Почему сверхзвуковые самолеты не перевозят пассажиров

На выездном заседании президиума Госсовета РФ Президент России Владимир Путин предложил вернуться к теме создания сверхскоростного, сверхзвукового пассажирского движения.

Почему сверхзвуковые самолеты не перевозят пассажиров
© ТАСС

Проекты сверхзвуковых пассажирских самолетов существовали, однако они сталкиваются с таким множеством вопросов и проблем, что пока подобных самолетов в гражданской авиации нет, а существовавшие ранее оказались нерентабельными.

Ниже мы расскажем об основных причинах, почему сверхзвуковых самолеты пока не вернулись в гражданскую авиацию.

Расходы на строительство

Сверхзвуковые самолеты должны быть гораздо более дороги в строительстве, чем обычные гражданские самолеты, так как для их строительства необходимы более высокотехнологичные материалы и технологии строительства.

Необходимо искать более стойкие материалы, например, сплавы титана, которые будут выдерживать более высокие температуры.

Кроме того, необходимо продумать более совершенную топливную систему, электропроводку, и многие другие системы в конструкции самолета.

Все эти меры нужны, чтобы самолет соответствовать традиционным стандартам безопасности и прочности.

В результате все это приводит к высоким расходам на строительство самолета.

Соответственно, для того, чтобы такой самолет был построен и широко применялся в гражданской авиации, необходимо, чтобы к авиастроительных компаний было достаточно денег на их создание, а у авиакомпаний – на приобретение подобных самолетов.

За период в 50 лет в гражданской авиации использовались не более 20 сверхзвуковых самолетов, а их операторами были всего три компании - British Airways, Air France и Аэрофлот. Все они получали существенные субсидии от правительств своих стран.

Расходы на эксплуатацию

Ранее в истории уже существовали сверхзвуковые самолеты - Concorde и Ту-144, однако они оказались нерентабельными.

Дело в том, что в случае подобных самолетов растет стоимость не только их строительства, но и стоимость эксплуатации.

В частности, в случае со сверхзвуковым самолетом Concorde получилось так, что расходы на топливо оказались непомерно высокими.

После начала коммерческой эксплуатации экономисты Air France и British Airways внезапно осознали, что перелёт из Лондона в Нью-Йорк требует заправки 120 тоннами авиационного керосина в 17 топливных баков.

При этом стоит также учитывать масштабы нашей страны, ведь для полета из Москвы во Владивосток потребуется огромный объем топлива, а значит, будут необходимы дозаправки на пути. Или же поиск новых технических решений.

Так, советский сверхзвуковой самолет Ту-144 существенно уступал Concorde в дальности полета, хотя именно эта характеристика очень важна в масштабах нашей огромной страны.

Стоит также отметить и то, что у сверхзвуковых самолетов амортизация выше, чем у обычных самолетов, а значит, что и расходы на ремонт и обновление авиапарка будут выше.

Экономическая целесообразность

Как уже отмечалось выше, два предыдущих сверхзвуковых самолета – Concorde и Ту-144 – оказались нерентабельными.

Однако затраты на строительство и эксплуатацию подобных самолетов настолько велики, что маловероятно, что цена на билет будет демократичной и доступной.

Таким образом, встает вопрос о том, насколько самолет будет востребован, ведь дело не только в стоимости строительства такого аппарата, но и в огромных расходах на топливо.

В случае с Concorde стоимость билета составляла 11 тыс. долларов, что было накладно даже для тех пассажиров, которые предпочитали бизнес-класс.

Вопрос безопасности пассажиров

Сверхзвуковые самолеты должны летать в более высоких слоях атмосферы.

И если для военных самолетов это не проблема, так как пилоты надевают высотные компенсирующие костюмы, то для пассажиров в повседневной одежде такие перелеты могут быть опасны.

Кроме того, такие самолеты должны быть оснащены дополнительными системами подачи кислорода, отмечают эксперты, иначе перелет становится очень рискованным для пассажиров.

Безопасность окружающей среды

Экологи бьют тревогу как в отношении обычных самолетов, так и в отношении возможных вредных выбросов сверхзвуковых самолетов.

Несмотря на эти сложности, в сентябре 2018 года заместитель гендиректора ПАО "Туполев" Валерий Солозобов заявил, что предприятие завершает предпроектные работы по сверхзвуковому пассажирскому самолёту, который сможет развивать скорость до 1900 км/ч на высоте 11 км.

При это Солозобов отметил, что авиационным специалистам ещё предстоит работа по снижению звукового воздействия на самолёт.