Эксперты: курорты Северного Кавказа нужно продвигать в мире как блокбастер

СОЧИ, 14 февраля. //. Курорты Северного Кавказа имеют большой потенциал благодаря уникальным климату и природе, национальному колориту и гостеприимству местных жителей. Также туриндустрия может дать новые рабочие места и возможность качественного отдыха и лечения.

Чтобы привлечь россиян и иностранцев на курорты СКФО, эксперты советуют обратиться к методам, которыми рекламируют блокбастеры: создать узнаваемые бренды и активнее продвигать их. Такое мнение представители туриндустрии из разных стран высказали в четверг во время сессии "Экономика гостеприимства: сегодня и завтра" в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.

Перспективы развития

Министр РФ по делам Северном Кавказа отметил, что кавказские регионы обладают множеством преимуществ: "прекрасный климат, огромное количество достопримечательностей". Однако сейчас этот потенциал не используется в полной мере.

"В мире вклад туризма в ВРП составляет около 10%, в России - около 5%, на Северном Кавказе - 3-3,5%. В мире по развитию средств размещения динамика порядка 7%, в Российской Федерации - до 6%, на Северном Кавказе динамика положительная, но все же не удовлетворяет нас - всего 1,5%. Будем наращивать эти показатели, у нас есть потенциал для развития", - пояснил Чеботарев.

Он отметил, что курорты Северного Кавказа уже принимают более 680 тыс. туристов в год, но к 2025 году турпоток реально увеличить до 1,6 млн человек. Для этого необходимо заниматься благоустройством регионов, стандартизировать такси и продажу билетов на маршрутный транспорт, привести к единому виду систему навигации на курортах, повысить качество обслуживания в гостиницах и отелях.

Кроме того, в ближайшие годы планируется развитие уже существующих курортов, а также запуск новых, в том числе "Армхи", "Мамисон", "Матлас". Сейчас в регионах СКФО действуют горнолыжные трассы протяженностью 31 км, 11 км из них запущены в 2018 году. До 2025 года планируется построить еще 81 км трасс.

Как блокбастер

Опрос иностранных участников площадки, проведенный советником генерального директора Анваром Гаджиевым, показал, что сейчас Северный Кавказ ассоциируется с гостеприимством и горами. Но конкретных ярких образов нет.

"Ваше восприятие самое поверхностное, ведь горы бывают зимние - и это горнолыжный туризм, бывают летние - вариативность очень большая. Хотелось бы, чтобы у каждого из субъектов появился свой бренд. [Например] Тула - это тульский пряник. В этом направлении мне кажется, что дальше всех шагнула Северная Осетия: узнаваемость осетинских пирогов шагнула далеко за пределы Северного Кавказа", - отметил Гаджиев.

Руководитель отделения в Германии Гернод Лоозе, указывая на важность рекламы курортов, привел в пример свою страну: в год ее посещают 544 млн иностранных гостей. При этом Северный Кавказ посещают 5 тыс. иностранцев, а Россию в целом - 8 млн, отметил Лоозе со ссылкой на открытые данные.

"Если рассматривать Германию, то российского турпродукта на рынке совсем не видно; сейчас о России в целом ничего не знают, а о Кавказе - тем более. А если Россия будет представлена у нас на выставках в целом, то люди увидят и отдельные регионы. Вам нужно обязательно создать правильные материалы на правильные продукты, правильно их продвигать с правильными партнерами", - обрисовал ситуацию немецкий эксперт.

Первый секретарь, атташе по внешнеэкономическим связям посольство Венгрии в РФ Шандор Фабиан пояснил, что с любым проектом работает "голливудский" принцип. "Даже если какой- то американский блокбастер как фильм ужасен, но его делает реклама: благодаря ей люди ходят и смотрят. Очень важен маркетинг", - сказал он.

Глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков подтвердил, что курорты Северного Кавказа сейчас стремятся к продвижению своих туров, однако работа только начата. Наиболее узнаваемым объектом Северного Кавказа сейчас является высочайшая вершина Европы Эльбрус, и нередко туристы, приехавшие в регион с одними целями, узнают про другие возможности уже на месте - например, многие не знают про курорты КБР с минеральными водами. Глава Карачаево-Черкесии во время обсуждения опыта других стран и российских регионов отметил: "Главное [что отличает Северный Кавказ] - это наши люди. Мы должны брать все самое лучшее, но и не забывать про нашу аутентичность".

Нерешенные вопросы

Однако, отметили эксперты, есть ряд недоработок и кроме слабой рекламы. Они касаются не только самого Северного Кавказа, но и отдельных отраслей или проблем туристической отрасли РФ в целом.

"Первый вопрос - это, конечно, виза, которую получить очень сложно. Мир большой, есть множество возможностей и в других местах, а турист решает в пользу тех направлений, где ему проще и выгоднее. Их нужно отменить или найти для отрасли туризма делать их проще для туороператоров, для групп", - отметил Лоозе. Он также посоветовал налаживать взаимоотношения с туроператорами.

Директор по развитию ООО "Азимут Хотелс Компани" считает, что Кавказ может быть перспективен для "нишевого" туризма, но для этого нужно учитывать требования определенных групп. "Нужно развитие china-friendly, halal-friendly. Например, китайский турист очень консервативный, он поедет туда, где есть для него условия - но это стабильный, хороший поток", - привела она пример.

Генеральный директор карельской "Клиники Кивач", которая предоставляет элитное санаторно-курортное лечение, Александра Улич отметила, что при всех отличиях климата и условий работы у ее учреждения есть общая проблема с курортами Северного Кавказа. Дело в том, что сейчас в России не хватает специалистов, которые могут работать в санаториях - дефицит среднего медперсонала по всей стране порядка 20 тыс. человек. При этом, добавила она, клиника смогла найти выход из ситуации и обучает сотрудников самостоятельно.

Глава Минкавказа Чеботарев отметил, что сейчас проблемы постепенно решаются. В частности, разработана стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Северо- Кавказском федеральном округе до 2035 года. Реализуются планы по развитию отдельных курортных городов - например, исполнение такой мини-стратегии для Кисловодска обойдется в 70 млрд рублей. В рамках госпрограммы по развитию Северного Кавказа создана подпрограмма развития курортов Кавказских Минеральных Вод, по которой в 2019-2021 годах Кисловодск и Пятигорск получат 2,7 млрд рублей.

О форуме

Российский инвестиционный форум проходит в Сочи 14-15 февраля. Главная тема форума в этом году - реализация национальных проектов. Организатор - фонд "Росконгресс". ТАСС - генеральный информационный партнер и фотохост- агентство форума.