«Нельзя уповать на море и климат». Что вредит кубанским курортам и как привлечь отдыхающих

Популярное направление В 2018-м Краснодарский край поставил новый рекорд, приняв более 17 млн туристов, что почти на миллион больше, чем годом ранее. Весь объем внутреннего туризма в России оценивается в 60 млн человек – то есть доля региона составляет около трети. Край занимает второе место в стране после Москвы по доходам от внутреннего туризма – 92 млрд рублей, говорится в исследовании Сбербанка (данные с января по октябрь 2018-го). Это 12,2 % всего рынка внутреннего туризма России в прошлом году. Регион находится среди лидеров и по въездному туризму. По данным сервиса maps.me, край попал в топ-5 самых популярных направлений у иностранных туристов. Наплыва отдыхающих можно ждать и в этом году: Кубань вошла в топ-3 популярных туристических направлений России в 2019 году, сообщает сервис бронирования жилья Tvil.ru. А по данным аналитического агентства «ТурСтат», край включен в топ-10 лучших экскурсионных направлений России. Лучшими городами для ознакомления с достопримечательностями называют Сочи, Анапу и Ейск. Далеко и дорого В феврале регион получил нового руководителя министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Светлану Балаеву, которая до этого работала первым замглавы ведомства. По словам директора сочинского санатория «Знание» Дмитрия Богданова, ей предстоит решить множество проблем. Кубанским курортам требуется продолжение работы по их популяризации в межсезонье. Кроме того, отрасль нуждается в подготовке и переподготовке кадров. Это касается не только образовательных программ для студентов и профориентации для старшеклассников, но и обучения линейного персонала, руководителей на всех уровнях, отмечает Богданов. Сложным остается вопрос с транспортной доступностью края. Туристам по-прежнему трудно добраться в регион зимой из-за дороговизны билетов и недостаточного количества авиарейсов. Много вопросов возникает по поводу пляжей, их обустройства и увеличения территории, делится гендиректор НАО «Курорт экспертиза», секретарь общественного совета при министерстве курортов регионов Ирина Пожидаева. Также с нового года действует обновленное положение правительства, посвященное качеству гостиничных услуг и персонала (это и раньше было слабым местом для краевых отелей). По словам Пожидаевой, еще одна задача – перевод санаториев на круглогодичный режим работы: «В чем беда многих предприятий? Они нанимают персонал на три месяца, по прошествии которых увольняют его. В итоге получается большая текучка кадров и проблемы с квалификацией. Сезонность работы очень вредит нашим санаториям». Проблемой является и неоднородное развитие территорий края. «Пока на Черноморском побережье наплыв туристов, в Приазовской зоне гостиницы стоят полупустыми», – сетует Ирина Пожидаева. По ее мнению, северо-западные курорты Кубани нуждаются в инструментах по привлечению отдыхающих с помощью событийного туризма (в том числе – фестивалей). «Многие курорты края, предлагающие традиционный пляжный туризм, сегодня перегружены. Нужно развивать качественно новые направления», – отмечает секретарь комитета заксобрания края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Андрей Булдин. По словам парламентария, актуальность развития степной зоны края повысилась в связи со строительством Крымского моста, увеличившего турпоток. «Для едущих в сторону Тамани туристов необходимо построить гостиницы и подготовить достопримечательности, чтобы сделать их пребывание комфортным, а экономике края дать дополнительные поступления», – уточняет Андрей Булдин. Чего хотят люди Замглавы Общественной палаты Кубани, профессор Александр Полиди считает, что возможности экстенсивного роста отрасли за счет увеличения размера турпотока близится к завершению. Также исчерпывается потенциал прошедшей в крае Олимпиады и проводимых здесь гонок «Формулы-1» (давших ранее серьезный приток). Кроме того, завершился период, когда макроэкономическая ситуация (включая падение курса рубля) ориентировала турпоток на Краснодарский край. Начинается конкуренция между традиционными и новыми региональными направлениями. «Необходимо думать о том, как сделать туристическую отрасль конкурентоспособной по предложению (не только по ценовому, но и по содержательному). Нельзя уповать на море и климат, ведь турист может выбрать схожие зарубежные направления. Разработка содержательного контента (чем занять туриста, что ему показать) и диверсификация предложения – основная задача для минкурортов», – уточняет Александр Полиди. По мнению экономиста, необходимо заниматься не наращиванием объема турпотока, а улучшением его качества для повторных визитов. «Допустим, у человека в первый раз был санаторно-курортный отдых, а в следующий – исторический, пляжный, аграрный, бальнеологический и т. д. Необходимо формировать подобные предложения», – уточняет Александр Полиди. Край должен полноценно выйти на международный рынок туристических услуг, уверен экономист. Ведь любой иностранный гость, приезжающий отдыхать на Кубань, вносит вклад в рост ВВП. Сегодня основными объектами посещений для иностранцев являются Красная Поляна, расположенное там «Казино Сочи», а также проходящие на одноименном курорте гонки. Но одних этих предложений недостаточно, необходимо расширять точки входа доходов со стороны иностранцев и россиян, акцентирует Александр Полиди. «Несмотря на все инфраструктурные ограничения, сегодня мобильность населения (особенно молодежи) довольно высокая и будет увеличиваться. Люди могут позволить себе купить билет за 6 тыс. рублей в оба конца и отправиться из Москвы в Грузию или Прибалтику. Сегодня туристам просто мало обычного пляжного отдыха. Им нужен экстрим, перформанс, необычные места и яркие события», – уточняет экономист. Полиди считает, что для привлечения российских и зарубежных отдыхающих в крае важно выйти на новый уровень развития событийного туризма, создавая продукты способные конкурировать с зарубежными аналогами. «Очень хорошо, что у нас есть проект «Золотое кольцо Боспорского царства». Но таких проектов должно быть десять или больше. В крае должны развиваться фестивали. Ведь это взрывные моменты для спроса. Они локальные по времени (4–5 дней), но несут глобальный синергетический эффект. Побывавший там человек получает большой эмоциональный заряд и почву, чтобы вернуться, посетить новые места. К сожалению, в прошлом мы потеряли «Кубану». Нам нужно создавать новые фестивали, учитывая ошибки прошлого и делая их абсолютно разноформатными. Ведь иначе мы проиграем конкуренцию тем, кто предлагает подобные продукты», – отмечает Александр Полиди. Что будут делать Многие направления в развитии туристической отрасли края уже определены. Часть из проектов уже реализуются, некоторые только предстоит воплотить в жизнь. Продолжается и эксперимент по внедрению курортного сбора: в 2018-м было собрано более 108 млн рублей, превысив на 55 % ожидаемые показатели. Собранные средства пойдут на модернизацию курортных зон, реконструкцию инфраструктуры, туристических объектов и памятников. Также край готов развивать яхтенный туризм и строить марины вместе с Крымом. А упрощенная транспортная логистика откроет новые возможности для двух регионов. «Крым и Краснодар заинтересованы в увеличении турпотока, потому запуск поездов между регионами позволит расширить рамки курортного сезона. Для привлечения еще большего количества отдыхающих будут разработаны туры выходного дня, синхронизирован и перераспределен график проведения событийных мероприятий», – рассказал председатель комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. Еще один проект – туристический маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства». В новый маршрут уже включены 25 объектов культурного, археологического показа в десяти городах и населенных пунктах. На Кубани это Тамань, Новороссийск, Анапа и Геленджик, в Крыму – Керчь, Феодосия, Евпатория, Севастополь и Балаклава, на Дону – город Азов. В целом будут «закольцованы» памятники античной истории, музеи, современные объекты турпоказа, располагающиеся на современных территориях 17 античных полисов Боспора. На реализацию проекта потребуется 970 млн рублей. Примечательно, что курирует его бывший министр курортов, туризма и олимпийского наследия Кубани Христофор Константиниди, который перешел на работу в администрацию президента РФ. «Золотое кольцо Боспорского царства» – это хорошо сформированный коммерческий продукт, сделанный по законам маркетинга. Есть четкое понимание мест размещения, объектов турпоказа, контента. Он может стать одним из драйверов кубанского туризма», – отмечает экономист Александр Полиди. Но как бы то ни было, эксперт не ожидает глобальных изменений в этом году. «Думаю, что взрывного увеличения турпотока мы не увидим. И это пока не нужно краю, учитывая нынешние рекордные объемы. Благодаря улучшению доступности и усилению мобильности рост будет, но небольшой. Структура самого туризма останется той же, что и была, но может перераспределиться выручка: от пляжного туризма и средств размещения в сторону горного, экстремального и событийного туризма. Также предполагаю, что этот год будет временем переосмысления реальности для тех, кто занимается туристической отраслью вообще (начиная от отельеров и рестораторов до самого министерства)», – подытоживает Александр Полиди. Фото: Дмитрий Мирошников / ФедералПресс

«Нельзя уповать на море и климат». Что вредит кубанским курортам и как привлечь отдыхающих
© РИА "ФедералПресс"