмом. Это, безусловно, эксперты-экологи, представители бизнеса, который готов вкладывать средства в инвестиционные проекты на территории арктических регионов России. — Судя по форуму тема туризма обсуждается на многих площадках, не стоит ли создать какой-либо координационный центр, который бы аккумулировал всю информацию, занимался бы анализом проблем в сфере арктического туризма? — Ростуризм должен стать площадкой по выработке наиболее эффективных мер по развитию туризма в Арктике. И мы создадим постоянно действующий формат диалога по Арктике, результатом которого должно стать написание общей программы действий и предоставление ее в Министерство экономического развития. А дальше ее эффективная реализация. — Подскажите, вы сказали про круизный туризм. А что делать с туристами, которые, так или иначе, приходят в Арктику и, по мнению специалистов, экологов, наносят вред окружающей среде? Нет ли у вас мысли о каком-то квотировании посещений Арктики, как в Антарктиде, например? — Я уже говорила, что нам нужно выработать эффективный баланс между успешным развитием туризма и тем, чтобы не наносить вред окружающей среде. Там, где есть риски нанести существенный вред окружающей среде, уже нужно задуматься, а нужно ли нам увеличивать количество туристов на этих территориях. В настоящий момент я бы не говорила о том, что нужно какое-то квотирование, потому что мы существенно отстаем от других арктических стран в том, что касается развития туризма. Поэтому, если даже то незначительное количество туристов, которое приезжает, наносит вред и оставляет за собой горы мусора, тут, скорее, надо не запреты вводить, а выработать эффективные меры, чтобы такой урон туристы не наносили. — Разъяснительная, может, работа? — Конечно, и разъяснительная работа тоже. А вот запретительные меры, я думаю, плохо в данном случае работают. Количество туристов на данный момент такое, что говорить о том, чтобы вводить квоты, наверное, преждевременно. Нам надо, наоборот, наращивать интерес к русской Арктике, надо наращивать поток туристов. А дальше уже действительно смотреть, чтобы найти правильный баланс между экономикой и природой. И многим странам это удается. — А вот в принципе сейчас уже есть интересы от крупных туроператоров? Общались ли вы с ними, обсуждали как-то возможные точки взаимодействия и будущие какие-то маршруты, возможности? — Вы знаете, у меня прошла уже серия встреч с самыми крупными российскими туроператорами, которые работают по внутреннему и по въездному туризму. Предметно тему Арктики мы тогда не обсуждали. Но я думаю, что это направление может быть интересно туроператорам. Понятно, что это не массовый туризм. Это, скорее, такой уникальный, эксклюзивный и, на данный момент, достаточно дорогой вид туризма. Поэтому количество туроператоров, которые работают на данном направлении, тоже ограничено. И я думаю, что Арктика сама по себе настолько уникальна, что мы и подходить к ней будем также нешаблонно. Я считаю, что Арктику нужно обсуждать не в череде прочих туристических направлений, она требует и заслуживает отдельного внимания. Мы будем отдельно обсуждать это направление. Поэтому наша большая дискуссионная работа с экспертами, с туроператорами, с бизнесом по Арктике нам еще предстоит, мы отдельно все эти вопросы будем проговаривать. — Скажите, на ваш взгляд, что такого уникального российская Арктика может предложить российским и иностранным туристам, что бы выделяло его выгодно, естественно, по сравнению с другими странами, которые уже давно в этой сфере работают? — Вы по сути сами ответили на вопрос. Российская часть Арктики — это ее самая неизведанная часть. И в этом есть ее уникальность. Наверное, на российской части Арктики наибольшее количество мест, где не ступала нога человека. Мы будем открывать Арктику миру и нашим туристам. — Арктика — это огромное количество разнообразных мест, территорий, регионов, и у каждого свои особенности. То есть невозможно сравнивать, условно говоря, Чукотку с Архангельском. Будет ли что-то, объединяющее их? Появятся ли у них свои козел Тимур и тигр Амур? То есть будете ли думать о брендировании, о новых символах для арктического туризма в России? — Мы будем идти, в том числе, и по пути формирования межрегиональных маршрутов. Потому что каждый арктический регион нашей страны уникален сам по себе, но в тесном взаимодействии мы получаем еще более уникальные туристические продукты. Вот вы как раз спросили про то, чем уникальна наша Арктика, российская Арктика. И мы должны максимально использовать вот эту природную уникальность каждого региона для того, чтобы в конечном итоге сформировать ни с чем не сравнимые, не сравнимые ни с одной другой частью мира туристические продукты. И в этом направлении мы будем работать. И, наверное, вот в этой уникальности, в разнообразии межрегиональных маршрутов, в разнообразии регионов, входящих в российскую Арктику, и, может быть, даже во взаимодействии с теми регионами, которые географически лежат близко, но при этом формально не относятся к арктической зоне, и будет создаваться тот самый уникальный туристический продукт, который, я надеюсь, мы в ближайшее время сможем предложить нашему и зарубежному туристу. — Будете ли вы как-то взаимодействовать с Российским экспортным центром (РЭЦ) или с какими-то другими уже созданными институтами развития по привлечению внимания к туризму в Арктике? — Ростуризм будет сотрудничать и взаимодействовать со всеми, кто будет развивать туризм в стране. И РЭЦ тут однозначно не станет исключением. Мы уже, на самом деле, провели с коллегами ряд встреч, работаем по ряду направлений. Поэтому абсолютно точно мы будем тесно сотрудничать и взаимодействовать со всеми организациями, ведомствами, некоммерческими фондами, которые предпринимают значительные усилия для развития в стране внутреннего и въездного туризма. — Можете мне описать портрет арктического туриста? Кто он: россиянин или иностранец, чем он интересуется? Кто целевая аудитория для арктического туризма? — Целевая аудитория — это в первую очередь такой искушенный турист, который многое видел. — Уже ничем не удивить, да? — Которого действительно сложно чем-то удивить. Это турист, который посетил много стран, ему хочется по-настоящему новых, ярких открытий. Ему хочется, действительно, чему-то удивиться и получить яркие впечатления на всю жизнь. Такой турист должен захотеть отправиться в Арктику. — Вы меня убедили, хочу в тур на Землю Франца-Иосифа! Точно поеду! Последний, наверно, вопрос. Есть туристы, которые хотят именно дикой природы, спать в палатке на льдине, например, моя сестра — поклонник именно такого вида туризма... — Да я, кстати, сама такие походы люблю. Я в детстве очень много ходила в горы, спала в палатке с сестрой тоже. — А я вот как раз наоборот, мне нужен душ, комфорт, инфраструктура. Отсюда и мой вопрос: будете ли вы вести переговоры с регионами по созданию такой инфраструктуры. Потому что во многом это зависит и от них: связь, гостиницы, безопасность, в конце концов, чтобы вовремя вылетел вертолет и снял туристов со льдины? — Безусловно, мы будем говорить со всеми регионами. Вот я сейчас начну серию встреч с главами арктических регионов. Первая такая встреча состоялась вчера на полях как раз форума с губернатором Чукотки. С губернатором Архангельской области мы договорились в ближайшее время повстречаться уже в Москве. Со всеми главами арктических регионов лично пообщаюсь, проговорю. И они, в том числе, должны стать активными участниками выработки той самой программы развития арктического туризма, написать которую вчера мне поручил министр экономического развития Максим Орешкин. Беседовала Лана Самарина

Глава Ростуризма: Россия откроет туристам неизведанную Арктику
© ТАСС