Ещё

Кто из туроператоров больше рискует 

Фото: HotLine.travel
И как поступить, если «отель за ночь смыло в море»
Честный разговор с главой туроператора «Дельфин» о причинах банкротств в туристической отрасли, перспективах и трендах нового сезона.
Сергей, прошлый год принес много потрясений — целый ряд банкротств в очередной раз подорвал доверие туристов ко всей туротрасли. Замечаете ли вы отток покупателей?
Нет, на нашем рынке спада нет. Обратите внимание, что все банкротства произошли среди тех, кто играет на поле выездного туризма. Потому что рисков там гораздо больше или там собрались такие рискованные игроки. Я не помню, чтобы кто-то из поставщиков туруслуг по России заявлял о планах роста на 50–100% в сезон. Такие амбициозные задачи и заявления характерны для коллег, отправляющих туристов за рубеж. При этом все мы понимаем, что бесплатно увеличить объемы вдвое нереально… Долгое время мы видели на выезде такую модель: опустим цены, выдавим конкурентов, а потом начнем зарабатывать. Но светлое завтра так и не наступило, а излишние риски привели множество игроков к печальному финалу.
Я думаю, что компании, которые обанкротились в прошлом году, пострадали еще в 2014-м, во время девальвации. Они годами пытались заткнуть дыры в балансе, но отсутствие Египта и Турции, снижение доходов и потоков туристов подкосило их бизнес еще больше.
У нас же обратная ситуация — ослабление курса рубля вызвало приток туристов на российские курорты.
Подливает масла в огонь на выездных направлениях и жесткая конкуренция. Зачастую она возникает из-за небольшой емкости самого рынка. Например, турпоток из России в ту же Хорватию не превышает 150–200 тыс. человек. Для двух-трех крупных компаний это критично мало, особенно если учесть конкуренцию со стороны Booking.com. Для сравнения: в прошлом году на Черноморское побережье России приехало свыше 20 млн туристов, из них по линии туроператоров — 7–8 млн Понятно, что такую громадину задемпинговать просто невозможно. Рынок проглотит ваши низкие цены и пойдет дальше. С одной стороны, это ограничивает возможности взрывного роста, с другой — дает стабильность. За последние 10 лет не было случая, чтобы мы падали, — в среднем увеличиваем объемы на 10% в год. Фирма должна быть прибыльной в любое время — и на растущем рынке, и на падающем. «Дельфин» — консервативный игрок.
Но при этом «Дельфин» еще в прошлом сезоне начал выходить на зарубежные рынки и планирует развивать их и в дальнейшем. Как это согласуется с вашей теорией рисков?
Очень просто. Мы не берем на себя тех обязательств, которые могут в случае неудачи похоронить наш бизнес. Наша модель ближе к букинговой, отельной системе, к динамическому пакетированию на регулярных рейсах.
«Дельфин» не ставит чартерную перевозку, активно практикуемую туроператорами по выездному туризму. Кстати, и в этом заметна разница в поведении поставщиков туруслуг по России и за рубежом. На внутренних направлениях я вижу всё меньше желающих контрактовать значительное количество бортов. Мы также прекратили эти эксперименты в прошлом сезоне. Во-первых, потому что всё больше туристов едет на отдых на собственном авто, — благо, теперь и в Крым можно добраться по мосту. Во-вторых, по всем направлениям сейчас есть достаточное количество перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы.
Сергей, а зачем такие туристы, которые едут на своем авто, продолжают обращаться к вам? Почему не бронируют номер напрямую в отеле или через Booking.com?
Перефразируя классика: если туристы у нас покупают, значит, это им зачем-то нужно.
Любой бизнес жив, пока он честно отвечает на вопрос: за что платит клиент? Мы предлагаем туристам выбор, удобство покупки, онлайн 24/7, экспертную помощь, поддержку на курортах, гарантии исполнения тура.
Именно за этим люди и приходят к турагентам, а те, в свою очередь, обращаются к нам. Мы можем профессионально сравнить предложения отелей, составляем рейтинги, у нас есть возможность отфильтровать из большого ассортимента объектов размещения оптимальный по нужным туристу параметрам.
Каждый из 500 отелей, которые мы предлагаем в Краснодарском крае, отбирали и инспектировали наши специалисты. В отличие от сервисов бронирования, с которыми уже не раз были скандалы из-за фейковых предложений, мы гарантируем туристу, что он попадет в тот отель, фото которого видел у нас на сайте, а не в какой-то сарай. И его номер не окажется занят. А если отель за ночь смыло в море, мы переселим его в объект такой же категории или лучше. Мы помогали туристам в сложнейших форс-мажорных ситуациях, при том что нашей вины в них не было.
Что касается бронирования напрямую — здесь у нас все те же преимущества, плюс еще одно. Как сказал мне однажды один клиент: лучше я куплю тур у вас, чтобы потом, в случае проблем, интереснее было судиться — вы крупная компания и деньги, в отличие от маленького отеля в Крыму, у вас есть.
Жаль, что эта логика не работает для клиентов той же «Натали Турс»…
Министр экономического развития на днях очень точно подметил: туроператоры недокапитализированы. Именно собственный капитал защищает клиентов компании в других сферах. К сожалению, в туристической отрасли потери фирмы зачастую компенсируются за счет туристов. Мы очень надеялись на новые механизмы фондов, но сейчас стало абсолютно очевидно, что они не работают. Если сравнивать с рынком автомобильного страхования, то мерседесы нашего рынка застрахованы по ставке жигулей. В этом и заключается проблема. Если бы были известны реальные объемы бизнеса «Натали Турс», размер «подушки безопасности» был совершенно иным. И мы бы не получили тысячи несостоявшихся туров. Но другого механизма на сегодня нет, и надо приводить в соответствие размер рисков и страхового покрытия.
Вдумайтесь, у нас страхуют даже запуск космических аппаратов. И если спутник падает, то  получает компенсацию. Раз уж можно разобраться в таких сложных системах, то почему нельзя в туристическом бизнесе? Мы проще, чем спутник, я уверен!
Надо что-то менять именно в оценках объемов бизнеса туроператоров. Компании необходимо тщательно проверять. Иначе сложившуюся в отрасли ситуацию не исправить.
Чего нам ждать от нового сезона в целом и от «Дельфина» в частности?
Разговор о новом сезоне логичнее начать с итогов прошлого года. Сезон был неплохим, мы получили рост по клиентам около 12%. Но чемпионат мира по футболу внес существенные изменения в поведение туристов. Многие не поехали на море из-за того, что просто не нашли денег сразу и на матчи, и на классический отдых. Спрос на пляжный продукт был крайне нестабильным, сильно просел в июне и восстановился уже только после того, как наши футболисты вылетели из борьбы. Ощутимо снизились и продажи в экскурсионном сегменте. В Санкт-Петербург, например, на период белых ночей приехало на 25% меньше туристов, чем обычно. Многие не хотели пересекаться с толпами фанатов. А значит, в этом сезоне должен сработать отложенный спрос. Мы уже видим это по раннему бронированию: по пляжному отдыху в январе у нас 25%-ный рост к прошлогодним показателям, по экскурсионным турам — 7–10%.
Что касается зарубежных направлений, в прошлом году мы предложили туристам отдых в Болгарии, Германии, Японии, экскурсионные программы в Турции. Технологически обкатали множество мелочей и дополнительных сервисов. В новом сезоне будем продолжать движение в эту сторону. Мы намерены существенно диверсифицировать свою географию, но, конечно, остаемся верны внутреннему туризму.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео