Вокзалы из сказки: чарующие здания со всего мира

«Поезда – восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, – в сущности это путешествие по жизни» — так писала в своей автобиографии несравненная Агата Кристи.

Вокзалы из сказки: чарующие здания со всего мира
© КТО?ЧТО?ГДЕ?

Кто рискнет поспорить с женщиной, навсегда увековечившей «Восточный экспресс» — пусть даже теперь он ходит совсем по другому маршруту? В монотонном стуке колес есть какая-то неуловимая, неясная романтика, ради которой порой стоит пожертвовать собственным временем, выбрав билет на поезд вместо посадочного в быстрый авиалайнер. И вот перед тобой тянутся города и городишки, и ты видишь места, в которых, должно быть, так никогда не побываешь. Ты проникаешься духом страны, ее атмосферой, подмечаешь детали.

Точка отсчета любого путешествия по железным дорогам начинается на вокзалах — многолюдные или, напротив, утопающие в гудящей тишине станции и полустанки задают нужный тон и настраивают на нужный лад. Сегодня мы хотим рассказать вам о некоторых из самых красивых железнодорожных станций, рассеянных по всему миру. С российскими вокзалами вы наверняка и так знакомы, а вот многие зарубежные можете увидеть впервые.

Железнодорожный вокзал Сан-Бенту, Порту, Португалия

© kto-chto-gde.ru

Первый гудок паровоза разрезал тишину на вокзале Сан-Бенту в 1896 году, а сегодня из этого оживленного места отправляются поезда в пригороды Порту и Лиссабон. Своим незаурядным обликом португальский вокзал обязан архитектуру Маркизу да Силве, черпавшему вдохновение при его создании в парижской архитектуре XIX века. Внутри здание не менее прекрасно: художник Хорхе Колако потратил более 10 лет жизни на создание массивной фрески, украсившей стены главного зала. Труды его не были напрасны: даже опаздывающие торопливые пассажиры останавливаются на мгновение, чтобы хотя бы быстрым взглядом окинуть 20 000 расписанных вручную синих и белых плиток азулежу, изображающих историю перевозок.

Вокзал Сиркеджи, Стамбул, Турция

© kto-chto-gde.ru

Стамбульский Сиркеджи — еще один выдающийся памятник архитектуры. Здание вокзала площадью в 1,200 м² считается одним из наиболее известных образцов европейского ориентализма — в дальнейшем его рассматривали в качестве примера при возведении других сооружений в этом стиле. Сиркеджи был построен в 1890 году прусским архитектором Августом Ясмундом, читавшим лекции в стамбульской политехнической школе. До этого на его месте функционировал «временный» вокзал, который в 1883 году впервые встретил тот самый Восточный экспресс, курсировавший между Парижем и Стамбулом. К сожалению, в настоящее время вокзал утратил свой первостепенный статус, однако власти предпринимают попытки для его возрождения и включения в действующую транспортную сеть. На сегодняшний день Сиркеджи остается одним из немногих исторических зданий, которые никогда полностью не перестраивались.

Станция Льеж-Гийемен, Льеж, Бельгия

© kto-chto-gde.ru

Недалеко от Брюсселя находится Льеж, третий по величине город Бельгии, из которого скоростные поезда отправляются во Францию и Германию. Первая железнодорожная станция Льеж-Гийемен открылась в мае 1842 года, но современное здание, вошедшее в топ самых красивых вокзалов мира, появилось уже в XXI веке — если точнее, то после реконструкции 2009 года. Над дизайном, включающим множество элементов из стекла, стали и белого бетона, работал признанный архитектор Сантьяго Калатрава. В наши дни обновленная станция ежедневно принимает более 15 тысяч человек.

Вокзал Сент-Панкрас, Лондон, Великобритания

© kto-chto-gde.ru

Из-за внушительного краснокирпичного фасада в неоготическом стиле Сент-Панкрас — один из 13 центральных железнодорожных вокзалов Лондона — кажется довольно мрачным, но стоит лишь оказаться внутри него, как впечатление меняется. Строительство огромной станции заняло 20 лет, и после окончания работ в 1868 году какое-то время арочный дебаркадер вокзала оставался самым большим в мире. Сент-Панкрас и прилегающая к нему станция построены по проектам архитектора Джорджа Гилберта Скотта и инженера Уильяма Генри Барлоу. Среди ярких деталей — бронзовая скульптура молодой пары «Место встречи» на верхнем этаже под вокзальными часами и статуя поэта Джона Бетчемана. Во время Второй мировой войны дебаркадер Сент-Панкрас подвергся частичному разрушению, но был благополучно реставрирован. Сегодня вокзал служит конечной станцией для высокоскоростных поездов Eurostar, связывающих Лондон с Парижем, Брюсселем и Лиллем, а также ряда пригородных поездов.

Железнодорожный вокзал Данидина, Данидин, Новая Зеландия

© kto-chto-gde.ru

Город Данидин называют новозеландским Эдинбургом — даже его название на самом-то деле повторяет гэльское наименование шотландской столицы. Населенный пункт, окруженный живописными холмами и гаванью, может похвастаться прекрасно сохранившимися образцами архитектурного наследия викторианской и эдвардианской эпохи. В их числе и железнодорожный вокзал, который из-за витиеватого оформления прозвали «пряничным домиком». Сооружение, богато украшенное в стиле фламандского ренессанса с черепичным арочным оформлением и витражами, было закончено в 1906 году. Автор проекта — Джордж Александр Троуп. Сегодня станция полностью отреставрирована и является одним из самых фотографируемых объектов в стране.

Вокзал KL Sentral, Куала-Лумпур, Малайзия

© kto-chto-gde.ru

В былые времена вокзал в самом центре Куала-Лумпура считался важнейшим железнодорожным узлом Малайзии. Он и поныне входит в число выдающихся исторических памятников города. Здание в колониальном стиле было построено в 1910 году по проекту английского архитектора Артура Хаббэка. В 1986 году, после открытия нового железнодорожного вокзала, KL Sentral утратил свое первостепенное значение. Тем не менее в 2007 году после реставрации в здании вокзала открылся Музей железнодорожного транспорта, посетители которого могут увидеть старинные паровозы и вагоны, а также другие экспонаты, связанные с железнодорожной тематикой. Часть экспозиции представлена непосредственно на платформах вокзала.

Центральный вокзал, Хельсинки, Финляндия

© kto-chto-gde.ru

Первая станция на месте нынешнего вокзала появилась еще в 1862 году, но создатели прогадали с ее размером: она оказалась слишком маленькой и не справлялась с пассажиропотоком. Поэтому в 1904 году власти решили провести конкурс на новый дизайн сооружения. Из 21 проекта, представленного на суд жюри, выбор пал на постройку в духе национального романтизма — и тут вспыхнули жаркие споры: горожане хотели увидеть что-то более современное и практичное. К счастью, победивший архитектор Элиэль Сааринен и сам был не прочь возвести в городе нечто выходящее за привычные рамки. Так и родилась станция в стиле модерн, на строительство которой потребовалось десять лет.

Свои двери Центральный вокзал распахнул в 1914 году. Главным строительным материалом при его создании был гранит, который добывали на местных каменоломнях. Несмотря на то что сооружение лишено броских украшений, у него есть ряд особенностей: прежде всего скульптурная композиция «Четыре атланта» — четыре статуи часовых, которые держат сферические огни по обе стороны от входа терминала, а также огромные подвесные люстры и внушительное витражное окно.

Станция Канадзава, Канадзава, Япония

© kto-chto-gde.ru

Одна из самых оригинальных достопримечательностей Японии — железнодорожный вокзал Кинадзава. Как и в случае с Хельсинки, на его месте ранее уже существовала станция, открытая в 1898 году. Более века спустя ее решили обновить, и в 2005 году у вокзала Кинадзава появился новый вход со стеклянным куполом, напоминающим большой зонтик из алюминия и стекла, который защищает путешественников от непогоды и пропускает внутрь постройки солнечный свет. В самом центре вокзала припрятана еще одна достопримечательность — оригинальный фонтан из декоративного камня, который, помимо прочего, показывает время.

А вообще изначально идея о возведении столь масштабного объекта современной архитектуры в тихом городе была принята не слишком радужно: скептики уверяли, что проект никак не сочетается с историческим обликом вокзала. С тех пор многие поменяли свое мнение и у вокзала появилось немало поклонников среди местных жителей.

Железнодорожный вокзал Аточа, Мадрид, Испания

© kto-chto-gde.ru

Своим названием железнодорожный вокзал, открывшийся 9 февраля 1851 года, обязан снесенным воротам Аточа: в переводе с испанского это слово означает «испанский дрок» — низкорослый кустарник с мелкими желтыми цветами. Вплоть до 1992 года Аточа считался самым большим железнодорожным вокзалом Мадрида, однако после сильного пожара, повредившего историческое здание, рядом с ним пришлось построить новое, более современное, из которого теперь отправляются поезда и электрички на юг, восток и запад страны. В старом же корпусе разместились магазины, кафе и ночной клуб. Но самая яркая особенность Аточи — зимний сад с пальмами и другими тропическими растениями, достигающих высокой стеклянной крыши, и небольшим бассейном, в котором живут черепахи, — не удивительно, что именно в этой части пассажиры предпочитают коротать время перед отправлением.

Лионский вокзал, Париж, Франция

© kto-chto-gde.ru

Расположенный в Париже вокзал получил свое название в честь города Лион, и это один из 6 крупнейших железнодорожных терминалов во всей Франции. Его строительство было приурочено к Всемирной выставке 1900 года — здание и поныне считается образцом архитектуры своего времени: тут есть и башня с часами, и стеклянный потолок, укрепленный стальными конструкциями. Здесь же расположен ресторан «Le Train Bleu», который в свое время посещали Сальвадор Дали, Коко Шанель, Бриджит Бордо. С Лионским вокзалом связана и самая страшная катастрофа в истории национальных железных дорог Франции: 27 июня 1988 года грузовой поезд с отключенными тормозами потерял управление и врезался в переполненный пассажирский состав. Тогда погибли 56 человек, около 50 было ранено.

Вокзал Чхатрапати–Шиваджи, Мумбай, Индия

© kto-chto-gde.ru

Узнали? Вокзал Чхатрапати–Шиваджи (до 1996 года — Виктория-Терминус) — одно из главных мест действия фильма «Миллионер из трущоб». Строительство этой массивной станции, посвященной королеве Виктории, было завершено в 1888 году. Британский архитектор Ф. В. Стивенс постарался совместить в ней западный и восточный стиль, викторианскую неоготику и индийские архитектурные традиции. Так на вершине колонн, обрамляющих вход, появились дикие кошки: лев, символизирующий Великобританию, и тигр, олицетворяющий Индию. За свой уникальный облик здание удостоилось места в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня терминал соединяет Мумбай с пригородами — ежедневно его используют порядка 3 миллионов пассажиров.

Антверпен-Центральный, Антверпен, Бельгия

© kto-chto-gde.ru

В 2009 году Антверпен-Центральный занял четвертое место в рейтинге самых красивых вокзалов мира по версии американского журнала Newsweek. Облицованный камнем терминал был построен в 1895-1905 годах — дизайнер Луи Деласенсери спроектировал здание, использовав более 20 различных видов камня и мрамора и огромное количество позолоты и скульптур.

Деласенсери вдохновлялся римской архитектурой, но определенно использовал и свое воображение: хотя вокзал и относят к необарокко, на самом деле его довольно трудно причислить к какому-то одному конкретному архитектурному стилю. Впечатляющий арочный купол здания, изготовленный из стекла и железа, пережил бомбардировку Второй мировой войны, но из-за того, что станция была тупиковой, к середине прошлого века она пришла в забвение. В шестидесятых годах было разработано несколько проектов по сносу вокзала, а тем временем здание продолжало разрушаться: зимой 1978—1979 года с карниза упал камень весом в 300 килограмм. К счастью, никто не пострадал.

Реставрация вокзала началась только в 1998 году и завершились в 2009-м. Чтобы подарить Антверпен-Центральному вторую жизнь, его напрямую соединили с железной дорогой с северной стороны города. Сегодня с вокзала отправляются высокоскоростные поезда Thalys, связывающие Антверпен с Парижем, Брюсселем и Амстердамом, а также большое количество внутрибельгийских поездов.

Центральный вокзал, Нью-Йорк, США

© kto-chto-gde.ru

Старейший и известнейший вокзал Нью-Йорка (а еще определенно горячо любимый кинематографистами), построенный Корнелиусом Вандербильтом в 1871 году, считается мировым рекордсмен по числу платформ (44) и путей (67). Он встречает путешественников тиканьем гигантских часов Тиффани, огромные циферблаты которых выполнены из опала, поэтому их стоимость оценивается в миллионы долларов. Другое достояние вокзала — куполообразный золотисто-аквамариновый потолок, расписанный знаками зодиака. Многие исконные элементы станции сохранились до наших дней: так, пассажиры по-прежнему могут приобретать билеты через оригинальные кассы с золотыми решетками. Кстати, все это богатство могло бы и не увидеть XXI век: в 50-е годы, когда эра поездов дальнего следования в США закончилась из-за развития авиаиндустрии и доходы стремительно падали, владельцы Центрального вокзала заговорили о том, чтобы снести его и построить офисное здание. Противостоять разрушительному плану вызвалась специальная комиссия, которой всячески содействовала Жаклин Кеннеди. Удивительное строение в стиле боз-ар удалось отстоять, поэтому шанс полюбоваться им есть и сегодня.