«Победа» над туриндустрией

Авиакомпания «Победа», дочерняя структура «Аэрофлота», создала собственного оператора по внутреннему, въездному и выездному туризму под одноименным названием — туроператор «Авиакомпания Победа». В едином федеральном реестре туроператоров компания значится под номером РТО 020151, продажи туров стартовали в марте. Авиакомпания «Победа» — бюджетный авиаперевозчик (лоукостер) группы «Аэрофлот». Создана в 2014 году на базе другой «дочки» «Аэрофлота» — лоукостера «Добролет», прекратившего деятельность из-за западных санкций. В 2018 году выручка авиакомпании составила 35,533 млрд рублей. Объем авиаперевозок достиг 7,184 млн человек, что на 55% превышает результаты 2017 года. За год перевозчик продал около 400 тысяч билетов по минимальным тарифам — 499-999 рублей с учетом всех аэропортовых сборов. В январе 2019 года «Победа» заявила, что намерена прекратить выполнять международные рейсы из Петербурга, и 31 марта объявила об окончательном решении на этот счет. Общий размер финансового обеспечения нового туроператора «Победа Тревел» — 50 млн рублей. Он предлагает несколько направлений в Италию с вылетом из Москвы, в Германию, Турцию, Испанию, Бельгию, Чехию, Кипр, Армению и Грузию, а также в 26 городов России, в том числе Сочи, Геленджик и Анапу (см. карты международных и внутрироссийских рейсов «Победы»). На момент публикации авиаперевозчик не ответил на запрос МГ о цели создания туроператора и планах его работы. Источник: авиакомпания «Победа». Дешевле других На своем официальном сайте туроператор «Победа Тревел» заявляет, что за счет отсутствия турагентской комиссии ее туры будут выгодно отличаться от рыночных предложений. «В свою дочернюю структуру «Аэрофлот» вкладывает значительные ресурсы. Чтобы направление раскачать, такая компания может себе позволить продавать билеты в ноль или даже в минус», — предположила Юлия Большакова, генеральный директор компании «Питертур». Директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская отмечает, что пока «Победа Тревел» предлагает лишь перелет и размещение, а клиенты классических турфирм, помимо поиска привлекательных цен, пользуются услугами туроператоров и турагентств для комфортного формирования туров, которые включают трансфер, экскурсии, консультирование для клиентов и другие дополнительные услуги. «У «Победы» и ее материнской компании «Аэрофлот», по всей видимости, нет особых условий сотрудничества с отелями, так как в качестве партнера указан сервис бронирования Ostrovok.ru. — предполагает Шадская. — Соответственно у других туроператоров с опытом, контрактами и депозитами остается преимущество для формирования туров по более привлекательным ценам». Зачем «Победе» оператор Новость о том, что авиакомпания «Победа» становится туроператором, стала шоком для некоторых турагентов и туроператоров. По словам Риммы Бутаковой, эксперта петербургского туристического рынка (в прошлом директор по туризму группы компаний «Пулково-сервис»), обычно крупные туроператоры предпочитают иметь собственные авиакомпании, а не наоборот. «Свои авиаперевозчики есть у компаний Pegas, Anex, Coral, — говорит Бутакова. — Они позволяют сдерживать цены на авиабилеты, что помогает сохранять баланс между спросом и предложением». «Интерес «Победы» к запуску собственного туроператора понятен — это желание увеличить загрузку своих рейсов, повысить продажи дополнительных услуг и попытаться охватить сегмент клиентов, которые в той или иной степени отдают предпочтение классическим пакетным турам, а не самостоятельным бронированиям», — объясняет Шадская. Юлия Большакова тоже связывает такой шаг с борьбой авиаперевозчика за клиента. «Авиакомпания «Победа» запускает собственные туристические направления, чтобы получить больше прибыли, зарабатывая и на авиаперевозке, и на продажах в качестве туроператора», — рассуждает Большакова. Защита от банкротства Римма Бутакова предполагает, что государство создает в составе принадлежащей ему группы «Аэрофлот» туроператора, чтобы обезопасить граждан от ежегодных банкротств туркомпаний в разгар туристического сезона. За последний год с рынка ушли многие заметные игроки: туроператор «Матрешка-тур» и его партнер «Аврора БГ», «Натали-Турс», DSBW-Tours, Polar Tour, «Росстур», агрегатор по продаже билетов «Синбад» и другие. «Рынок укрупняется, крупные игроки покупают тех, кто помельче, например, Thomas Cook недавно приобрел российского туроператора «Библиоглобус», после чего, собственно, российских туроператоров, не осталось, — поясняет Бутакова. — Но работают крупные компании, такие, как немецкий TUI или британский Thomas Cook, которые владеют сразу и перевозчиками, и отелями, и туркомпаниями». Однако гипотетически шанс у такой бизнес-модели есть, считают эксперты. В качестве примера Шадская приводит пример успеха компании British Airways. «Перевозчик несколько лет назад запустил собственный сервис динамического пакетирования и существенно увеличил продажи. Но в ближайшее время я не вижу предпосылок к тому, чтобы «Победа Тревел» существенно могла повлиять на расстановку сил на туристическом рынке», — предполагает Шадская. Все в Интернет Эксперты признают, что клиент все чаще и чаще приобретает билеты, а также пакетные туры самостоятельно. Системы интернет-бронирования теснят туроператоров. «Нужды в агентствах с развитием интернета все меньше», — признает Большакова. «Возможно, наличие туров «перелет + отель» облегчит жизнь некоторым клиентам авиакомпании, которые без этого бронировали бы размещение самостоятельно. Однако о существенном влиянии проекта на туристский рынок говорить более чем преждевременно», — отмечает Шадская.

«Победа» над туриндустрией
© МетаГазета